Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Не отдадим МЭЗ в чужие руки

Совладельцы ОАО "Витебский маслоэкстракционный завод" (МЭЗ), частное торговое унитарное предприятие с российским капиталом (ИЧТУП) "Транзит-Авто 2003" (26,6% акций) и "Белгоспищепром" (51,4%) не могут найти взаимопонимания. Государство обвиняет иностранного инвестора в нежелании вкладывать средства в техническое перевооружение этого перспективного предприятия. Инвестор же усматривает в планах и действиях концерна пренебрежение своими неотъемлемыми правами собственника и даже угрозу им...
Совладельцы ОАО "Витебский маслоэкстракционный завод" (МЭЗ), частное торговое унитарное предприятие с российским капиталом (ИЧТУП) "Транзит-Авто 2003" (26,6% акций) и "Белгоспищепром" (51,4%) не могут найти взаимопонимания. Государство обвиняет иностранного инвестора в нежелании вкладывать средства  в техническое перевооружение этого перспективного предприятия. Инвестор же усматривает в планах и действиях концерна пренебрежение своими неотъемлемыми правами собственника и даже угрозу им. Случай, можно считать, частный, но из внушительного ряда аналогичных, которые формируют не лучший инвестиционный имидж страны.

Последним камнем преткновения для совладельцев стал вопрос присоединения убыточного сельскохозяйственного производственного кооператива "Перемонт" (Лиозненский район). Правительство в лице концерна "Белгоспищепром" предложило присоединить это хозяйство путем дополнительной эмиссии акций. Другой акционер - российская компания - с этим не соглашается. "Транзит-Авто 2003" предлагает выкупить хозяйство, пусть и с большими долгами. "Проголосовать "за" для них - значит потерять блокирующий пакет акций", - поясняют логику российского акционера в руководстве предприятия. Государство же, ссылаясь на намечающуюся реконструкцию, считает неразумным "дополнительно выводить деньги".

Пока российская компания по-прежнему является совладельцем витебского завода и держателем блокирующего пакета акций, взаимопонимания им не достичь, говорят наблюдатели, и все сложности взаимоотношений собственников объясняют стремлением государства стать единственным или хотя бы "главным" владельцем МЭЗа.  Директор ИЧТУП "Транзит-Авто 2003" Олег Бритиков общаться с журналистами и комментировать ситуацию не желает. Ждет более выгодных предложений от государства, стараясь достойно выдерживать  натиск ползучей национализации?

По словам замдиректора по экономике МЭЗ Натальи Леоновой, сейчас перед предприятием стоят две основные проблемы: техперевооружение и обеспечение сырьем. Как сообщили "Экономической газете" на заводе, вторая проблема решается проще: сейчас на 70% предприятие обеспечивает себя местным сырьем, закупая его в соответствии с госзаказом. А для полной загрузки мощностей завода правительство собирается увеличить посевные площади рапса.

ОАО остро нуждается в масштабной реконструкции производства: износ основных фондов превысил 80%, технологии устарели, утверждают в администрации МЭЗ.  Напомним, что в июне, посещая предприятие,  премьер-министр Сергей Сидорский заявил о намерении правительства выяснить причины тяжелого положения предприятия и отсутствия помощи со стороны российских владельцев. "Если акционеры не знают, как вывести предприятие из экономического кризиса, тогда они должны вернуть 100% акций государству. Мы придем и сделаем все возможное, чтобы восстановить эффективность производства", - сказал тогда премьер-министр. Если же собственник акции отдавать не намерен, то должен наравне с государством инвестировать в его развитие. 

Кстати, в этом году (впрочем, как и в прошлом) инвестиционный проект реконструкции витебского завода был включен в перечень важнейших инвестиционных проектов постановлением Совмина № 72. Объем необходимых  внешних инвестиций также установлен правительством и составляет 18,9 млрд. Br.

Оба собственника признали необходимость проведения масштабной реконструкции производства. Российский  акционер также готов инвестировать средства в модернизацию ОАО пропорционально своей доле акций в уставном фонде. Государство в свою очередь пообещало "определенные преференции".

"Сегодняшнее согласие участвовать в реконструкции еще не означает, что деньги нам дали, - выражают сомнения по поводу заявления "Транзит-Авто 2003" в администрации завода. - Российский собственник заявил, что реконструкцию можно провести и за половину суммы, определенной правительством, оставив за собой вопрос, каким образом и когда он будет осуществлять финансирование".

Общая сумма инвестиций, необходимых для модернизации ОАО, в ходе начавшихся переговоров с зарубежным поставщиком оборудования неоднократно пересматривалась и была снижена руководством предприятия до 7 млн. EUR (на 200 млн. Br). Окончательная сумма инвестиций будет известна после подписания договора с поставщиком.

В соответствии с поручением премьера руководство предприятия еще к июлю должно было разработать бизнес-план и отдать на утверждение. На то, что МЭЗ не укладывается в сроки, установленные правительством, есть объективные причины, утверждают на заводе. "Предприятие само не может заключить такой контракт. Более 50% акций принадлежит государству, поэтому именно оно должно объективно оценить правильность нашей позиции в вопросах приобретения оборудования именно у этой фирмы и за такую стоимость".

Кстати, в этом году обязательным условием тендера по выбору поставщика оборудования Витебскому МЭЗ, объявленного концерном "Белгоспищепром", было названо привлечение претендентом кредитных ресурсов на всю стоимость оборудования. В свою очередь концерн обязался инициировать получение правительственной гарантии под предлагаемые кредитные средства. 19 млн. EUR - такая цифра была объявлена на тендерной комиссии. Не состоялся он потому, что руководство предприятия сочло эту сумму слишком большой: "Мы все-таки решили, что цифра, предусмотренная правительством, более приемлемая". Предложенный в прошлом году турецкой компанией TUZUN бизнес-план в 21 млн. EUR на проведение масштабной реконструкции также не был принят руководством завода по причине высокой стоимости и длительного срока реализации.

В настоящее время бизнес-план находится на экспертизе в концерне, после чего  будет отправлен в Минэкономики. "Когда пройдет экспертиза, будут поставлены все точки над "i", тогда можно будет о чем-то говорить", - считают на МЭЗе. Все переговоры отложены до сентября. Чем закончится эта история, остается только гадать.

СПРАВКА

Витебский МЭЗ является крупнейшим в Беларуси переработчиком масличного сырья. Основные виды продукции - масло растительное нерафинированное, шрот и олифа. Является единственным предприятием в республике, которое оснащено специальным экстракционным оборудованием (приобретенным еще в советские времена), позволяющим максимально извлекать масло из семян  рапса. 

Годовые мощности завода рассчитаны на переработку 48 тыс. т маслосодержащего сырья (подсолнечник, соя, рапс).

Впервые за последние годы предприятие вышло на безубыточную работу. Прирост объемов производства в 2004г. в сопоставимых ценах составил 34%, уровень рентабельности - 5,8%. Получено чистой прибыли 267,8 млн. Br. Предприятие произвело 17,5 тыс. т растительного масла, что почти на 40% превышает объем 2003 г.

За 2005г. уже получено чистой прибыли на сумму 643 млн. Br. Уровень рентабельности составляет 10%. Темп роста промышленной продукции превышает 112%.

Основными потребителями продукции являются Гомельский жировой комбинат и Минский  маргариновый завод.

Около 20% продукции ОАО "Витебский МЭЗ" экспортирует в страны Балтии и Россию. В январе-мае этого года экспорт составил 1 млн. USD, что на 33,8% больше, чем за аналогичный период 2004г. Темп роста экспортных поставок составляет 133,8%.