Судебная практика
25.03.2005 6 мин на чтение
мин
Не согласны? Жалуйтесь!
Пересмотр судебных актов в порядке надзора
Пересмотр судебных актов в порядке надзора
В новой редакции Хозяйственного процессуального кодекса (далее - ХПК) существенные изменения внесены в пересмотр судебных актов в надзорных инстанциях. Теперь вместо хозяйственных судов областей и г. Минска надзор будет осуществляться только Высшим хозяйственным судом Республики Беларусь (далее - ВХС). То есть Президиум ВХС стал хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций. А Пленум ВХС - хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума ВХС.
Хозяйственный суд надзорной инстанции принимает дело к своему рассмотрению на основании протестов должностных лиц, имеющих право принесения протеста. Таким правом наделены:
- Председатель ВХС и Генеральный прокурор - на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Пленума ВХС;
- заместители Председателя ВХС и заместители Генерального прокурора - на судебные постановления любого хозяйственного суда, за исключением постановлений Президиума ВХС и постановлений Пленума ВХС.
В новой редакции ХПК не предоставлено право принесения протеста председателям суда областей и г. Минска, а также прокурорам областей и г.Минска.
С жалобой в порядке надзора вправе обратиться как лица, участвующие в деле, так и лица, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу. Для обращения установлен срок: не более одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Пропуск этого срока является основанием для возвращения жалобы.
Жалоба в порядке надзора принимается к рассмотрению лишь в том случае, если судебный акт проверялся в суде апелляционной и (или) кассационной инстанциями либо возможность обращения в эти судебные инстанции утрачена. Например, в связи с пропуском срока подачи жалобы и отказом суда в его восстановлении появляется право на обращение в ВХС, осуществляющий проверку судебного акта в порядке надзора, в особой процедуре. Лицо, подающее надзорную жалобу, должно не только привести в своем обращении убедительные основания для этого, но и указать на использование и исчерпание всех средств правовой защиты.
Вопрос о принятии жалобы к производству рассматривается лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора, в пятидневный срок со дня ее поступления в ВХС или Прокуратуру.
Надзорное производство считается возбужденным с момента поступления жалобы, если она не подлежит возврату.
Основаниями, по которым надзорная жалоба возвращается, кроме несоблюдения формы и содержания жалобы, являются и требования к соблюдению срока подачи жалобы, а в случае пропуска срока должно быть ходатайство о его восстановлении. Вопрос о восстановлении пропущенного срока решается должностными лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора.
Новым Кодексом устанавливается порядок рассмотрения вопроса о приостановлении исполнения оспариваемого судебного акта должностным лицом, имеющим право принесения протеста. Должностное лицо должно вынести соответствующее постановление, направляемое лицам, участвующим в деле. Срок приостановления исполнения судебного акта, как правило, определяется сроком надзорного производства.
Жалоба рассматривается должностным лицом в срок не более двух месяцев со дня поступления жалобы в ВХС или Прокуратуру. После проверки должностное лицо принимает решение по делу: либо отказ в принесении протеста, о чем письменно сообщается лицу, подавшему жалобу, либо приносится протест, который направляется вместе с делом в соответствующий хозяйственный суд надзорной инстанции (Президиум, Пленум).
Кодекс определяет порядок рассмотрения дела в хозяйственном суде надзорной инстанции. Предусматривается, что протесты обязательно должны быть включены в повестку дня Президиума или Пленума. Срок рассмотрения дела в Президиуме не может превышать двух месяцев со дня поступления протеста и в Пленуме - в срок не более трех месяцев. Прежний ХПК подобных ограничений не содержал.
Важной гарантией того, что надзорная инстанция ВХС рассматривает дело в процедуре открытого судебного разбирательства, является предусмотренное новым ХПК правило о праве лиц, участвующих в деле, участвовать в заседании Президиума, Пленума. Тем самым ХПК гарантирует лицам, участвующим в деле, их право быть выслушанными в суде как посредством предоставления им возможности дать устные объяснения по существу рассматриваемого дела, так и путем представления ими своих доводов в письменном виде.
Президиум, Пленум принимают в закрытом совещании постановление по результатам рассмотрения дела после завершения его слушания, в том числе после устных выступлений лиц, участвующих в деле.
Постановление Президиума, Пленума подписывается Председателем ВХС и соответственно секретарем Президиума или Пленума и вступает в силу с момента его принятия, а затем не позднее десяти дней направляется лицу, подавшему жалобу в порядке надзора, и другим лицам, участвующим в деле.