Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Судебная практика
25.03.2005 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Не согласны? Жалуйтесь!

Пересмотр судебных актов в порядке надзора

Пересмотр судебных актов в порядке надзора

В новой редакции Хозяйственного процессуального кодекса (далее - ХПК) существенные изменения внесены в пересмотр судебных актов в надзорных инстанциях. Теперь вместо хозяйственных судов областей и г. Минска надзор будет осуществляться только Высшим хозяйственным судом Республики Беларусь (далее - ВХС). То есть Президиум ВХС стал хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций. А  Пленум ВХС - хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума ВХС.

Хозяйственный суд надзорной инстанции принимает дело к своему рассмотрению на основании  протестов должностных лиц, имеющих право принесения протеста. Таким правом наделены:

- Председатель ВХС и Генеральный прокурор - на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Пленума ВХС;

- заместители Председателя ВХС и заместители Генерального прокурора - на судебные постановления любого хозяйственного суда, за исключением постановлений Президиума ВХС и постановлений Пленума ВХС.

В новой редакции ХПК не предоставлено право принесения протеста председателям суда областей и г. Минска, а также прокурорам областей и г.Минска. 

С жалобой в порядке надзора вправе обратиться как лица, участвующие в деле, так и лица, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу. Для обращения установлен срок: не более одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Пропуск этого срока является основанием для возвращения жалобы.

Жалоба в порядке надзора принимается к рассмотрению лишь в том случае, если судебный акт проверялся в суде апелляционной и (или) кассационной инстанциями либо возможность обращения в эти судебные инстанции утрачена. Например, в связи с пропуском срока подачи жалобы и отказом суда в его восстановлении появляется право на обращение в ВХС, осуществляющий проверку судебного акта в порядке надзора, в особой процедуре. Лицо, подающее надзорную жалобу, должно не только привести в своем обращении убедительные основания для этого, но и указать на использование и исчерпание всех средств правовой защиты.

Вопрос о принятии жалобы к производству рассматривается лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора, в пятидневный срок со дня ее поступления в ВХС или Прокуратуру.

Надзорное производство считается возбужденным с момента поступления жалобы,  если она не подлежит возврату.

Основаниями, по которым надзорная жалоба возвращается, кроме несоблюдения формы и содержания жалобы,  являются и требования к соблюдению срока  подачи жалобы, а в случае  пропуска срока должно быть ходатайство о  его восстановлении. Вопрос о восстановлении пропущенного срока решается должностными лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора.

Новым Кодексом устанавливается порядок рассмотрения вопроса о приостановлении исполнения оспариваемого судебного акта должностным лицом, имеющим право принесения протеста. Должностное лицо должно вынести соответствующее постановление, направляемое лицам, участвующим в деле. Срок приостановления исполнения судебного акта, как правило, определяется сроком надзорного производства. 

Жалоба рассматривается должностным лицом в срок не более двух месяцев со дня поступления жалобы в ВХС или Прокуратуру. После проверки должностное лицо принимает решение по делу: либо отказ в принесении протеста, о чем письменно сообщается лицу, подавшему жалобу, либо приносится протест, который направляется вместе с делом в соответствующий хозяйственный суд надзорной инстанции (Президиум, Пленум).

Кодекс определяет порядок рассмотрения дела в  хозяйственном суде надзорной инстанции. Предусматривается, что протесты  обязательно должны быть включены в повестку дня Президиума или Пленума. Срок рассмотрения дела в Президиуме не может превышать двух месяцев со дня поступления протеста и в Пленуме - в срок не более трех месяцев. Прежний ХПК подобных ограничений не содержал.

Важной гарантией того, что надзорная инстанция ВХС рассматривает дело в процедуре открытого судебного разбирательства, является предусмотренное новым ХПК правило о праве лиц, участвующих в деле, участвовать в заседании Президиума, Пленума. Тем самым ХПК гарантирует лицам, участвующим в деле, их право быть выслушанными в суде как посредством предоставления им возможности дать устные объяснения по существу рассматриваемого дела, так и путем представления ими своих доводов в письменном виде.

Президиум, Пленум принимают в закрытом совещании постановление по результатам рассмотрения дела после завершения его слушания, в том числе после устных выступлений лиц, участвующих в деле.

Постановление Президиума, Пленума подписывается Председателем ВХС и соответственно секретарем Президиума или Пленума и  вступает в силу с момента его принятия, а затем не позднее десяти дней направляется лицу, подавшему жалобу в порядке надзора, и другим лицам, участвующим в деле.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений