Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Консультации
12.04.2016 17 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Не спешите изменять контракт

Несмотря на призывы устранить дублирование норм различных правовых актов, в законодательстве остается достаточно сложностей и неясностей. На практике это порой заставляет кадровиков несколько раз выполнять одну и ту же работу.

К примеру, возможно, не все государственные организации успели привести контракты со своими руководителями в соответствие со вступившим в силу с 24 января 2016 г. постановлением Совмина от 15.12.2015 № 1040 (далее – постановление № 1040), которым в т.ч. были внесены изменения в Положение о порядке и условиях заключения контрактов с руководителями государственных организаций, утв. постановлением Совмина от 15.05.2007 № 604 (далее – Положение № 604).

Оказалось, что выиграли те, кто не поспешил. По­становление Совмина от 5.03.2016 № 183 (далее – постановление № 183), вступившее в силу с 12 марта 2016 г., вносит новые изменения в Положение № 604, что влечет корректировку контрактов с руководителями госорганизаций. Но если в первом случае их корректировка обосновывалась необходимостью учесть в контрактах положения Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон № 305-З), начинающего действовать с 24.01.2016 г., то во втором – их несоответствием нормам Декрета Президента от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).

Почему нельзя было свести два постановления Правительства в один нормативный акт (с учетом дат принятия Закона № 305-З и Декрета № 5 это было вполне реально), освободив кадровых работников от оформления лишних бумаг, остается загадкой. Но самое смешное, что и спешить приводить контракты с руководителями государственных организаций в соответствие уже с постановлением № 183 тоже не следовало. И это связано с тем, что в нашем законотворчестве положение о порядке и условиях заключения контрактов с той или иной категорией работников всегда принимает Совмин, а вот право разработки примерной формы контракта вполне могут делегировать Минтруда и соцзащиты, что и произошло в рассматриваемом случае.

Причем, несмотря на внесенные в Положение № 604 с 24 января 2016 г. и с 12 марта 2016 г. изменения, примерная форма контракта с руководителем государственной организации, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 22.06.2007 № 87 (далее – примерная форма контракта), продолжала действовать, противореча всем указанным выше правовым актам.

Наконец, постановлением Минтруда и соцзащиты от 16.03.2016 № 13 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 июня 2007 г. № 87» (далее – постановление № 13) в примерную форму контракта были внесены изменения для приведения ее в соответствие с требованиями постановления № 1040 и постановления № 183. При этом в примерную форму контракта внесены дополнительные новации, что потребует еще одной, уже третьей за несколько месяцев, корректировки «многострадальных» контрактов. При этом постановление № 13 вступило в силу не с 12 марта т.г., вместе с постановлением № 183, а с 7 апреля 2016 г., что еще больше усилило путаницу. В результате выиграли те кадровые работники, которые до сих пор ничего с контрактами не делали.

Борьба с коррупцией

Для приведения в соответствие с Законом № 305-З в подп. 5.1 п. 5 примерной формы внесены изменения, со­гласно которым на руководителя государственной организации (далее – руководитель) в сфере трудовых отношений возлагаются в т.ч. следующие обязанности:

– не заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через любых иных лиц (ранее запрещалась только предпринимательская деятельность, осуществляемая через доверенных лиц), не оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении такой деятельности, используя служебное положение;

– не быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственной организации, работником которой он является (до принятия постановления № 13 здесь говорилось об организации, руководителем которой он является), либо подчиненной и (или) подконтрольной ей государственной организации;

– не совершать от имени организации без согласования с государственным органом (организацией), в подчинении (ведении) которого (которой) она находится (в состав которого (которой) она входит), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно не поручать без указанного согласования совершение таких сделок иным должностным лицам. Ранее здесь требовалось поручать без подобного согласования совершение указанных сделок иным должностным лицам;

– не принимать участие лично или через иных лиц (было – через доверенных лиц) в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 305-З и иными законодательными актами (ранее Закон № 305-З здесь не упоминался);

– не иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;

– не выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности (ранее здесь говорилось только о трудовой деятельности) указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) он является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания, депутатов местных Советов депутатов);

– не выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией и иными законодательными актами. Отметим, что до принятия постановления № 13 в данной норме руководителям была разрешена любая педагогическая деятельность, а не только осуществляемая в рамках образовательных программ. В то же время «иное» могло быть установлено только Конституцией;

– незамедлительно принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в случае, если ему стало известно о возникновении или возможности его возникновения.

Кроме того, подп. 5.1 п. 5 примерной формы дополнен следующими обязательными требованиями к руководителям:

не использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами государственной службы;

не принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или не получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;

не осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами РБ или по договоренности между госорганами Беларуси и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в т.ч. поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;

не использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество организации и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей.

Приведение в соответствие
с Декретом № 5

Из примерной формы исключен п. 14. Напомним, что в соответствии с ним ранее контракт с руководителем в обязательном порядке следовало досрочно расторгнуть в случаях:

1) нарушения руководителем требований по охране труда, повлекшего увечье или смерть другого работника;

2) причинения руководителем в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом);

3) распития руководителем спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;

4) необеспечения надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, сокрытия фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечения без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения.

При этом Декрет № 5 в перечисленных случаях не требует обязательного увольнения проштрафившегося руководителя: трудовые договоры (контракты) до истечения срока их действия могут быть расторгнуты нанимателем по указанным основаниям.

Для приведения в соответствие с Декретом № 5 подп. 15.1 п. 15 примерной формы, содержащий основания для возможного досрочного расторжения контракта, дополнен следующими случаями:

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;

– нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников;

– причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда;

– сокрытие руководителем фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения.

Кроме замены обязательного расторжения контракта на возможное (т.е. по усмотрению нанимателя), во внесенных изменениях следует обратить внимание на включение в подп. 15.1 п. 15 примерной формы контракта такого основания для увольнения, как появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Постановление № 13 предусматривает еще некоторые послабления для руководителей:

– из числа оснований для расторжения контракта исключено сокрытие фактов нарушения работниками исполнительской дисциплины, равно как и необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных;

– причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба теперь является основанием для возможного расторжения контракта только в случае, если оно установлено вступившим в законную силу решением суда. Решение о привлечении к административной ответственности, принятое иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом), теперь во внимание не принимается.

Иные изменения

Ранее на руководителя возлагалась обязанность выполнять целевой показатель по энергосбережению, показатель по экономии ресурсов, задания по увеличению объемов использования местных видов топлива, нетрадиционных и вторичных энергоресурсов и снижению энергоемкости продукции (абз. 5 подп. 5.2 п. 5 примерной формы). После принятия постановления № 13 об этих показателях и заданиях можно забыть. Зато нужно обратить пристальное внимание на обеспечение реализации программ информатизации.

Кроме полной материальной ответственности за реальный ущерб, причиненный руководителем имуществу организации, теперь на него также возлагается ответственность за невыполнение условия о недопущении начала строительства объектов, включенных в государственные программы, при отсутствии подтвержденных объемов и источников финансирования (п. 9 примерной формы). При этом сохранена и ответственность за:

– неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего контракта, в т.ч. предусмотренных п. 2 примерной формы контракта показателей развития организации и соблюдения порядка управления и распоряжения государственным имуществом;

– результаты деятельности организации, включая выпуск и реализацию продукции (работ, услуг), не соответствующей обязательным требованиям стандартов и других нормативных документов по стандартизации;

– сохранность и целевое использование имущества, в т.ч. имущественную ответственность за ущерб, причиненный организации в результате его неправомерных действий или бездействия.

Постановлением № 13 предусмотрено еще одно дополнительное основание для возможного досрочного расторжения контракта  – необеспечение либо нарушение установленного законодательством порядка и сроков оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, повлекшее отстранение его от работы на срок более одного месяца (подп. 15.1 п. 15 примерной формы).

В свою очередь, в соответствии с корректировкой, внесенной в подп. 4.1 п. 4 примерной формы, наниматель теперь не имеет права на уменьшение (лишение) руководителю премий всех видов (независимо от привлечения к дисциплинарной ответственности) за необеспечение подчиненными организациями оплаты в полном объеме текущего потребления природного газа, электрической и тепловой энергии твердых видов топлива. Скорее всего, эта новация вызвана плачевным экономическим положением многих государственных организаций.

Кроме того, из числа обязанностей нанимателя (п. 6 примерной формы контракта) исключено проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации не чаще 1 раза в год и не реже одной ревизии в 2 года.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by