$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ВЭД

НЕ ДО ЭКСПОРТНЫХ АМБИЦИЙ

04.04.2008

Январь-февраль 2008 г. ряд белорусских пивоваренных компаний отметили высокими темпами производства и реализации. Продажи ОАО «Лидское пиво» в феврале выросли на 84%, ОАО «Оливария» — на 90% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.

Рост пивного рынка идет практически во всех странах СНГ. Белорусский потребитель также демонстрирует все больший интерес к потреблению этого напитка. Если в 2004 г. объем выпитого пива на душу населения в нашей стране составлял 22,8 л, то в 2005-м — уже 31,8 л, в 2006-м — 39,8 л, в 2007 г. — 46,4 л. Между тем в России этот показатель приближается к 65 л, а в ряде стран Европы превышает 100 л. Все это позволяет прогнозировать дальнейший рост рынка и развитие потребления пива в Беларуси.

Дома доминируем. Но фортуна переменчива

По информации концерна «Белгоспищепром», динамика производства следующая: 2004 — 22 715 тыс. декалитров, 2005 — 27 150, 2006 — 33 167, 2007 — 35 508 тыс. дал. Абсолютное большинство произведенного продукта потребляется на внутреннем рынке, где отечественная пивоваренная отрасль занимает доминирующие позиции. В 2007 г. ее доля в общем объеме реализации составила 77,8% (против импорта в 22,2%).

Сегодня крупнейшим импортером пива в Беларусь является ОАО «Пивоваренная компания «Балтика». Как сообщили в компании корреспонденту «ЭГ», наш рынок «является одним из приоритетных, третьим по объемам продаж среди 46 экспортных рынков «Балтики». Продажи «Балтики» в РБ в суммарном абсолютном выражении (по всем брэндам) составили более 5 млн. дал (29% прироста к прошлому году). Доля компании на рынке увеличилась с 10 до 11%. Локомотивный брэнд по объемам продаж в Беларуси — «Балтика». Самым продаваемым из его сортов остается «Балтика № 3 Классическое». Выросли продажи лицензионных брэндов, производимых на «Балтике» (Carlsberg, Kronenbourg 1664, Foster’s, Tuborg). Неплохая динамика роста продаж «Невского» (+66%), но динамичнее других — рост продаж более чем на 1000% — оказался брэнд «Кулер» (в Беларуси начал продаваться с конца 2006 г.).

И все же по итогам года рынок пива Беларуси распределился в основном между шестью отечественными предприятиями: ОАО «Криница» (32,6%), СЗАО «ПК «Сябар» (12,4%), ОАО «Оливария» (9,9%), ОАО «Лидское пиво» (9,6%), ОАО «Брестское пиво» (6,7%), СП «Речицапиво» ОАО (6,4%).

Пивная отрасль также представлена Оршанским, Слуцким пивзаводами, компанией «Минское пиво», «Аква-трайпл», ПТЧУП «ЛАФ». Эксперты отмечают неплохие позиции по определению стабильных собственных ниш у пивных компаний «Двинский бровар» и «Минское пиво», имеющих современное оборудование, высокие темпы роста производства и продаж. Последнее предприятие — единственное в республике, которое производит непастеризованный продукт. Его поставки налажены по Минску и Минской области. Не слишком успешно хозяйствует Молодечненский пивзавод, так прекрасно раскрутивший когда-то пиво «Тамплиер», но не сумевший обеспечить его соответствующими технологиями производства. Вся группа предприятий в 2007 г. занимала 1,7% рынка.

Как свидетельствует статистика, отечественные производители потихоньку сдают позиции, а иностранцы наступают. Еще три года назад продажи на внутреннем рынке значительно перевешивали: в 2004 г. импорт пива достигал 6,9%, в 2005-м — 13,6%, 2006 — 15,6%. С одной стороны, рост присутствия иностранных производителей создает более широкий выбор для покупателя, повышает оборот торгующих организаций. С другой, конкуренция подталкивает к поиску потребителей за границей.

Раньше брали Москву. Теперь — глубинку РФ

Насколько успешно белорусские пивовары осваивают зарубежье? Вот как прокомментировал динамику экспортных поставок главный технолог концерна «Белгоспищепром» Евгений МАРЬЮШИЧ:

— Экспорт белорусского пива в последние годы не был значительным, но районы поставки давали надежды на хорошие перспективы. Например, еще в 2003 г. белорусское пиво успешно продавали в Москве. Однако за 4 года экспорт уменьшился в 4 раза: в 2004 г. он составлял 2141 тыс. дал, в 2005-м — 901,7, в 2006 г. — 582,4, а в 2007 г. — 518,1 тыс. дал. В январе 2008 г. — 37,2 тыс. дал. Изменилась и география зарубежных поставок.

Причина падения зарубежных продаж белорусского пива известна. Если еще в 2004 г. рынок сопредельных стран не был поделен, то сейчас все ниши, в частности, в Украине и России, практически заняты. С каждым годом там растет присутствие местных производителей. Например, в 2007 г. объем продаж ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» увеличился на 19,3% к 2006 г. до 44,3 млн. гектолитров (гл).

Вместе с тем рынок России был и остается основным для нас. Хотя теперь белорусское пиво продают чаще уже не в Первопрестольной, а в Смоленской, Псковской областях, других регионах. Из 518 тыс. дал, отправленных в 2007 г. на экспорт из Беларуси, основная доля — 322 тыс. дал — поставлена ОАО «Криница». Лавры экспортного лидера заслужил головному предприятию полоцкий филиал, который продавал продукцию преимущественно в российской глубинке. Вместе с тем итоги прошлогодней работы у отечественного лидера оказались хуже, чем годом ранее. Тогда объемы реализации и производства составляли 41,3% (импорт 13,5%), а в 2007 г. продажи упали до 32,6%, тем не менее пальмы первенства компания не упустила.

… и южные регионы

В отличие от лидера рынка ряд других компаний РБ демонстрируют рост. В их числе — ОАО «Пивзавод «Оливария». В 2007 г. экспорт предприятия равнялся нулю. Приход нового инвестора — компании ВВН, а также победа на международном пивном чемпионате в Чикаго (США), где пиво «Оливария» удостоилось 1 золотой и 2 серебряных медалей (золотой диплом у «Оливария Экстра»), дали козыри предприятию в игре за рынки сбыта.

Недавно первая фура «Оливарии» отправилась в Ростов и Сочи. Пиво россиянам понравилось. Поступили новые заказы. Когда к Сочи и Ростову прибавились новые адреса — Волгоград и Москва, «Оливария» созвала журналистов. Рассказывает и.о. генерального директора ОАО «Пивзавод «Оливария» Виктор СЕМАК:

— Юг России выбран не случайно. Так как недавно я работал вице-президентом компании «Балтика» по европейскому региону Российской Федерации, мне хорошо знакома дистрибуция этого района. Здесь у нас есть шансы потеснить украинских производителей. К тому же там просто теплее, что дает естественную сильную динамику роста потребления пива. К концу года рассчитываем ежемесячные зарубежные продажи довести до 5% от общих продаж. Намерены также наладить поставки в Украину и страны Балтии.

Предприятие собирается обновить ассортиментный портфель. Не исключено, что новинки могут появиться к олимпиаде 2012 г. и в городе Сочи.

В концерне «Белгоспищепром» к первым победам «Оливарии», равно как и к амбициозным стратегиям других компаний, относятся с осторожным оптимизмом — цыплят, мол, по осени считают. Причина в том, что в 2007 г. не оправдались планы реализации на экспорт пива ПК «Сябар». В 2007 г. она заявила о поставке за рубеж до 2,5 млн. дал, но смогла продать только 4,5 тыс.

На лицензионные проекты и пивные рестораны не хватает капиталов

Кстати, эксперты считают, что отечественные производители могли бы укрепить свои позиции за счет лицензионного производства известных зарубежных марок. К примеру, популярной «Балтики». Учитывая, что у нее и «Оливарии» общий инвестор — компания BBH, почему бы «Оливарии» не заняться лицензионным производством пива «Балтика»? Такой вопрос мы задали В.Семаку. Во что он сказал:

— В ближайшие 2-3 года мы вынуждены будем думать только об «Оливарии», т.к. еле хватает мощностей для пива собственной торговой марки. Чтобы начать розлив «Балтики», собственники должны будут принять стратегическое решение по расширению предприятия.

Так что лицензионный выпуск белорусы не планируют. Равно как и не торопятся вслед за россиянами открывать рестораны с пивоварней под одной крышей. В концерне назвали лишь несколько таких тандемов: столичный ресторанчик на берегу Свислочи (ул. Ульяновская) и «Раковский бровар». Пивные рестораны в Беларуси не развиваются — не хватает богатых людей, желающих инвестировать в пивоварение. А вот с предложением оборудования нет проблем. Сегодня любой желающий может найти предложение о покупке пивзавода в Интернете, где такой заводик стоит от 250 тыс. EUR (300 л в сутки) до 500 тыс. EUR (600 л в сутки). Говорят, спрос на них растет. Еще недавно аналогичные цены были в долларах.

Если наш солод закупает Украина…

Ожидая от производителей пива большей мобильности, продуманности стратегий продвижения на отечественный и зарубежный рынки, концерн «Белгоспищепром» поднял экспортную планку 2008 г. до 2,976 млн. дал. Правда, в январе из РБ за рубеж отправлено всего 37 тыс. дал — 1,9% от произведенного. Так что пока капитал из других отраслей не потек в отрасль, на рестораны и лицензионное производство будем зарабатывать за границей. И если на авторитет «Балтики» белорусы вряд ли замахнутся, то украинских конкурентов намерены потеснить на рынке России серьезно.

Кстати, с украинцами, по крайней мере с производителями пива «Оболонь», у нас близкие стартовые позиции: украинские производители закупают солод в Беларуси. В прошлом году у нас уродился ячмень. Правда, с превышением белка, что уменьшает выход пива и сокращает сроки его хранения. В 2008 г. ожидается, что 50% из 150 тыс. т ячменя, которые предполагается нынче получить, будет первого класса (наиболее приемлемого для пивоваров). Его производством нынче заняты около 600 хозяйств страны.

Тамара МАРКИНА