Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Юридическим лицам
15.02.2002 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Не создать ли нам еще одну инспекцию?

Законодательство об административных правонарушениях в последние годы постоянно уточняется, упорядочивается и обновляется вследствие развития национальной нормативной базы в целом и возникновения в республике новых правоотношений в результате освоения рыночных азов. И все-таки КоАП не поспевает за временем.

Законодательство об административных правонарушениях в последние годы постоянно уточняется, упорядочивается и обновляется вследствие развития национальной нормативной базы в целом и возникновения в республике новых правоотношений в результате освоения рыночных азов. И все-таки КоАП не поспевает за временем.

В ЧАСТНОСТИ, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) сохранил еще немало очевидных архаизмов вроде наказания за "вывешивание на балконах и лоджиях в дневное время белья" (ст.143) и никак не прореагировал на многие уже давно имеющиеся в жилищной сфере правоотношения и их изменения, закрепленные в новых Гражданском и Жилищном кодексах, Законе о совместном домовладении и других законодательных актах.

Возникновение новых правоотношений обусловлено, в частности, массовой приватизацией жилищного фонда, введением институтов субсидирования, предоставления займов организациями и льготных банковских кредитов при строительстве (реконструкции) и приобретении жилых помещений, формированием рынка жилья и других объектов недвижимости.

А ведь в этой сфере, как показывает жизнь, существует немало правонарушений, требующих адекватного воздействия (предупреждения их возникновения). Это, например, нарушение установленного порядка отнесения граждан к категории имеющих право на получение льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилья. Положением, утв. постановлением Совмина от 2000-12-20 г. N 1955, определено, что кроме среднемесячного совокупного дохода на каждого члена семьи при отнесении граждан к категории имеющих право на получение государственной поддержки должно учитываться и имущественное положение. В частности, стоимость учитываемого для этих целей имущества не должна превышать для получения субсидии -- стоимости квартиры типовых потребительских качеств, для получения льготного кредита -- двукратного предельного размера льготного кредита для данной семьи. Но, оказывается (это следует из обращений граждан в республиканские органы и СМИ), местные власти и банки во многих случаях вообще не учитывают стоимость имущества или учитывают ее не в полной мере. Налицо не только нарушение принципа социальной справедливости, но и явное пренебрежение нормами действующего законодательства.

НЕМАЛО в нашей практике и нарушений установленного порядка предоставления одноразовых безвозмездных субсидий и льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений -- нарушений очередности исходя из времени постановки семей на квартирный учет, незаконных включений в списки на получение субсидий и льготных кредитов, отказов без аргументированных и законных оснований в предоставлении субсидий и кредитов, отказов в совместном предоставлении субсидий и льготных кредитов гражданам льготных категорий, задержек с перечислением средств на финансирование строительства жилья и других. Кстати, в ст.45 проекта новой редакции Жилищного кодекса, определяющей виды правонарушений, за которые в области жилищных отношений предусматривается ответственность, содержится норма об ответственности за нарушение порядка выдачи льготных кредитов, но в то же время отсутствует норма об ответственности за нарушение порядка предоставления одноразовых безвозмездных субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) и приобретения жилья.

Сама жизнь требует дополнить КоАП целой главой, в которую вошли бы также:

нарушение порядка приобретения в частную собственность жилых помещений (приватизация занимаемого по договору найма жилья в государственном жилищном фонде, купля-продажа жилых помещений, долевое участие физических и юридических лиц в строительстве жилья и др.);

действия граждан и должностных лиц, связанные с ограничением прав собственности (включая право владения, пользования и расширения) на жилые помещения;

использование жилых помещений не по назначению (под офисы, конторы, склады, мастерские, торговые точки и т.д.);

непредоставление доступа в жилое помещение при аварийных и других чрезвычайных обстоятельствах для спасения жизни и сохранения здоровья граждан и их имущества;

самоуправство в реализации собственных жилищных интересов, повлекшее ущемление законных прав и интересов других граждан и организаций;

нарушение прав временно отсутствующих граждан в месте постоянного проживания;

нарушение права на неприкосновенность жилища.

ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ действующим законодательством санкции за административные правонарушения налагаются специально уполномоченными органами и должностными лицами. В проектировании и строительстве -- это органы государственного управления архитектурной и градостроительной деятельностью, Госстройнадзора; в области использования и охраны земель -- органы по земельным ресурсам, землеустройству, геодезии и картографии. Должностным лицам этих органов предоставлено право не только составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать штрафы, но и, что не менее важно в воспитательном и правообразовательном плане, давать предписания по устранению нарушений законодательства, требований нормативно-технической документации.

Но ведь это только один небольшой "срез" интересующей нас сферы деятельности. При столь значительном расширении правоотношений в области жилищных прав граждан и жилищно-коммунального хозяйства и возникновении новых не помешал бы специально уполномоченный орган по надзору за соблюдением законодательства в этой сфере. Таким органом могла бы стать Жилищно-коммунальная инспекция, создать которую Минжилкомхоз предлагал еще в 1996 году, но по разным причинам эта идея не была принята, и, возможно, напрасно.

Актуальность создания такого органа, по мнению министерства, обусловлена существенным увеличением после принятия законов "О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь", "О совместных домовладениях" и дальнейшим наращиванием удельного веса индивидуальных и коллективных субъектов собственности в жилищной сфере в республике очень много жилых домов "смешанного типа собственности". Развитие негосударственных форм собственности также вызывает необходимость усиления контроля за соблюдением законодательства субъектами хозяйствования в жилищно-коммунальном секторе экономики. Это важно еще и потому, что значительная доля жилищного фонда и объектов коммунального назначения находится сегодня в хозяйственном распоряжении разных министерств, других органов государственного управления, концернов, объединений, предприятий и организаций.

Главная цель создания такой инспекции видится в защите жилищных прав граждан, осуществлении надзора за эксплуатацией жилищного фонда и объектов коммунального назначения, а также в защите прав всех потребителей жилищно-коммунальных услуг независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Жилищно-коммунальная инспекция (назовем ее ЖКИ) могла бы взять на себя выполнение такой функций, как контроль за:

разработкой, совершенствованием и изданием нормативно-правовых актов по вопросам использования, содержания и ремонта жилых домов и коммунальных объектов;

соблюдением законодательства при осуществлении учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на получение жилья и государственной поддержки для его строительства (реконструкции) или покупки, правильностью отнесения граждан к категории имеющих право на получение такой поддержки;

соблюдением порядка приобретения гражданами в собственность жилых помещений, в том числе при приватизации, купле-продаже, вступлении в члены организации граждан-застройщиков, долевом участии в строительстве жилья и др.;

использованием по целевому назначению жилья, придомовых территорий, объектов коммунального назначения, соблюдением нанимателями и собственниками правил пользования жилыми помещениями, содержания и ремонта жилых домов и инженерного оборудования;

соблюдением законодательства при обеспечении населения и юридических лиц жилищно-коммунальными услугами, а также за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения ими населения;

выполнением мероприятий по подготовке жилищного фонда и коммунальных объектов к эксплуатации в осенне-зимний период, за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов и воды;

соблюдением порядка обследования состояния жилых помещений, признания их не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, не пригодными для проживания, а также перевода их в нежилые.

КОНЕЧНО, для реализации этой функции органы ЖКИ должны иметь право проводить инспекционные обследования и выдавать предписания собственникам и нанимателям жилых помещений (независимо от принадлежности жилищного фонда), а также должностным лицам жилищно-эксплуатационных и коммунальных предприятий и организаций об устранении выявленных нарушений, налагать на них и граждан предусмотренные действующим законодательством санкции за нарушения, связанные с соблюдением жилищных прав граждан, использованием, содержанием и ремонтом жилых домов и объектов коммунального назначения. У них должно быть и право участвовать в работе постоянно действующих межведомственных комиссий, образуемых местными исполнительными и распорядительными органами при рассмотрении вопросов о признании жилых помещений не пригодными для проживания или не соответствующими их санитарным и техническим требованиям.

На мой взгляд, к вопросу о создании ЖКИ все же стоит вернуться. Он может быть обсужден на законодательном уровне отдельно или в ходе предстоящего рассмотрения в Палате представителей Национального собрания проекта закона о новой редакции Жилищного кодекса.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by