$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

НЕ ДОПУСТИТЬ ВЫМИРАНИЯ

29.04.2011

Вместо ожидаемого упрощения в связи с отменой лицензирования, качественного и количественного роста рынка представленный проект Закона «Об аудиторской деятельности» может нанести отечественному аудиту непоправимый ущерб, считает аудитор – индивидуальный предприниматель Сергей КОРСУН.

Уточнение терминологии, описание процедуры включения аудиторов в реестр, расширение перечня аудиторских и сопутствующих услуг, увеличение регулирующей роли госорганов и профессиональных аудиторских объединений, занимающие большую часть проекта, были актуальны еще в прошлом году. Ведь отсутствие реестра аудиторских организаций и аудиторов-предпринимателей привели сегодня к девальвации аудита и невиданному ценовому демпингу.

Но отдельные новации в проекте вызывают неоднозначную реакцию. Так, в подп. 4.7 Директивы № 4 в числе мер по дальнейшей либерализации экономики указано увеличение предельного размера выручки как критерия отнесения к обязательному аудиту. Но увеличение этого показателя сразу в 5 раз — с 600 тыс. до 3 млн. EUR, увязанное с аналогичным повышением предельного уровня выручки для предприятий, применяющих УСН, существенно уменьшает рынок обязательного аудита. На нем останутся в основном компании с иностранными инвестициями и ОАО. Но вторые, перейдя в разряд «общественно значимых организаций», будут доступны только узкому кругу крупных аудиторских фирм, славящихся умением завышать стоимость проверки, в т.ч. под предлогом значительной трудоемкости, и не стремящихся к оптимальному соотношению цены и качества. Между тем производственным и малорентабельным торговым организациям невыгодно переходить на УСН. Тем не менее они окажутся исключенными из числа аудируемых в обязательном порядке.

Полагаю, что оптимальными критериями для проведения обязательного аудита были бы объем выручки не менее 5 млрд. Br за год, предшествующий отчетному, и (или) минимальная сумма активов по балансу на конец года, предшествовавшего отчетному, — не менее 2 млрд. Br . Перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, логично расширить за счет резидентов свободных экономических зон (по аналогии с резидентами Парка высоких технологий).

В случае принятия нынешнего проекта с рынка будет вынуждена уйти большая часть аудиторов-предпринимателей и небольших аудиторских фирм. А ведь они всегда стремились к долгосрочному плодотворному сотрудничеству с заказчиками и сдерживали рост цен. Потеря этих специалистов будет невосполнима. В итоге обязательный аудит станет уделом относительно небольшого числа крупных аудиторских организаций, в т.ч. иностранных.

Еще одна норма, которая вытеснит белорусских аудиторов из наиболее привлекательной части рынка: для проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций необходимо будет иметь в штате не менее 5 аудиторов, в т.ч. хотя бы одного, имеющего дипломы (сертификаты) международно признанных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций и организаций, являющихся некоммерческими организациями, которыми подтверждается знание МСФО. Но в законодательстве отсутствует перечень международно признанных структур, их сертификатов и самих МСФО, которые могут применяться в Беларуси! Поэтому внесение в Закон данной нормы является преждевременным.

Вместо развития всех сегментов отечественного аудита на рынке в перспективе останется группка филиалов иностранных компаний, обладающих значительными финансовыми ресурсами, продающих не услуги, приносящие пользу предприятию в части учета и налогообложения, а по заоблачным ценам «вдувающих» аудиторские заключения под всемирно известными брендами. При этом результаты аудита общественно значимых организаций будут доступны лицам, не заинтересованным в укреплении белорусской экономики и способным лишить наши предприятия как поставщиков по доступным ценам, так и рынков сбыта. Оставшиеся аудиторские фирмы будут стремиться при значительном сокращении количества заказчиков и необходимости увеличения штата аудиторов и расходов перейти к агрессивной конкуренции, в которой победят те, кто промышляет нерыночными методами привлечения заказчиков.

Пора сделать цивилизованными коммерческие предложения аудиторских организаций, указывающих в порядке рекламы списки своих клиентов, что нередко приводит к нелепому перечислению крупнейших белорусских предприятий. Между тем согласно п. 9 ст. 10 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование наименований организаций лицами, не имеющими права на такое использование. Во всем мире аудиторы расширяют клиентскую базу за счет профессиональной репутации и рекомендаций клиентов, а не разглашая списки своих клиентов без их письменного согласия.

В проекте в качестве одного из требований для получения квалификационного аттестата аудиторов указано наличие стажа работы по специальности, соответствующей экономическому и (или) юридическому образованию, не менее 3 лет. Для сравнения: в России для допуска к экзаменам на аттестат аудитора требуется лишь стаж работы в сфере бухучета и аудита не менее 3 лет, при этом не менее двух из последних 3 лет — в аудиторской организации.

Целесообразно сделать открытым перечень услуг, оказываемый аудиторами, ограничивая его только профессиональной компетентностью аудиторов, установить лимит ответственности по договорам страхования гражданской ответственности аудиторской организации (аудитора-предпринимателя) не менее 3 000 БВ.

В проекте Закона предусмотрена возможность руководства аудиторской организацией через 3 года работы по другой специальности. Учитывая, что директор отвечает за соблюдение законодательства об аудиторской деятельности, необходимо установить для него стаж работы под руководством более опытных аудиторов не менее 5 лет.

Аннулирование квалификационного аттестата аудитора согласно проекту возможно за любые нарушения требований законодательства об аудиторской деятельности по результатам проверки Минфина. Это может привести к злоупотреблениям со стороны контролирующих органов. Следовало бы аннулировать квалификационный аттестат лишь за однократное грубое нарушение или систематические нарушения законодательства.

В целом ряд положений проекта требует доработки. Его принятие в предложенном виде приведет к резкому сокращению числа аудиторских организаций, монополизации рынка и увеличению расходов на аудит для большинства отечественных предприятий. У них должен быть выбор аудитора или аудиторской компании с обязательной публикацией тендерных предложений в Интернете и жесткими критериями определения победителей конкурсов. Также необходимо указание на конкретные показатели, на основании которых бухгалтерская (финансовая) отчетность считается недостоверной — имеется в виду единый алгоритм определения уровня существенности.

Аудит — это не просто оказание платных услуг, навязанных предприятию государством. Он выполняет важную общественную функцию — защищает интересы пользователей бухгалтерской отчетности от возможных искажений и необъективной информации, способствует функционированию нормальных экономических отношений и оптимальному налогообложению. Аудит позволяет оптимизировать издержки предприятия за счет эффективной учетной, налоговой и финансовой политики, рациональной и дисциплинированной организации работы бухгалтерии. И задача государства — стимулировать развитие аудита, способного быть эффективным инструментом экономической безопасности и управления предприятиями. Поэтому не стоит сужать круг заказчиков аудита, косвенно приравнивая его к неэффективному расходованию денег.