08.07.2005 8 мин на чтение
мин
Не минет газ и нас
"Битва за энергию" - так называлась статья Юрия Пшенника, опубликованная в "НЭГ" №№ 38 и 39 и посвященная проблеме обострения конкуренции на нефтяном и газовом рынках Европы. Для Беларуси наибольший интерес представляет поведение на этих рынках, особенно газовом, ее ближайшего соседа и партнера - России...
"Битва за энергию" - так называлась статья Юрия Пшенника, опубликованная в "НЭГ" №№ 38 и 39 и посвященная проблеме обострения конкуренции на нефтяном и газовом рынках Европы. Для Беларуси наибольший интерес представляет поведение на этих рынках, особенно газовом, ее ближайшего соседа и партнера - России.
"Газпром" стал Госпромом
В конце июня 2542500000 акций ОАО "Газпром" (10,7399% уставного капитала) приобрело ОАО "Роснефтегаз". Иначе говоря, отныне контрольный пакет акций "Газпрома" находится у государства. Сделка, по мнению аналитиков, является переломным этапом экономической истории России, концом делегирования важнейших функций и прибыльных видов деятельности частным компаниям. С небольшой натяжкой можно говорить о фактической национализации газового сектора.
Раньше в России бытовало мнение, что инвесторы не будут вкладывать свои средства в государственные компании, только в частные. Для этого, мол, и нужна приватизация. Оказывается, главное не форма собственности, а правила "игры". Когда они были расплывчаты и неопределенны, большого наплыва инвесторов в тот же "частный" "Газпром" не наблюдалось, во всяком случае компании приходилось их искать и уговаривать. Теперь правила определены четко: в любом крупном проекте государству или "Газпрому", что одно и то же, будет принадлежать доля не менее 51%. Остальное на условиях конкурса могут делить между собой инвесторы. И сразу образовалась "давка" из желающих принять участие в проектах.
Среди тех, кто откровенно льстит "Газпрому", пытаясь добиться его расположения, руководители таких энергохолдингов, как E.ON Wintershall, Statoil и Norsk Hydro. Уж слишком заманчива перспектива стать партнером ОАО при освоении богатейших месторождений российского газа, например Штокмановского в Баренцевом море.
Что есть СЕГ и СПГ
Вопросы строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) обсуждались во время недавней встречи президента России В.Путина с группой представителей германских деловых кругов. В частности, было подтверждено намерение значительно увеличить его мощности. В.Путин сообщил, что к проекту, возможно, подключится и Ruhrgaz.
Несколько ранее Европарламент назвал "Балтийский подводный газопровод" из России в Германию и новый газопровод "из Ямала в Польшу и Западную Европу" ключевыми составляющими будущей энергетической системы Евросоюза. Кроме Северо-Европейского в ближайшее время будут выведены на проектную мощность газопроводы "Ямал-Европа" (первая нитка) и "Голубой поток".
Характерно, как растут плановые мощности в т.н. "северном коридоре". Изначально мощность того же СЕГ планировалась на уровне 19 млрд. куб. м, теперь речь идет уже о 55 млрд. А ведь к этому еще нужно прибавить планируемое наращивание транзита через Беларусь и проекты по СПГ (сжиженный природный газ).
И в СПГ-проектах наблюдается конкуренция между фирмами, желающими в них участвовать. "Американская компания Sempra Energy предложила "Газпрому" создать СП по маркетингу, трейдингу и регазификации СПГ со Штокмановского месторождения на американском рынке, - сообщает, ссылаясь на представителя "Газпрома" И.Мещерина, агентство ПРАЙМ-ТАСС. - Sempra предложила "Газпрому" в СП 51%. Аналогичное предложение сделала и ConocoPhillips".
Кроме того, В.Путин во время встречи с президентом Мексики Висенте Фоксом заявил, что Россия планирует поставлять через Мексику сжиженный газ с Сахалина, сообщает РИА "Новости".
Между тем пока около 80% российского природного газа идет в Европу через Украину, Кабинет министров которой, как заявил первый вице-премьер Анатолий Кинах, все еще видит перспективу создания газотранспортного консорциума. Впрочем, на фоне углубляющегося российско-украинского газового кризиса столь благоприятное для Украины развитие событий маловероятно. Скорее всего, газ все-таки будет "уходить" в "северный коридор". По мере его развития, конечно.
Цены для россиян, "европейцев" и белорусов
"Государственный" "Газпром" несколько изменил и свою ценовую политику: она тоже становится более "государственной". "Энергостратегией России внутренние цены на газ к 2010 г. предусмотрены на уровне 60-65 USD за тысячу кубометров, - заявил на годовом собрании акционеров зампред правления "Газпрома" А.Рязанов. - В Европе они для конечного потребителя в 3-4 раза выше, но мы никогда не достигнем такого уровня", - подчеркнул он.
Зато за пределами России "Газпром" декларирует абсолютно рыночный подход. "Поставки в страны бывшего СССР обеспечивают нам присутствие на рынках, но при минимальной рентабельности. В 2004г. мы поставили в страны СНГ и Балтии 52,5млрд. куб. м газа. Со следующего года намерены обеспечить более высокий уровень цен и перейти на чисто рыночные механизмы во взаиморасчетах, исключив непрозрачные бартерные и зачетные схемы", - заявил А.Миллер на годовом собрании акционеров концерна.
Транзит газа через Беларусь до 2010 г. должен возрасти на 34,5% до 47 млрд. куб. м в год. Такой объем предусмотрен проектом Комплексной программы обеспечения эффективного использования транзитных возможностей РБ на 2006-2010гг., сообщает "ПравоТЭК" со ссылкой на пресс-службу Посольства Беларуси в России. Программа предусматривает строительство новых газопроводов через белорусскую территорию. Кроме того, планируется реконструкция белорусского участка нефтепровода Унеча - Мозырь.
По сообщению БЕЛТА, "правление "Газпрома" утвердило перечень важнейших объектов капитального строительства в текущем году. В их число в области транспортировки газа включены проекты строительства "Крупской", "Слонимской", "Минской" и "Оршанской" компрессорных станций на белорусском участке газопровода "Ямал-Европа".
Как уже сообщалось, введение в эксплуатацию "Слонимской" и "Крупской" станций запланировано в июле текущего года. Необходимое для этого оборудование получено в полном объеме. Все строительно-монтажные работы выполняют белорусские предприятия с использованием отечественных стройматериалов. Стоимость строительно-монтажных работ по каждой станции составляет 18-20 млн. USD.