Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Проблемы и решения
27.08.2002 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НЕ РЕВИЗОРОМ И НЕ СВЯЩЕННИКОМ хочет быть белорусский аудитор. Но пока не получается

Десятилетняя история национального аудита выявила целый ряд проблем, связанных как со становлением новой, непривычной ранее формы контроля, так и с несовершенством отечественного законодательства. Существенный разрыв между теоретической и нормативной...

Десятилетняя история национального аудита выявила целый ряд проблем, связанных как со становлением новой, непривычной ранее формы контроля, так и с несовершенством отечественного законодательства. Существенный разрыв между теоретической и нормативной базой, с одной стороны, и реальной практикой аудита, с другой, сохраняется и в настоящее время.

До сих пор для белорусских менеджеров характерным является своеобразное понимание сущности и роли аудита. В условиях неразвитой правовой базы, касающейся отношений собственности, и при отсутствии в Республике Беларусь традиций экономического контроля со стороны собственников и других заинтересованных лиц аудит приобрел отчетливые черты налогового контроля и стал использоваться лишь в совершенно определенных, узких целях.

В последние годы проблема проверок инспекций МНС и других органов госконтроля порой заслоняет для субъектов хозяйствования все прочие задачи. Несовершенство, а зачастую и откровенная противоречивость налогового законодательства, а также непомерно высокие штрафные санкции даже за небольшие нарушения привели к тому, что основной заботой белорусских предприятий стали их взаимоотношения с бюджетом и государственными контролирующими органами, а не производство как таковое. Приоритет полного и своевременного расчета с бюджетом над повышением эффективности производства и управления привел к тому, что отечественный бухгалтерский учет в значительной степени приобрел черты налогового учета.

В этой связи белорусский аудит также носит достаточно специфический характер. В большинстве случаев аудитор рассматривается как определенный гарант безопасности предприятия перед предстоящей налоговой проверкой. Основным заказчиком и пользователем подобного аудита является главный бухгалтер, требующий от аудитора максимально возможной полноты проверки документов по всем разделам учета, а также стопроцентной проверки налогов. Критерием качества проведенной работы в данных условиях является толщина подготовленной справки, а эталоном качества -- отсутствие претензий со стороны государственных контролеров.

Такой аудит соответствует современным реалиям экономической жизни, но очень далек от общепринятой международной практики.

Склонность государственных органов рассматривать аудиторов как священников, призванных "исповедовать" должностных лиц субъекта хозяйствования и выдать индульгенцию для налоговых органов, также полностью укладывается в национальное понимание аудита.

Совершенно очевидно прослеживается стремление органов государственного контроля превратить аудит в придаток налоговой инспекции с приданием ему характерных для этого ведомства черт.

Постановление Совмина от 2002-05-22 г. N 649, фактически отнимающее у аудиторов право выдачи положительного заключения о достоверности финансовой отчетности, и постановление Минэкономики от 2002-04-30 г. N 94 "Об утверждении порядка формирования тарифов на аудиторские услуги" подтверждают это.

Очевидна и тенденция постепенного сужения функций аудиторов и круга аудируемых субъектов. В то же время практически никем не решаются задачи оценки качества управления и информационной защиты собственников. Не умаляя профессиональных качеств государственных контролеров, можно со значительной долей уверенности предположить, что подобная практика вряд ли будет способствовать повышению доверия к нашим предприятиям со стороны потенциальных инвесторов.

Развитие аудита -- это не просто вопрос совершенствования одного из направлений контрольно-ревизионной работы в республике. Это одно из условий формирования благоприятного инвестиционного климата в стране, повышения эффективности менеджмента.

За свою более чем полуторавековую историю институт аудита стал основной формой финансового контроля во многих странах мира и несмотря на отдельные неудачи -- неотъемлемым элементом рыночной экономики. Игнорировать этот факт нельзя. Только рынок может сформировать систему критериев оценки эффективности аудита. Попытка лишить аудиторов права на ошибку будет иметь лишь обратный результат.

Необходимо понять, что аудит -- это высокопрофессиональный и специфический род деятельности. Выработка соответствующего отношения к нему у государства и субъектов хозяйствования будет способствовать повышению качества оказываемых белорусскими аудиторами услуг, интеграции в мировую систему учета и контроля, упразднение низкоэффективного ведомственного контроля и, в конечном итоге, формированию современного бизнеса в Беларуси.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by