$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

НЕ ПОНЯЛИ И НЕ ОЦЕНИЛИ

19.07.2011

ОАО «Борисовский завод медицинских препараторов» 12 июля завершил первую попытку открытой продажи своих акций. За 10 дней на БВФБ было продано лишь 233 акции на сумму около 105 млн. Br из предлагавшейся дополнительной эмиссии 125,5 тысяч акций (15% уставного фонда) на сумму 59,7 млрд. Br. Новые владельцы бумаг — частные лица. Непроданные акции будут аннулированы, сообщила «ЭГ» замдиректора по экономике БЗМП Лариса САЦУК.

По мнению Л.Сацук, более чем скромный результат IPO объясняется тем, что потенциальных инвесторов интересует приобретение не менее 25-процентного пакета, а лучше — контрольного. Однако решение об объеме продажи принималось не на предприятии.

«Информацию о заводе, о предстоящей продаже акций мы направили практически всем крупным компаниям, известным на нашем рынке, в посольства и банки. Нашими бумагами интересовались многие, все же мы активно развиваемся, продукция поставляется на экспорт. Упреки в адрес инвестагента вряд ли обоснованы. Скорее, дело в том, что на проведение IPO нам было отведено всего 10 дней, как оказалось, это очень короткий срок. ГКИ учло этот фактор и теперь, по новым правилам, этот срок увеличен до 60 дней, — отмечает Л.Сацук. — Концерн «Белбиофарм» понимает актуальность реализации нашего инвестпроекта, то, что стоимость кредитов сейчас очень сильно возросла. Мы и ранее считали, что без инвестора невозможно осилить такой проект, а теперь — тем более. Поэтому в ближайшее время мы можем продолжить продажу акций. Думаю, все равно будем размещаться на внутреннем рынке, т.к. на российском — это дополнительные издержки. К тому же мы предлагаем покупку акций не только за рубли, но и за валюту. Для нас важен опыт, который мы получили, у нас появился частный инвестор, и это хорошо само по себе и является более привлекательным фактором для последующих продаж», — уверена замдиректора по экономике БЗМП.

Начальник управления правовой и аналитической работы концерна «Белбиофарм» Сергей Казакевич заявил, что «в принципе, да, мы готовы сегодня продать контрольный пакет акций Борисовского завода медпрепаратов. И, возможно, сделать это через IPO».

Для организации производства твердых лекарственных форм ОАО «Борисовский завод медицинских препараторов» нужно около 67 млн. USD. Как следует из проспекта эмиссии акций, стоимость его чистых активов на 1.01.2011 г. составила 222 129 млн. Br, уставный фонд — 221 455 млн. Br, номинал одной акции — 311 070 Br, дивиденды на 1 акцию — 13 367 Br, чистая прибыль — 26 314 млн. Br. Таким образом, дивидендная доходность составила 4,3% (годом ранее — 4%) — показатель более чем скромный в сопоставлении с инфляцией и ставками банковских депозитов. До размещения акций на БВФБ 100% акций принадлежало государству. К тому же, по прогнозу самого предприятия, до 2013 г. сумма его чистой прибыли будет меньше, чем в прошлом году. Поэтому перспективы роста рыночных котировок акций весьма туманны, особенно учитывая сохранение паритета сумм экспорта/импорта и риски, связанные с госрегулированием цен на лекарства.

Для нас так и осталось непонятным, зачем предприятию, у которого значительна доля импорта сырья и которое реализует инвестпроект, привлечение в белорусских рублях? Каких инвесторов оно рассчитывало найти на внутреннем малоликвидном рынке? Кого из потенциальных инвесторов могут заинтересовать акции с такой низкой доходностью в сравнении с уровнем инфляции в нашей стране?

Мнение экспертов

Александр Кононов, директор аудиторской компании «BakerTillyBel»:

— С точки зрения собственника (государства) IPO — самый лучший вариант привлечения инвестиций. Он предполагает, что на привлечение идут компании с уже сформировавшимся рынком и малым пределом роста, с одной стороны, а с другой — , это компании, в которых собственник, как правило, не хочет терять контроль. В этих проектах важно понимать, что предприятия, привлекающие ресурсы через механизм IPO, должны стать привлекательными для широкого круга инвесторов, в т.ч. — для простых граждан. В частности, в Польше для граждан инвестиции на Варшавской бирже намного привлекательнее, чем ФОРЕКС или те же депозиты. Главное, чтобы компания была прозрачна и понятна.

Алексей Пигарев, вице-президент инвестиционно-банковского управления Deutsche Bank:

— Размещение акционерного капитала белорусских предприятий на международных финансовых рынках вполне укладывается в рамки страновой стратегии привлечения иностранных инвестиций.

Обычно инструмент IPO не предполагает размещение большого пакета акционерного капитала, как правило, к продаже предлагается 20–40% уставного капитала, т.е. государство сохраняет контроль над предприятием. Среди выгод, которые приобретают отечественные предприятия от проведения IPO, — рыночная оценка стоимости и появление ликвидных акций, что значимо в планировании будущих сделок слияний/поглощений. Кроме того, повышается инвестиционная привлекательность субъектов, а основной акционер — государство получает при этом рост стоимости их активов.

Появляется дополнительная возможность повысить стоимость бизнеса, усилив мотивацию сотрудников. Международная практика здесь такова: предложение опционных программ для руководства и сотрудников, продажа им акций с дисконтом к рыночной стоимости или безвозмездно, предоставление возможности приобретать акции по рыночной стоимости при первоначальном публичном размещении.

Стимулировать развитие механизма IPO в белорусском корпоративном секторе следует одновременно по нескольким направлениям. В частности, правительству необходимо улучшить законодательную базу использованием лучших международных практик, усилить гарантии собственности, cтимулировать создание финансовых институтов (пенсионных фондов, страховых, инвестиционных) и мотивировать участие населения в операциях с акциями. Белорусским предприятиям необходимо иметь финансовую отчетность по международным стандартам, четкую стратегию роста, правильно позиционировать себя на рынках, поддерживать стабильность своей рыночной доли и прибыльность.

Инвестиционная привлекательность белорусских предприятий с точки зрения внешних инвесторов базируется на представлении о том, что вследствие роста ВВП большинство предприятий имеют значительный потенциал роста, а значит — потенциал доходности.

По мнению А.Пигарева, белорусским предприятиям нужно выбрать оптимальное время для проведения IPO, подготовить документацию и финансовую отчетность; выбрать площадку для размещения акций, совместно с инвестбанками разработать стратегии развития; определить цену и структуру размещения на основе рыночной оценки. Все это обычно занимает около года.

Оксана КУЗНЕЦОВА