$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Не просто купля-продажа

06.10.2009

Среди торгово-экономических партнеров Беларуси у Татарстана особое место. На протяжении последних лет это одновременно и важный источник энергоресурсов и сырья для нашей страны, и емкий рынок сбыта для отечественной промышленности. Причем рынок быстро растущий, поскольку республика в Поволжье входит в пятерку наиболее динамично развивающихся регионов России.

Но глобальный финансовый кризис сейчас решительно меняет приоритеты. Как сохранить в наши сложные времена прежнее торгово-экономическое и инвестиционное значение экономик Беларуси и Татарстана друг для друга? Об этом с корреспондентом «ЭГ» беседует глава торговой палаты Республики Татарстан в нашей стране, кандидат технических наук, член-корреспондент Белорусской инженерной академии Ирек ГАФИЯТУЛЛИН.

— Ирек Сунгатуллович, пока по объему товарооборота Татарстан — пятый по значению торговый партнер для белорусской экономики среди регионов Российской Федерации. Но уж больно велики взаимные потери в текущем году. Экспорт Беларуси в вашу республику за 7 месяцев упал на 55,3%, импорт снизился на 46,5%. Можно ли улучшить ситуацию на взаимовыгодных началах?

— А я бы и ту, что сейчас сложилась, не очень-то драматизировал. В недалеком 2004 г., когда я только начинал свою деятельность главы торговой палаты, годовой товарооборот у нас с вами был, помнится, 29 млн. USD, а создавали его с обеих сторон всего 11 предприятий. В прошлом году объем взаимной торговли превысил 1,3 млрд. USD. И это без учета того, что мы покупаем белорусские товары еще и в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах. Сотрудничают уже 126 предприятий.

Но дело даже не в количестве, а в том, что наши экономические отношения прошли уже этап простой купли-продажи товаров и услуг и успешно движутся по пути промышленной кооперации и интеграции. В прошлом году, к примеру, Татарстан приобрел 10 тыс. тракторов МТЗ. Из них импортировал только 3,5 тыс., а 6,5 тыс. собрал из тракторокомплектов на совместном предприятии, созданном в Елабуге на паритетных началах. Создан и торговый дом «МТЗ-ЕлАЗ» с рынком сбыта — до Дальнего Востока. Действует также современная система техсервиса. В Лениногорске с «Бобруйскагромашем» собираем пресс-подборщики. Но из Беларуси везем лишь часть комплектующих. Тележку делаем у себя и шины используем свои, нижнекамские. Выгода, как видите, взаимная. Так же работаем с «Лидсельмашем» и другими предприятиями.

Что касается нынешнего падения товарооборота, так давайте вспомним, что Татарстан поставляет на НПЗ Беларуси нефть, цены на которую в прошлом году в мире зашкаливали. На этом фоне для Татарстана и сложилось положительное сальдо во взаимной торговле с Беларусью. Сохраняется оно и сейчас. Хотя цены на нефть уже далеко не прошлогодние, что в значительной степени уменьшило внешнеторговые показатели текущего года. Тем не менее основа для развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества как никогда прочная.

— Но вы перечислили совместные проекты докризисной поры. Насколько реальна такая кооперация сейчас?

— Конечно, влияние кризиса ощутимо. В нынешнем году труднее взять кредиты для закупки тракторокомплектов в Минске. Упал и сбыт из-за финансовых трудностей потребителей. Поэтому прошлогоднее количество тракторов МТЗ в Елабуге, судя по всему, собрать не удастся. Однако началась реализация других совместных проектов. В прошлом году, к примеру, в Казани побывала делегация деловых кругов Гомельской области, ее принимал наш президент Минтимер Шаймиев. А в июле этого года Татарстан посетила правительственная делегация Беларуси во главе с председателем концерна «Белнефтехим» Валерием Казакевичем. Встреча проходила у премьер-министра Рустама Минниханова. Делегация также побывала в ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим» и в других предприятиях республики, где удалось решить многие вопросы сотрудничества. Одним из результатов встреч стала сборка в Набережных Челнах зерноуборочных комбайнов «Гомсельмаша» из белорусских комплектующих. Хотим собирать у себя и лидский комбайн. С двигателем «КамАЗа», нижнекамскими шинами и бункером, изготовленным в наших цехах по чертежам и технологии основного производителя.

— Складывается впечатление, что Татарстан собрался наладить у себя сборку всей белорусской сельхозтехники…

— А почему бы и нет. Она стоит того. Например, прежде считалось, что колесные трактора не в состоянии пахать наши черноземы. Но 4 года назад на глазах у президента М.Шаймиева и четырех губернаторов аграрных регионов МТЗ-82 успешно справился с такой задачей. Это и стало началом переоснащения техпарка сельского хозяйства Татарстана белорусскими машинами. В своем ценовом сегменте и в наших условиях они вполне конкурентоспособны.

— Выходит, продвижением белорусской продукции занимается высшее руководство Татарстана?

— Торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество с Беларусью действительно в числе наших государственных приоритетов. Практически ежегодно руководитель правительства Рустам Минниханов встречается со своим белорусским коллегой Сергеем Сидорским. Я недавно анализировал исполнение последнего протокола поручений, подписанного обоими премьерами. Из 25 пунктов не выполнены пока лишь 4.

Хорошие двусторонние связи установились и на региональном уровне, особенно с властями города Лиды и лично с председателем райисполкома Андреем Худыком. В результате лидский завод «Оптик» и оптико-механический завод в Казани уже осуществляют совместные проекты по производству новой продукции.

Приступили к сборке белорусских троллейбусов при торговом доме «МТЗ — ЕлАЗ». В столице Татарстана открыто торгпредставительство «Амкодора». Он тоже решил собирать свою технику в нашей республике.

— А какие проекты осуществляют предприятия Татарстана в Беларуси?

— Успешно работает с 2005 г. ИООО «Юнис Ойл», входящее в десятку крупнейших переработчиков нефти в Беларуси. Помимо этого, компания осуществляет весь комплекс работ нулевого цикла в строительстве, перевозит стройтехнику, массивные и крупногабаритные грузы.

Из Татарстана поставлено 250 тыс. счетчиков для воды с полным техсервисом. Многие поликлиники и больницы Беларуси пользуются нашими мединструментами и оборудованием.

Большой инвестиционный проект по строительству в Беларуси 150 современных автозаправочных станций реализует компания «Татнефть». С нового года планируется начать возведение первых 30 АЗС. Средства для этого уже выделены, места размещения согласованы с облисполкомами.

— Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять для дальнейшего развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Беларусью и Татарстаном?

— Нам бы очень хотелось, чтобы белорусы заинтересовались в Татарстане не только сырьем и нефтью. У нас есть предприятия, аналогичные минскому «Атланту» и ОАО «Брестгазоаппарат». Но мы ежегодно импортируем из Беларуси 3-3,5 тыс. холодильников и 2-2,5 тыс. газовых плит. Открыты в Татарстане фирменные магазины «Милавицы», «Белвеста» и других белорусских швейных и обувных предприятий, хотя легкая промышленность развита и у нас. Однако руководство республики считает, что ограждать своих производителей от конкуренции на внутреннем рынке — только расхолаживать их.

Отмечу также, что, несмотря на кризис, многие заявки белорусских предприятий на сырьевую продукцию Татарстана выполняются без предоплаты, даже если у заказчика есть финансовые затруднения. Однако белорусские коллеги не всегда отвечают в этом нашим компаниям взаимностью, хотя риск здесь минимальный. Лично я за годы работы главой торговой палаты не сталкивался с фактами нечестности в отношениях партнеров Татарстана и Беларуси. Да и у руководства нашей республики экономические связи с Беларусью на особом контроле. Поэтому требование предоплаты только снижает сегодня объем взаимной торговли.

Кризис как пришел, так и уйдет. А взаимный интерес и партнерское доверие в торгово-экономических отношениях Беларуси и Татарстана должны не только остаться, но и еще более укрепиться.

Беседовал Николай ТОЛСТИК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях