Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проблемы и решения
10.09.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Не обманешь — не проживешь?

Одна из кардинальных проблем нашего отечественного бизнеса -- взаимные неплатежи. Вам вовремя не заплатили за произведенную продукцию и вы сами тут же становитесь должником...
Одна из кардинальных проблем нашего отечественного бизнеса -- взаимные неплатежи. Вам вовремя не заплатили за произведенную продукцию и вы сами тут же становитесь должником. Нечем платить людям зарплату (некоторые организации и фирмы, правда, умудряются компенсировать ее вениками, стиральным порошком, елками, навозом и прочим добром, в зависимости от времени года и рода деятельности), плакали их премиальные, вам нечем удовлетворить волчий, но законный аппетит налоговой инспекции. Оставшись без средств к дальнейшему производству, вы теряете заказчиков. Цепочка неприятных следствий может закончиться унизительной процедурой банкротства или выпрашиванием на коленях государственных подачек -- если вы еще не успели приватизироваться.

Хотя почему унизительной? Неплатежи стали такой распространенной болезнью нашей экономики, что ее даже мало кто стесняется. Более того, она как бы подразумевается априори. В налоговых инспекциях существуют целые отделы по выбиванию долгов. Хозяйственные суды переполнены делами такого рода. А некоторые фирмы держат в штате юриста, который специализируется исключительно на судебных исках. Как правило, должников заставляют платить. Но, во-первых, без индексации, во-вторых, платежи, скорее всего, будут поступать истцу такими же мизерными долями, какими поступают пострадавшему от заключенного в тюрьму. Фирме, понесшей потери, они уже ничем не помогут.

Вникая в печальные истории с таким сюжетом -- а в читательской почте в них нет недостатка, -- находишь некоторые закономерности, так сказать, национальные особенности нашего бизнеса. Прежде всего бросается в глаза, что большинство неплатежей -- в отношениях между государственными и частными фирмами. И пострадавшей стороной чаще бывают, конечно, последние. А если это не фирма, а, скажем, индивидуальный предприниматель, то с ним и вообще разговор короток: не мешайте работать. Будут деньги -- заплатим.

Вот типичная история одного индивидуального предпринимателя. В начале прошлого года он ничтоже сумняшеся отпустил книги авторитетной организации -- унитарному оптово-торговому предприятию "Облкоопкниготорг" Могилевского облпотребсоюза. Казалось бы, бояться нечего: договор купли-продажи в полном порядке, есть в нем пункт, по которому "оплата товара производится в течение 30 банковских дней со дня его получения". Подписывает документ, как и положено, директор Валентина Соколовская.

Конечно, в течение 30 дней расчет не был произведен. Да предприниматель, честно говоря, и не ждал так скоро, это было бы уж совсем против традиций белорусского бизнеса. Однако деньги (бывают же исключения!) поступили! Правда, не все, очень небольшая часть причитающегося. "Видите, говорила товаровед Татьяна Михайловна по телефону, мы очень пунктуальны, очень. Вот-вот перечислим оставшуюся часть суммы. Нет ли у вас еще, чего-нибудь новенького? Наша машина приезжает завтра". Ну как не радоваться такому партнерству? Наверное, среди книжников, по определению интеллигентных людей, надувательство вообще исключено, думал наш предприниматель. И помогал грузить очередную машину. Опять его подкормили небольшой суммой и обещанием "уж теперь-то расплатимся сполна". И снова попросили чего-нибудь новенького. И опять он помогал женщинам-товароведам грузить машину...

С тех пор прошел год. Оказалось, что Могилевский УОТП "Облкоопкниготорг" вовсе не исключение из правила. Нет, он даже его усовершенствовал. Надев вначале маску добросовестного партнера, усыпив бдительность поставщика, он уже не особенно заботился о своем реноме в его глазах. Все разговоры с ним по телефону теперь заканчивались неизменным и твердым: денег нет.

Может, и правда нет, думает наивный предприниматель, все еще гоня от себя прочь черные мысли. Но тут он узнает, что знакомая машина из Могилева продолжает регулярно приезжать в Минск и возвращаться переполненной книгами других частных фирм. Ну чем не пирамида, за счет которой сотрудники получают зарплату, отпускные?..

Желая предупредить неискушенных, он идет в издательство "Полымя". Поздно! Там уже проглотили блестящий крючок первоначальной наживы.

"Какими только усилиями не приходится выбивать долги", говорил коллеге директор издательства Михаил Иванович. "Мы, правда, больше работаем с другим могилевским предприятием -- ОАО "Могилевкнига", но особой разницы нет. Нам хронически не платят. А предлог простой -- якобы книги не продаются. Зачем же тогда их брать? Так ведь и возвратов практически нет. Да что говорить о Могилеве? Разве Минск лучше? Точно так же ведет себя книготорговое предприятие "Белкнига", еле-еле возвратившая нам меньше десятой части давнего 10-миллионного долга. Как же выпускать новые книги?"

Очередной звонок в Могилев дал нашему предпринимателю новый импульс в борьбе за справедливость. Один из бухгалтеров "Облкоопкниготорга" посоветовала ему взыскать с предприятия деньги с помощью банка издателя -- отправленное им платежное требование "инкассо" в соответствии с законодательством удовлетворяется должником автоматически.

Но банк внес в эту схему удивительную подробность: да, удовлетворяется, но... с письменного согласия того, к кому у вас претензии. Такое платежное требование подобно вопросу: "разрешите я вас накажу?".

Следующий совет доброжелателя: взыскать через налоговую инспекцию. Вот уж вернее ничего нет! В налоговой инспекции вникают в суть дела. Да, взыскать можем, но только сумму налога, которую обманутый индивидуальный предприниматель должен заплатить нам. Поскольку она гораздо меньше всего долга, тот от этой любезности отказывается: одна волокита. Уж лучше хозяйственный суд.

Так мы вернулись к тому, с чего начали: суд выгоден (!) должнику. Он будет отстегивать крупицами, и всё -- недолга. Где же управа на виновного? Фактически ее нет.

Эта история живо напомнила другую. Индивидуальный предприниматель Олег Дрозд специализируется на строительных работах. Его находят по объявлению в газетах, потом он производит хорошее впечатление при встрече. Особенно он любит строить дачи. Заключает договор с клиентом, получает задаток и быстро развертывает работы: нанятые им рабочие роют котлован под фундамент, завозят песок, цемент. Все четко, все в срок. Хорошее впечатление усиливается.

Тогда Олег Дрозд просит гораздо большую часть денег -- на закупку остальных материалов: досок, вагонки, черепицы и проч. Как положено, пишет расписку, получает деньги. Все, теперь его не существует. Он исчез. Это выясняется уже через один-два дня. У него есть домашний адрес, телефон, пейджер. Но дома его уже никогда нет, телефоны не отвечают. Что делать? Спасительная милиция! В милиции, подробно записав показания, задают простой вопрос: он выполнил договор, который вы с ним заключили, хоть на рубль? Да, выполнил. Все, он не мошенник. Он бизнесмен, который попал, видимо, в трудную ситуацию и истратил ваши деньги.

Спросите его об этом сами, вызовите его, -- в отчаянии говорите вы молодому следователю, юристу, между прочим, по образованию. Я знаю еще людей, доверивших свои деньги этому человеку. Для них он тоже исчез.

Через две недели выясняется, что допросить Олега Дрозда не представляется возможным: на повестки не является, дома не ночует, но продолжает исправно приносить квартальные отчеты в свою налоговую инспекцию Ленинского района г. Минска. В них, как можно легко догадаться, не включены деньги, о которых идет речь. В следующую нашу встречу со следователем тот обнадежил: в конце концов поймается. И будет платить из-за решетки. И получать вы будете. Всю оставшуюся жизнь. Чем не перспектива?

Не хочется сравнивать неплательщиков. Только от этого на душе не легче. Наверное, жизнь такая. Игра без правил. Кроме одного: не обманешь -- не проживешь. Но как же тогда строить нормальный бизнес в нашей стране? Как строить дом?

Светлана ПОЛЯКОВА
 
----------------------
Р.S.

Редакции, равно как и читателям, было бы интересно услышать мнение государственных органов, в чьей компетенции реагировать и влиять на подобные ситуации, ставшие типичными в нашей экономической жизни.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений