$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НЕ ТАК СТРАШНЫ НОВЫЕ ПОШЛИНЫ

24.07.2007

Прошел месяц с момента вступления в силу решения ЕС об исключении нашей страны из Обобщенной системы преференций (ОСП). На белорусский экспорт в ЕС теперь распространяются стандартные импортные пошлины, которые в среднем на 3-4% выше, чем льготные. Общие потери экономики от исключения страны из ОСП не столь велики, как это прогнозировалось ранее, просчитали эксперты негосударственного Белорусского института стратегических исследований.

На первый взгляд, говорят эксперты, может показаться, что отечественный экспорт подорожает в среднем на 4%. В этом случае общие потери составят минимум 214 млн. USD (исходя из объема экспорта в страны ЕС в 2006 г.). В то же время в СМИ назывались другие цифры — 300-400 млн. EUR. По мнению экспертов института, они завышены. По всей видимости, они были получены путем умножения объема белорусского экспорта в ЕС в 2005 г. (около 3,3 млрд. EUR) на 10% (экспертная оценка возможных потерь). Поскольку в прошлом году наш экспорт в ЕС вырос на 27,5%, потери также должны быть скорректированы на эту величину.

Напомним, что ОСП предоставляет льготы по экспорту товаров странам с переходной и развивающейся экономикой, не подписавшим торговых соглашений с ЕС. ОСП распространяется только на те товары, в отношении которых действуют торговые пошлины. В среднем скидка с тарифов составляет 25% (для некоторых текстильных товаров она равна 20%, а по ряду других товарных позиций доходит до 30%).

После исключения Беларуси из ОСП отечественные товары стали облагаться тарифами, применяемыми к странам со статусом «наибольшего благоприятствования в торговле» (НБТ). На сегодняшний день средний тариф в отношении этих государств составляет около 4%. Ставки варьируются по степени «чувствительности» того или иного продукта исходя из ситуации с его производством непосредственно в ЕС.

Специалисты утверждают, что точную картину потерь невозможно получить без учета реальной структуры белорусского экспорта в Евросоюз. Ведь по ряду товарных позиций тарифы для стран со статусом НБТ нулевые, так что они не попадают в сферу действия ОСП.

Основная доля экспорта в ЕС приходится на топливо и нефть. Экспорт составил 3185,5 млн. USD, или 59,8% в общем объеме экспорта. Далее идут: древесина и изделия из нее (405,1 млн. USD, или 7,6%), железо и сталь (315,6 млн. USD, или 5,9%), удобрения (214,8 млн. USD, или 4%), изделия из черных металлов (189,5 млн. USD, или 3,6%), транспортные средства (147,8 млн. USD, или 2,8%), одежда и текстиль (131,2 млн. USD, или 2,5%), котлы, оборудование и механизмы (89,4 млн. USD, или 1,7%), другие товары (849,7 млн. USD, или 16%). Как видим, несмотря на обширную номенклатуру товарного экспорта, пять групп товаров составляют 80% всего экспорта: минеральное топливо и масла, древесина, железо и сталь (и изделия из них), а также удобрения. Тарифные преференции по этим группам не очень значительны. Более того, в рамках этих категорий ставки для стран со статусом НБТ часто нулевые. Правда, после утраты Беларусью статуса бенефициара тарифы могут вырасти с нулевого уровня до 3,5-4,7%. Для товаров текстильной промышленности может наблюдаться рост тарифов с 9,6% до 12%. В этом случае, по расчетам экспертов, даже самые «пессимистичные» оценки потерь (в годовом выражении) находятся в пределах 52,2-66,6 млн. USD. Наиболее реалистичной экспертам видится оценка потерь на уровне 23-36 млн. USD.

Что касается основных групп товаров, то по ним рост тарифов будет очень незначительным. Так, экспортеры нефти и нефтепродуктов столкнутся с ростом тарифов на 0,34%, удобрений — на 0,6%, а экспортеры изделий из железа и стали — на 0,04%. По остальным товарным группам рост тарифов будет практически незаметным.

Надо также иметь в виду, что торговля некоторыми товарами регулируется специальными соглашениями. В частности, это касается торговли текстилем и одеждой. Их бестарифный экспорт в ЕС регулируется отдельно. Тем не менее в этом секторе потери могут составить до 6,7 млн. USD, поскольку тарифы на некоторые товары (одежда и др.) вырастут с 9,6% до 12%. Такой относительно высокий уровень обусловлен тем, что текстильный сектор считается «чувствительным» в рамках ЕС. Хотя в страны ЕС поставляется около 30% объема экспорта предприятий концерна «Беллегпром», доля продукции, в отношении которой действовали преференции, составляла всего 2%.

Однако говорить о том, что исключение нашей страны из ОСП никак не повлияет на социально-экономическую ситуацию, нельзя. Вместе с другими факторами — рост цен на энергоносители, нежелание правительства девальвировать белорусский рубль — это может привести к снижению размера прибыли и заработной платы. При пессимистическом варианте развития событий (потери 52,6-66,6 млн. USD) совокупный объем прибыли в экономике может сократиться на 1,84%, а зарплата — на 0,6%. Более реалистичный прогноз (потери 23-36 млн. USD) дает соответственно 0,9% и 0,3%. Что касается конкретных отраслей, то картина здесь такова. При неблагоприятном раскладе в химической и нефтехимической промышленности зарплата может снизиться на 5,9%, в легкой промышленности — на 2,6%, в металлургии — на 0,1%, в деревообработке — на 0,6%. Однако на практике снижение может оказаться и меньшим, прогнозируют эксперты.

Специалисты обращают внимание, что более глубокий и точный анализ требует принять во внимание не только математические расчеты, но и, к примеру, ценовую эластичность, существующую на рынке Евросоюза в отношении импорта из Беларуси.

Основу нашего экспорта в страны ЕС составляют сырьевые и топливные ресурсы, а также товары с низкой добавленной стоимостью. Конкуренция на европейском рынке у такой продукции относительно невелика, большая ее часть импортируется. Можно предположить, что импортеры из ЕС не снизят спрос на белорусские товары и после исключения нашей республики из ОСП. Это в первую очередь касается сырьевой и топливной продукции, которую в силу различных причин нелегко заменить аналогичным товаром (удаленность стран-поставщиков, высокие транспортные издержки и др.). Вполне вероятно, что такую продукцию европейский рынок «проглотит» и по более высокой цене.

Что же дальше? Насколько долгим будет «отлучение» Беларуси от ОСП? Как заявил на брифинге 13 июня пресс-секретарь МИДа А.Попов, наша страна достигла значительного прогресса в диалоге с Международной организацией труда: «МОТ четко и недвусмысленно констатирует прогресс в выполнении Беларусью рекомендаций организации». В свою очередь еврокомиссар по торговле Питер Мендельсон заверил, что как только Беларусь приведет свои нормы в соответствие с требованиями МОТ, торговые преференции ей будут возвращены.

Александр ЮРИН