Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
26.07.2013 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Не грубите модернизации©

Похоже, виновные в весьма вероятном провале масштабной кампании по модернизации, охватившей всю страну, уже назначены. На эту роль лучше всего подойдут pуководители модернизируемых предприятий. Формально постановление Совмина от 18.07.2013 № 637 «О ...

Похоже, виновные в весьма вероятном провале масштабной кампании по модернизации, охватившей всю страну, уже назначены. На эту роль лучше всего подойдут pуководители модернизируемых предприятий.

Формально постановление Совмина от 18.07.2013 № 637 «О внесении дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам усиления ответственности за модернизацию организаций» (текст постановления см. на с. 1 Информбанка этого номера «ЭГ», далее — постановление № 637), вступившее в силу с 24.07.2013 г., принято для усиления ответственности руководителей организаций за обеспечение развития отраслей и производств, устойчивого роста национальной экономики. Не избежать ответственности и руководителям республиканских органов госуправления, иных госорганизаций, подчиненных Правительству, облисполкомов и Мингорисполкома, которые согласовывали программы (планы) комплексной модернизации подведомственных им организаций. В соответствии с изменением, внесенным в постановление Совмина от 12.02.2013 № 102 «О разработке программ (планов) комплексной модернизации на 2013–2015 годы» (далее — постановление № 102), им поручено контролировать выполнение этих программ и планов.

Обязанность руководителей обеспечивать выполнение мероприятий, определенных в программе (плане) комплексной модернизации организации, и ответственность за их невыполнение, отныне должны быть предусмотрены в заключаемых с ними контрактах. А согласно п. 11, которым дополнено постановление № 102, невыполнение или срыв сроков выполнения этих мероприятий по вине руководителя организации, которой выделены в установленном порядке бюджетные деньги, признается грубым нарушением трудовых обязанностей. Напомним, первым среди дополнительных оснований прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников в ст. 47 Трудового кодекса названо однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем организации (обособленного подразделения) и его заместителями, главным бухгалтером и его заместителями.

Данные нормы распространяются на республиканские и коммунальные унитарные предприятия, хозяйственные общества с долей государства, а также на коммерческие организации, являющиеся участниками холдингов, в уставных фондах управляющих компаний которых акции (доли) находятся в собственности государства.

Включение новых обязательных условий в контракты с руководителями будет стремительным. Постановлением № 637 внесены изменения и в п. 8 Положения о порядке и условиях заключения контрактов с руководителями государственных организаций, утв. постановлением Совмина от 15.05.2007 № 604. Предусматривается наделение органов, заключающих контракты с руководителями госорганизаций, правом лишения (снижения) установленной надбавки, премий или вознаграждений за невыполнение или срыв сроков выполнения запланированных мероприятий по модернизации. Кроме того, обязанности руководителя в сфере управления организацией, в т.ч. распоряжения ее имуществом и средствами, дополнены обеспечением выполнения мероприятий, определенных в такой программе.

Минтруда и соцзащиты дан месячный срок на принятие мер по реализации постановления № 637, а остальным госорганам и госорганизациям поручено в двухмесячный срок привести контракты, заключенные с руководителями организаций, в соответствие с данным нормативным актом.

Вероятно, «наверху» уверены, что такие меры в сочетании с угрозой лишения премий и сокращения заработков в соответствии с постановлениями Совмина № 586 и № 597 заставят белорусских топ-менеджеров больше радеть об успешной модернизации вверенных им предприятий. Однако вряд ли директоров обрадует существенное увеличение своего профессионального риска. С одной стороны, ухудшение показателей и неисполнение прогноза грозит потерей заработков, а с другой — составление заведомо невыполнимых или просто рискованных планов модернизации за казенный счет может со временем аукнуться потерей теплого рабочего места — даже если план был успешно согласован в родном ведомстве.

Чтобы не оказаться «грубым нарушителем», руководителям указанных организаций следует быть очень «вежливыми» с составлением и реализацией программ модернизации. Но без обновления предприятий нельзя рассчитывать на реализацию планов наращивания производства, завоевания новых и удержания традиционных рынков.

Между тем более чем скромные по мировым меркам зарплаты и премии наших руководителей — слабый стимул для заботы о развитии государственных предприятий. Главным генератором модернизации могла бы стать частная предпринимательская инициатива, которой не бывает на госпредприятии. Но признав ее роль в Директиве № 4, власти тут же испугались, что рост предпринимательского драйва приведет к ослаблению контроля — и не рискнули всерьез делиться собственностью и всем, что за этим следует. Остается уповать на ручные и силовые методы управления экономикой, пытаясь компенсировать нехватку личного интереса госдотациями и административными пинками. В результате планы модернизации спускаются сверху и весьма прохладно встречаются внизу. В придачу по непреложному и всеобщему правилу раздача бюджетных денег сопровождается неэффективностью и коррупцией — как бы с ними ни боролись. Например, менее 3 недель назад Белкоопсоюз пообещал во исполнение поручения главы государства к 2015 г. открыть в каждом райцентре крупный торговый объект, введя в строй только в текущем году 18 таких магазинов в дополнение к имеющимся 62-м. А 23 июля Комитет госбезопасности сообщил о задержании председателя и ряда должностных лиц Белкоопсоюза за вымогательство взяток за предоставление объемов работ на объектах потребкооперации, а также продажу инвесторам земельных участков и объектов недвижимости.

Пакет с долларами — бОльший соблазн, чем 8-кратный коэффициент соотношения зарплаты руководителя и среднего заработка по предприятию.

Дмитрий КОРШУНОВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by