$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Не рынок, но контроль

17.08.2007

Усилия, предпринятые в стране для повышения качества подготовки водителей с целью снижения уровня ДТП, как ни странно, дали обратный результат. С 2006 г. ГАИ отметило двукратный рост аварийности среди «молодых» водителей. Одной из причин, по мнению начальника управления ГАИ МВД Евгения КАРПОВИЧА, является установление единой для всех автошкол цены за обучение. Проблема обсуждалась на днях в Минске на пресс-конференции «Вопросы качества обучения в автошколах республики. Профилактика дорожно-транспортных происшествий».

Ради чего?

В прошлом году сфера подготовки водителей испытала на себе немало законодательных новшеств. Об этом уже не раз писала «ЭГ». Глава государства своим Указом от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» поручил провести сертификацию всех автошкол. Что Минтрансом и было сделано. C июля прошлого года учебные организации, которые не имели надлежащей учебно-материальной базы и квалифицированного преподавательского состава, были отстранены от учебного процесса. Сейчас в стране действуют 420 автошкол.

Немало было сделано и для усовершенствования подготовки водителей — введены новые программы (постановление Совмина от 12.01.2006 № 33). Так, занятия должны проводиться не менее трех месяцев, а количество часов практического вождения для водителей категории «В» было увеличено почти на 30% — с 28 до 40. В то же время аварийность с участием «молодых» водителей (со стажем до года) в прошлом году выросла на 47%. Парадокс?

Зарегулировали

Как говорят в автошколах, на качество обучения в немалой степени повлияло установление фиксированной цены за обучение. Напомним, постановлением Совмина (от 12.01.2006 № 34) им был установлен единый тариф в размере 589 тыс. Br с учетом топлива. Не в состоянии покрывать свои расходы, школы стали терпеть убытки, снизили заработную плату мастерам до 300-400 тыс. Br, и те начали уходить в поисках достойного заработка.

«Нас загнали в кабалу такую, что мы каждому курсанту еще по 100 тыс. Br доплачивали из своего кармана, — рассказывает замдиректора автошколы «Атлант-М» Николай Болтушкин. — Раньше мы до тех пор не выпускали человека, пока он не будет готов к сдаче экзамена в ГАИ. Советовали ему взять еще пару часов вождения и доработать все моменты, по которым есть замечания. Теперь мы не можем этого сделать, поскольку тем самым еще больше загоним себя в угол. Если по нашим расчетам дополнительное занятие у нас стоит 38 тыс. Br вместе с бензином, то курсанты по установленным расценкам и половины этой суммы не оплачивают». К слову, убытки этой автошколы, парк которой состоит из 6 автомобилей «Фольксваген Поло» 2003-2004 гг. выпуска, сегодня превысили уже 22 млн. Br.

«Я считаю, что между учебными организациями должна быть здоровая конкуренция, — прокомментировал «ЭГ» ситуацию замначальника управления ГАИ МВД Евгений Карпович. — Если организация обучает вождению на новых иномарках, стоимость обучения в ней должна быть выше, чем в той, которая учит на 20-летних «Жигулях». Абсолютно одинаковая плата — это нонсенс». То, что автошколам сейчас немножко подняли цену и выкинули из нее бензин (постановление правительства от 17.05.2007 № 616), — проблемы не решит, считает он. «Нужно отпустить цены — и тогда автошколы не выпустят курсанта не подготовленного», — в свою очередь, уверяют руководители учебных организаций.

Контроля, еще контроля…

Госавтоинспекция вместо того, чтобы вмешаться и как-то повлиять на ситуацию, например, обратиться в правительство с изложением своего мнения относительно причин все ухудшающегося положения на дорогах, предпочитает винить в происходящем Минтранс и его НИИ «Транстехника», которому была передана функция контроля за подготовкой водительских кадров. Более того, сама выразила намерение усилить контроль качества подготовки водителей.

Так, планируется полностью исключить участие человека из процесса приема у курсантов теоретического экзамена, что сделает его результаты объективными, ужесточить условия приема практического экзамена. Вместо 20 минут, которые сейчас отводятся на каждого потенциального водителя для проверки навыков вождения, будет тратится не менее получаса, что «позволит максимально убедиться, что он способен в условиях столь сложного движения влиться в транспортный поток». Назрела необходимость усложнить прохождение медкомиссии, говорят в ГАИ. Однако очевидно, что без создания нормальных условий для развития этого вида услуг даже самый что ни на есть суровый контроль вряд ли заставит автошколы качественно готовить водителей в убыток себе…

Инесса ГЕРМАНЧУК