$

2.0950 руб.

2.3557 руб.

Р (100)

3.2765 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Тарифная ставка первого разряда

36.40 руб.

Актуально

Не реку перейти

26.07.2013

Модернизация предприятий должна иметь четкие экономические ориентиры. Однако порой планы техперевооружения оказываются заведомо невыгодными: гораздо дешевле отремонтировать имеющееся оборудование, чем закупать новое, особенно если его нечем будет загрузить. Об одном из таких случаев рассказывает первый заместитель председателя Комитета госконтроля Гомельской области Константин ТАРАНОВ.

В ходе проверки РТУП «Белорусское речное пароходство» Комитетом государственного контроля Гомельской области, установлены факты бесхозяйственности формального подхода к планированию стратегии развития, неэффективного использования производственных мощностей — не обеспечены их загрузка, ремонт и поддержание в рабочем состоянии основных средств.

Так, объем грузов, у перевезенных предприятием в 2012 году снизился почти в 7 раз по сравнению с уровнем за 1989 год. Кроме того, РТУП остро нуждается в обновлении и модернизации самоходного и несамоходного флота, износ которого по состоянию на начало 2013 г. превысил 70%. При этом имеют место факты, указывающие на экономическую нецелесообразность реализации ряда мероприятий, включенных в Программу развития внутреннего водного и морского транспорта Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 24.12.2010 № 1895.

Так, согласно п. 35 приложения 6 к Программе предусмотрено обеспечить приобретение РТУП трех портальных кранов для речных портов Могилев, Брест, Гомель общей стоимостью более 18 млрд. Br. Однако в этих портах на протяжении от 4 до 14 лет не используются портальные краны в связи с необходимостью их ремонта и (или) замены отдельных узлов, затраты на приведение в рабочее состояние которых по расчетам специалистов предприятия составляют от 1 до 2 млрд. Br, т.е. в 3–6 раза меньше, чем потребовалось бы на приобретение новых кранов, предусмотренных Программой. К тому же загрузка эксплуатирующихся, имеющихся у предприятия портальных кранов, в 2010–2012 гг. составила от 20% до 38,3%.

В отрасли не обеспечивается эффективное использование несамоходных судов, участвующих в формировании грузооборота. Доведенные Минтрансом в 2011–2012 гг. предприятиям водных путей гарантированные глубины на судоходных участках р. Припять от Пинска до Мозыря составляли от 130 до 150 см. В результате максимальная осадка судов на указанных судоходных участках не могла превышать 120–140 см. Между тем инструкцией, утвержденной приказом Главречфлота БССР от 5.06.1985 № 95, при максимальной загрузке рудовозов проекта 775 (1060 тонн) предусмотрена осадка в размере 200 см. В результате загрузка транспортных судов предприятия при перевозках в 2011–2012 гг. составила только 66,4% от максимально возможной.

РТУП «Белорусское речное пароходство» не организована надлежащая работа служб маркетинга по расширению номенклатуры перевозимых грузов, поиску новых рынков сбыта — в результате загрузка имеющихся производственных мощностей в 2010–2012 гг. не превышала 50%. Объем перевезенных РТУП грузов в навигацию 2012 г. по сравнению с аналогичными периодами 2010–2011 гг. снизился почти в 2 раза, до 2,7 млн. тонн. При этом основной удельный вес в выручке приходился на перевозки щебня из порта Микашевичи и речного песка, добытого со дна рек (98,7–99,97%). В номенклатуру перевозимых предприятием грузов в 1989–1991 гг. также входили железная руда, кварцевый песок, лес в судах, лес в плотах и прочие грузы.

Комитетом госконтроля Гомельской области внесены предложения предприятию для принятия мер по экономии государственных средств, устранению нарушений. Рассматривается вопрос о привлечении предприятия и его должностных лиц к административной ответственности.


Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях