$

2.1329 руб.

2.4253 руб.

Р (100)

3.1894 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

НЕ ТЕХ ЗАЩИЩАЮТ©

16.08.2013

Минсельхоз России в середине июля отправил на межведомственное согласование новый проект федерального закона о производстве органической сельскохозяйственной продукции. Новая редакция документа кардинально отличается от предыдущей, и, как подчеркивают эксперты, не в лучшую сторону.

Теперь закон не предполагает участия отраслевых союзов и ассоциаций в выработке нормативно-правовой базы в области органического сельского хозяйства, как это было в предыдущей версии. Исключены из него международные и национальные стандарты на органическую продукцию и системы добровольной сертификации. Это означает, что идентифицировать органическую продукцию в России можно только тем, кто имеет госрегистрацию. Все регулирование и контроль рынка предлагается отдать некоему федеральному органу власти, уполномоченному правительством РФ, который в законопроекте не уточняется.

Из доработанной версии исчезли пункты, регулирующие деятельность производителей эко- и биопродукции. Производители органической продукции подлежат обязательной госрегистрации, которую проводит уже упоминавшийся уполномоченный правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в определенном им самим порядке.

Вводится переходный период к органическому производству. Срок действия свидетельства производителя органической продукции (всех их включат в госреестр) — 5 лет, а каждого вида продукции — 3 года.

По мнению специалистов, в документе отсутствует взаимосвязь с реальным положением дел в органическом сельском хозяйстве, он не учитывает интересы ни производителей, ни потребителей и обесценивает доверие к экологически чистой российской продукции. Поскольку принимать решение о присвоении статуса экопродукта будет некий чиновник, то это создает благоприятную среду для коррупции, сертификаты могут просто покупаться, считает исполнительный директор Союза органического земледелия Яков Любоведский.

Если предлагаемые нормы вступят в силу, российские производители окажутся зажатыми между чиновниками и транснациональными компаниями. Создается благоприятная среда для крупных иностранных корпораций, которые ищут возможности использования пахотных земель за рубежом (на Западе практически не осталось резервов для расширения сельхозпроизводства). В условиях ВТО они, как опасается Я.Любоведский, придут в Россию, будут производить и продавать органическую продукцию, а сертифицировать в своих национальных системах.

Участники рынка уверены, что к работе над законом подключились лоббисты крупных пищевых компаний. Если в первоначальном виде он давал четкие определения, что может называться органической продукцией, а также при каких условиях могут использоваться приставки эко- и био-, то согласно последнему варианту органической продукцией можно признавать продукты, вообще не содержащие органических компонентов.

По оценкам экспертов, в 2013 г. в РФ будет реализовано органической продукции (включая импортную) на 120 млн. USD, что на 20% больше, чем в прошлом году. Ожидается, что в перспективе рост продаж также составит 20–30% в год. Потенциал органического земледелия в России эксперты оценивают как очень высокий с учетом наличия 40 млн. га залежной земли, которая не использовалась уже порядка 20 лет со времен распада СССР.

Сейчас на российском рынке работает всего 10–15 компаний, имеющих международные сертификаты по стандарту «органик». Еще около 30–40 компаний находятся в стадии сертификации. Чтобы иметь право производить только один продукт по такому стандарту, необходимо заплатить 2,7 тыс. EUR.

Анна ФЕДОРОВА