$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Не реку перейти

26.07.2013

Модернизация предприятий должна иметь четкие экономические ориентиры. Однако порой планы техперевооружения оказываются заведомо невыгодными: гораздо дешевле отремонтировать имеющееся оборудование, чем закупать новое, особенно если его нечем будет загрузить. Об одном из таких случаев рассказывает первый заместитель председателя Комитета госконтроля Гомельской области Константин ТАРАНОВ.

В ходе проверки РТУП «Белорусское речное пароходство» Комитетом государственного контроля Гомельской области, установлены факты бесхозяйственности формального подхода к планированию стратегии развития, неэффективного использования производственных мощностей — не обеспечены их загрузка, ремонт и поддержание в рабочем состоянии основных средств.

Так, объем грузов, у перевезенных предприятием в 2012 году снизился почти в 7 раз по сравнению с уровнем за 1989 год. Кроме того, РТУП остро нуждается в обновлении и модернизации самоходного и несамоходного флота, износ которого по состоянию на начало 2013 г. превысил 70%. При этом имеют место факты, указывающие на экономическую нецелесообразность реализации ряда мероприятий, включенных в Программу развития внутреннего водного и морского транспорта Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 24.12.2010 № 1895.

Так, согласно п. 35 приложения 6 к Программе предусмотрено обеспечить приобретение РТУП трех портальных кранов для речных портов Могилев, Брест, Гомель общей стоимостью более 18 млрд. Br. Однако в этих портах на протяжении от 4 до 14 лет не используются портальные краны в связи с необходимостью их ремонта и (или) замены отдельных узлов, затраты на приведение в рабочее состояние которых по расчетам специалистов предприятия составляют от 1 до 2 млрд. Br, т.е. в 3–6 раза меньше, чем потребовалось бы на приобретение новых кранов, предусмотренных Программой. К тому же загрузка эксплуатирующихся, имеющихся у предприятия портальных кранов, в 2010–2012 гг. составила от 20% до 38,3%.

В отрасли не обеспечивается эффективное использование несамоходных судов, участвующих в формировании грузооборота. Доведенные Минтрансом в 2011–2012 гг. предприятиям водных путей гарантированные глубины на судоходных участках р. Припять от Пинска до Мозыря составляли от 130 до 150 см. В результате максимальная осадка судов на указанных судоходных участках не могла превышать 120–140 см. Между тем инструкцией, утвержденной приказом Главречфлота БССР от 5.06.1985 № 95, при максимальной загрузке рудовозов проекта 775 (1060 тонн) предусмотрена осадка в размере 200 см. В результате загрузка транспортных судов предприятия при перевозках в 2011–2012 гг. составила только 66,4% от максимально возможной.

РТУП «Белорусское речное пароходство» не организована надлежащая работа служб маркетинга по расширению номенклатуры перевозимых грузов, поиску новых рынков сбыта — в результате загрузка имеющихся производственных мощностей в 2010–2012 гг. не превышала 50%. Объем перевезенных РТУП грузов в навигацию 2012 г. по сравнению с аналогичными периодами 2010–2011 гг. снизился почти в 2 раза, до 2,7 млн. тонн. При этом основной удельный вес в выручке приходился на перевозки щебня из порта Микашевичи и речного песка, добытого со дна рек (98,7–99,97%). В номенклатуру перевозимых предприятием грузов в 1989–1991 гг. также входили железная руда, кварцевый песок, лес в судах, лес в плотах и прочие грузы.

Комитетом госконтроля Гомельской области внесены предложения предприятию для принятия мер по экономии государственных средств, устранению нарушений. Рассматривается вопрос о привлечении предприятия и его должностных лиц к административной ответственности.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях