$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Не просто картинка

28.11.2008

 

   В последние годы использование голограмм как средств защиты от подделок получает все более широкое распространение. В нашей стране применение этого механизма пока ограничено лишь некоторыми сферами деятельности.

   Увы, но в республике существует проблема пиратской аудио- и видеопродукции, на рынке присутствуют сомнительного качества запчасти к автомобилям, неизвестно где и в каких условиях произведенная косметика, лекарства и прочее.

   Отечественные производители это понимают, но применяют защитные голограммные технологии пока не все. Такой опыт имеют лишь отдельные субъекты хозяйствования. К примеру, голографическое изображение для маркировки своей продукции использовали «Гомельстекло», брестский завод газовых плит «Гефест», фирма «Шатэ-М», «Коммунарка».

   Таким же способом защиты от подделок пользуются производители алкогольной продукции, в частности, винно-водочные заводы «Кристалл» (Минск) и «БЕЛАЛКО» (Брест). Правда, месторасположение голограммы сбоку на акцизной марке, а не на этикетке или упаковке товара ставит под сомнение смысл ее нанесения, поскольку она плохо видна покупателю. Ее еще нужно разглядеть на зачастую смятой акцизной марке. Кроме того, многие покупатели и вовсе ничего не знают о существовании таких знаков и их назначении. Более удачна практика наших прибалтийских конкурентов. У них голограмма наклеивается сверху на пробку, благодаря чему хорошо видна и легко читаема.

   Целесообразность развития голографической защиты в республике очевидна. Ее стоит распространить прежде всего на продукты питания. Так, с июня этого года введена добровольная сертификация продовольственных товаров на натуральность компонентов с правом нанесения соответствующего знака «Натуральный продукт» (в соответствии с техническим кодексом установившейся практики ТКП 126-2008). С одной стороны, такая символика на упаковке увеличит шансы быть замеченным потенциальным покупателем. Однако с другой — ничто не мешает пиратам самостоятельно изготовить ярлык или этикетку со словами «Натуральный продукт» и нанести их на товар сомнительного качества. В таком случае использование голографического знака — один из выходов. Такого рода дополнительная защита товара не станет нарушением действующих нормативных правовых документов, пояснили корреспонденту «ЭГ» в Госстандарте.

   Голограммы можно применять при воспроизведении иных знаков и эмблем, к примеру, это касается обладателей Премии правительства за достижения в области качества, победителей конкурсов «Лучшие товары Республики Беларусь», «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» и других. Правда, для достижения полного эффекта необходимо еще повысить информированность и культуру пользования современным методом защиты как у изготовителей, так и потребителей.

   Проблема пиратства в сфере потребительских товаров особенно актуальна для импорта. «Изделия-дублеры» можно встретить везде: начиная от высокотехнологичной продукции и заканчивая продуктами питания. К примеру, около 35% компьютеров на мировом рынке и 25% аудио- и видеопродукции — подделки. Это без учета стран СНГ. В мировой практике получила широкое распространение подделка платежных карт, официальных документов, бланков и ценных бумаг. Список подделываемых товаров постоянно увеличивается. Нередко они приводят к серьезным финансовым потерям и даже банкротству истинных производителей.

   Вместе с тем нанесение голограммы в большинстве случаев снимает проблему. Подделать ее значительно сложнее. Можно сделать похожую, но не воспроизвести оригинал, утверждают эксперты.

   Кроме того, пираты, как правило, производят продукцию мелкими партиями и для них использовать голографию экономически нецелесообразно, поскольку она резко увеличивает расходы на единицу продукции. Иное дело — легальные производители, поставившие выпуск товаров на поток. Для них стоимость защиты колеблется от долей цента до 2-3 USD на единицу продукции в зависимости от размеров, предназначения изображения и тиража.

   Вместе с тем использование голограммы повышает имидж товара, как правило, является показателем высокого качества, а также воспринимается как элемент дизайна. Так, чтобы привлечь внимание покупателей к оригинальным запасным частям автомобилей Mercedes-Benz, концерн «Даймлер Крайслер» АГ разработал упаковку с защищенным товарным знаком. Похожие технологии получили распространение среди производителей на постсоветском пространстве. К примеру официальный представитель «Strike Pro» в Украине фирма «Катран» гарантирует подлинность голографической наклейкой на упаковке каждого продукта. Она изготовлена из разрушающегося при снятии пленки материала и имеет 12 степеней защиты. Голограммы наносят на этикетки почти все производители вин Молдавии.

Алексей ГУЛЕВИЧ