$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Не куплей-продажей единой

19.03.2010

Латвия входит в пятерку основных торговых партнеров Беларуси. В прошлом году на ее долю пришлось 3,6% от всего нашего внешнеторгового оборота. Ее удельный вес в общем объеме белорусского экспорта еще выше — 7,8%. Это четвертая позиция после России, Нидерландов и Украины. Но, по данным Белстата, белорусские поставки в Латвию за 2009 г. упали на 22,5%, до 1,659 млрд. USD, а импорт оттуда — на 15,5%, до 116,6 млн. USD. О причинах сокращения товарооборота и перспективах двустороннего торгово-инвестиционного сотрудничества с корреспондентом «ЭГ» беседует второй секретарь посольства Латвии в Минске Гунтис ЛАПСА.

— Господин Лапса! Кризис — это когда выгодно покупать, но невыгодно продавать. Почему же Латвия купила в минувшем году белорусских товаров почти на четверть меньше, чем год назад?

— Смотря как считать. По сведениям Белстата, Латвия является вторым по значению потребителем белорусских нефтепродуктов и третьим — черных металлов. Физический объем поставок этих товаров в нашу страну в прошлом году не только не сократился, но даже вырос. Упали цены на нефть и продукты ее переработки, а также на металл и другие сырьевые ресурсы, которые являются основой белорусского экспорта в Евросоюз. Кроме того, следует учесть, что Беларусь осуществляет в Латвию в основном непрямые поставки нефтепродуктов. Точнее было бы их назвать экспортом «Нафтана» в Вентспилский порт, откуда они танкерами транспортируются по всему миру. Из около 2 млн. т моторного и другого топлива, которое ежегодно поступает в Латвию из Беларуси, в нашей стране потребляется не более 120–140 тыс. т. Поэтому я бы предложил воспользоваться данными нашей статистики, которая учитывает только прямые взаимные поставки. По ее сведениям, латвийский товарный экспорт в Беларусь за прошлый год сократился на 10,8%, до 182 млн. USD, а белорусский в Латвию — на 38,2%, до 325 млн. USD.

— То есть и по латвийскому счету выходит, что потери белорусской стороны больше…

— Причину следует искать в структуре поставок. Латвия — второй после Норвегии поставщик рыбы в Беларусь. А она в цене не упала. Лекарственных средств ваша страна закупила у нас на треть меньше, но они и подорожали в прошлом году на треть. В 2,5 раза больше продано готовых связующих веществ для строительства, которые сильно не подешевели. Начаты поставки моторных вагонов, значительно увеличены — машин и аппаратов для пайки и других инвестиционных товаров. Что же касается импорта из Беларуси, то латышский бизнес закономерно воспользовался благоприятной ценовой ситуацией, чтобы дешево приобрести больше сырья и материалов. За минувший год в 2,5 раза увеличились закупки сложных органических растворителей и разбавителей, поскольку в кризис они стали стоить в 1,7 раза меньше, чем год назад. А полуфабрикаты из нелегированной стали и вовсе подешевели вдвое, в связи с чем почти вдвое выросли и их закупки в вашей стране.

Но и белорусские предприятия в прошлом году тоже довольно активно использовали выгодную конъюнктуру. Прежде всего для того, чтобы выйти со своей продукцией на латышский рынок и закрепиться на нем. Так, в нашу страну впервые поставлено из Беларуси около 130 тыс. т семян рапса. Заметно прибавилось в магазинах Риги и других городов Латвии белорусской одежды, обуви, косметики и иных потребительских товаров. Они неплохого качества и недороги по сравнению с европейскими товарами, что повышает их конкурентоспособность в кризисную пору.

— Но насколько активно эти товары будут раскупаться? Ведь сообщается, что экономика Латвии одна из наиболее пострадавших от кризиса в Евросоюзе. Как это сказалось на покупательной способности населения?

— Потери действительно значительны. В прошлом году ВВП страны снизился на 17,7%. Тем не менее процессы спада остановлены, и в IV квартале 2009 г. прирост ВВП составил 2,4% по сравнению с предыдущими тремя месяцами. Среди положительных тенденций — снижение за минувший год потребительских цен на 1,2%. Правда, средняя брутто-зарплата (так у нас называют начисленную зарплату) по сравнению с 2008 г. также сократилась — с 479 до 461 лата, или на 3,9%. То есть среднестатистический латыш сейчас зарабатывает 888 USD в месяц. Полагаю, его покупательная способность остается достаточно высокой.

— Балтийские порты активно конкурируют за белорусские грузы. И если Вентспилский порт — один из основных в осуществлении экспорта наших нефтепродуктов, то перевалка калийных удобрений через него в 2009 г. не производилась. А как в текущем году?

— Весь прошлый год «Беларуськалий» действительно отгружал свою экспортную продукцию через Клайпедский порт в Литве, хотя в предыдущие годы объемы перевалки хлоркалия через Вентспилс достигали 2,5 млн. т. Но в 2009 г. поставки белорусских калийных удобрений резко сократились, для их морской транспортировки достаточно, видимо, было одного порта на Балтике. Сейчас объемы экспорта снова растут. И в минувшем декабре «Беларуськалий» подписал договор о сотрудничестве на 3 года со специализированным терминалом Вентспилского порта «Калия паркс», который предложил очень выгодные тарифы в привязке к гарантированным объемам перевалки. Этот терминал располагает современной инфраструктурой, четырьмя автономными складами, его технические возможности позволяют обслуживать суда panamax вместимостью 70 тыс. т. То есть проигранная в прошлом году конкуренция пошла Вентспилскому порту на пользу — заставила быстро совершенствоваться.

Да и в целом транзитное сотрудничество между нашими странами успешно развивается. Летом прошлого года между столицами Беларуси, Латвии и Эстонии начал курсировать поезд комбинированного транспорта «Зубр», а в декабре к проекту присоединилась Украина. Сейчас «Зубр» движется по маршруту Таллин – Рига – Минск – Киев – Ильичевск (Одесса), что значительно ускоряет и удешевляет контейнерные перевозки между балтийскими и черноморскими портами.

— Беларусь стремится повысить свою инвестиционную привлекательность. Оценили ли это латвийские бизнесмены?

— Латвийский бизнес внимательно следит за всеми переменами, которые происходят в хозяйственной системе Беларуси. Ведь наши двусторонние экономические связи давно переросли период элементарной купли-продажи товаров и услуг. В Латвии действуют сборочные производства «Белкоммунмаша», МТЗ и других белорусских предприятий. В свою очередь, и латвийский капитал не первый год работает в Беларуси в самых разных сферах. Вспомним хотя бы успешную деятельность ИООО «Парекс Лизинг», благодаря которому многие белорусские субъекты хозяйствования переоснастились современной авто- и строительной техникой. В условиях либерализации экономики, происходящей в вашей стране, интерес к инвестированию в нее усиливается. Он был бы еще больше, если бы несколько упростилась налоговая система (даже при сохранении нынешней налоговой нагрузки) и быстрее была введена система МСФО.

В свою очередь, мы приветствуем приход белорусского капитала в Латвию. В частности, ощущается заинтересованность ведущих предприятий госконцерна «Белнефтехим» в приобретении терминалов в наших морских портах. Полагаем, что эти инвестиции будут эффективными и взаимовыгодными для обеих сторон.

— Беларусь вступила в Таможенный союз с Россией и Казахстаном. Повлияет ли это на белорусско-латвийские торгово-экономические отношения?

— Предметно можно будет оценить последствия нового образования после того, как оно заработает в полную силу. Но уже сегодня Латвия заинтересована в том, чтобы Таможенный союз содействовал тарифной либерализации на своей территории для всех субъектов мировой торговли.

Беседовал Николай ТОЛСТИК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях