$

2.6264 руб.

3.0570 руб.

Р (100)

3.3365 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Интеграция

НДС в торговле с РФ:

24.05.2005
КТО В ВЫИГРЫШЕ

Существенный спад в российско-белорусской торговле в первом квартале текущего года констатируют российские "Ведомости". Причина такой ситуации, как утверждается, - новый порядок уплаты НДС.  В результате "желание белорусских властей получать ежегодно 200 млн. USD в виде НДС с российских экспортеров обернулось падением внешнеторгового оборота с Россией на 300 млн.".

Ссылаясь на данные Федеральной таможенной службы РФ, "Ведомости" сообщают, что оборот российской внешней торговли вырос за январь-март в целом на 36,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но при этом  в торговле России с государствами СНГ ситуация несколько иная: здесь рост составил лишь 13,2%, а их доля во внешнеторговом обороте сократилась с 17,9% до 15,3%. Такое положение объясняют именно спадом торговли с Беларусью. Если  год назад ее доля в российской внешней торговле составляла 6,6%, то сейчас - 4,6%. При этом сократился как экспорт российских товаров (1,88млрд. USD против 2,07 млрд. годом раньше), так и импорт белорусских (1,23млрд. USD против 1,34млрд.).

Один из чиновников Минпромэнерго РФ считает, что ситуацию в результате перехода в торговле с Беларусью на принцип уплаты НДС по стране назначения усугубило отсутствие таможенной границы между двумя государствами. При этом отмечается сложный порядок и длительные сроки возмещения НДС экспортерам. Тем не менее, как утверждают "Ведомости", российских чиновников ситуация с торговлей между нашими странами не тревожит в том числе по той причине, что российские поставки в РБ снизились в меньшей степени, чем белорусские в Россию. В качестве причины снижения объемов торговли россияне называют и методологическую: из них теперь вычитается объем НДС. В будущее они смотрят оптимистично, полагая, что к концу года бизнес и чиновники адаптируются к новому порядку и объемы торговли вернутся на прежний уровень. Аналогичную точку зрения высказывают представители МНС и Минэкономики РБ, с которыми побеседовал корреспондент "НЭГ". А вот у белорусских бизнесменов энтузиазма меньше. По их мнению, многие проблемы до сих пор не решены, например, с тем же давальческим сырьем. Не известно также, насколько гладко будет проходить процесс возмещения НДС экспортерам. Да и с уплатой НДС предпринимателями по-прежнему нет ясности. Предлагаемая им замена НДС уплатой резко увеличенного размера единого налога может оказаться роковой для развития предпринимательства.

Россия, как считают ее эксперты, пока от этой ситуации даже выигрывает, поскольку российские субъекты хозяйствования везут в РБ товары с меньшей добавленной стоимостью, чем белорусские в Россию. В результате товары вытесняются с российского рынка...

Как быть с лекарствами?

После вступления в силу Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение) возникло множество проблем. Одна из них - применение льгот по лекарствам, ввозимым из РФ. Суть проблемы и возможности ее решения "НЭГ" разъяснили в Минэкономики.

В соответствии со ст. 3 Соглашения из порядка налогообложения по принципу страны назначения по взаимному согласию обоих государств выведены товары, которые в законодательстве и РБ, и РФ не подлежат налогообложению при ввозе на их таможенную территорию. Перечень таких товаров установлен в РБ ст. 4 Закона "О налоге на добавленную стоимость", в РФ - ст. 150 Налогового кодекса. В обеих странах эти перечни практически идентичны. В них помимо прочих товаров, налогообложение которых пока не вызывает проблем в связи со спецификой их назначения (безвозмездная гуманитарная и техническая помощь, художественные ценности, предоставляемые в дар организациям культуры, и т.п.), включены, в частности, лекарственные средства, изделия медицинского и ветеринарного назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, технические средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов и т.п. по перечням таких товаров, определяемым правительствами наших стран.

В РБ в перечень таких лекарственных товаров, освобождаемых от НДС при их ввозе на нашу таможенную территорию, установлен постановлением Совмина от 2000-08-18 г. №1306.

Однако ст. 2 Соглашения содержит норму, согласно которой к экспорту товаров, освобождаемых от налогообложения при их ввозе на территорию Беларуси или России, нулевая ставка НДС не применяется. При этом Соглашением не установлены конкретные условия налогообложения экспорта таких товаров. Нет и официальных разъяснений налоговых служб.

В результате у белорусских организаций, импортирующих лекарственные средства и изделия медицинского назначения из России, возникли проблемы с уплатой НДС по таким товарам. Поэтому поступившие из РФ на склады этих организаций лекарственные средства до сих пор не реализуются.

По предварительным рабочим переговорам с российской стороной к экспорту товаров, которые в соответствии со ст. 3 Соглашения выведены из порядка налогообложения по принципу страны назначения, в условиях действия указанной нормы ст.2 должны применяться условия налогообложения, установленные соответствующим национальным законодательством для реализации таких товаров на внутреннем рынке. То есть именно к экспорту лекарственных товаров, поскольку согласно ст.149 и 150 НК РФ их ввоз на территорию России и реализация на ее внутреннем рынке освобождены от НДС. И, как пояснили российские специалисты, применяется не нулевая ставка налога, а освобождение от него. То есть лекарственные средства, которые по законодательству РФ не включены в утвержденный перечень освобождаемых от НДС и к реализации которых на внутреннем российском рынке применяется ставка налога в размере 10%, следует отгружать в РБ с НДС по этой ставке.

При таком предложенном Россией подходе к разрешению коллизии между нормами статей 2 и 3 Соглашения НДС при ввозе из России лекарственных средств и изделий медицинского назначения, включенных в перечень, утв. постановлением Совмина от 2000-08-18г. № 1306, взиматься не должен. Соответственно для решения проблем с их реализацией достаточно официальных разъяснений уполномоченных органов.

Но даже в этом случае остаются проблемы с экспортом лекарственных средств и других изделий медицинского назначения в РФ. Дело в том, что предусмотренные п.2.1 ст. 3 действующей в 2005 г. редакции Закона РБ "О налоге на добавленную стоимость" и Указом Президента от 6.03.2005 г. № 118 освобождения от налога оборотов по реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения действуют только на территории РБ. При вывозе этих товаров в Россию согласно ст. 2 Соглашения нулевая ставка НДС не применяется, поскольку их ввоз на территорию РФ в соответствии с ее национальным законодательством освобожден от налога.

По действующему законодательству РБ (второй абзац п.п.1.2.5 п. 1 ст.11 Закона) к экспорту товаров, вывозимых с территории РБ, в случае неприменения нулевой ставки налога используется стандартная ставка в размере 18%.

Таким образом, экспорт белорусских лекарств и других изделий медицинского назначения в РФ автоматически становится неконкурентоспособным, а предложенный россиянами подход к разрешению коллизии между статьями 2 и 3 Соглашения не может применяться.

Для устранения этих проблем в условиях, когда принято решение о невнесении до 1.01.2006 г. изменений в действующую редакцию Закона РБ "О налоге на добавленную стоимость" в связи с Соглашением, вероятно, необходимо официальное разъяснение уполномоченных министерств о порядке применения норм Соглашения исходя из предложенного российскими экспертами подхода к трактовке статей 2 и 3 Соглашения. А именно должно быть разъяснено, что:

1) при ввозе из РФ на таможенную территорию РБ лекарственных средств и изделий медицинского назначения, освобожденных по российскому законодательству от НДС или облагаемых этим налогом по ставке 10%, применяются нормы ст. 4 Закона "О налоге на добавленную стоимость" и постановления Совмина №1306. Согласно этим документам включенные в утвержденный перечень лекарственные средства и другие изделия медицинского назначения при их ввозе в РБ освобождаются от НДС;

2) при вывозе в РФ лекарственных средств и других изделий медицинского назначения, освобожденных от НДС при реализации на внутреннем рынке РБ по утвержденному Указом №118 перечню, применяются нормы ст.2 и 3 Соглашения, в соответствии с которыми названные товары, включенные в указанный перечень, освобождаются от НДС при их вывозе в РФ.

ОТ РЕДАКЦИИ. Соглашение действует уже пятый месяц, а проблемы по нему по-прежнему остаются и решаются. Тем временем субъекты хозяйствования, занятые в этой сфере, остаются в подвешенном состоянии.

С заботой о братьях наших меньших

Президент А.Лукашенко освободил от обложения налогом на добавленную стоимость ряд лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения, реализуемых на территории республики, а также ветеринарные услуги.

Как сообщает Интерфакс со ссылкой на пресс-службу главы государства, соответствующий указ подписан 16мая. Документом утверждены два перечня, в соответствии с которыми налогоплательщики освобождаются от НДС. В первый включены лекарственные средства, приборы, оборудование, изделия ветеринарного назначения, без применения которых невозможно обеспечение ветеринарного благополучия животноводства республики. Во второй - ветеринарные услуги плательщиков, имеющих лицензию на их оказание, по профилактике и лечению сельскохозяйственных и иных животных, проведению специальных ветеринарных лабораторно-диагностических исследований, а также по ветеринарно-санитарной экспертизе продуктов животного происхождения.

Принятие указа, отметили в президентской пресс-службе, будет способствовать повышению сохранности сельскохозяйственных животных, охране территории от заноса заразных болезней, обеспечению ветеринарно-санитарного качества продуктов животного происхождения и кормов для животных.

Уж лето близится, а перечня все нет...

Проблемы с НДС возникают не только в торговле с Россией. В нашей газете уже поднимался вопрос о том, что из-за  предполагаемого существенного сокращения перечня медицинских услуг, которые не облагаются НДС, их стоимость для населения может увеличиться на 18% ("НЭГ" № 26, с.1). Это станет реальностью, если будет принят подготовленный  Минздравом проект указа Президента "Об утверждении перечня медицинских услуг, оказываемых плательщиками, имеющими специальные разрешения (лицензии), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость".

Названный перечень пока не утвержден. К слову, один из чиновников, выступая на мероприятии, где присутствовал корреспондент "НЭГ", утверждал, что начиная с конца прошлого года видел 6 вариантов перечня. Вместе с тем очевидно, что возможное резкое "обрезание" льготируемых медуслуг вызовет отрицательную реакцию не только тех, кто их оказывает, но и  в отдельных госструктурах, которые понимают все негативные последствия такого решения. Суть их аргументов, с которыми, полагаем, нельзя не согласиться, сводится к следующему.

Во-первых, медицинские услуги имеют особую социальную направленность. Их льготное налогообложение обусловлено необходимостью обеспечения доступности, прежде всего для социально незащищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, лица, страдающие хроническими заболеваниями, связанными с профессиональной деятельностью (например, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС) и т.д.).

Однако в названном проекте предлагается освободить от НДС очень ограниченный перечень услуг, которые не относятся к конституционно установленным гарантиям доступного медицинского обслуживания населения и создания условий для здоровья и профилактики заболеваний. Например, сохранится льгота по санитарно-эпидемиологическим услугам (в основном дезинфекционные работы), тогда как скорые, неотложные медицинские и диагностические услуги исключены из проекта.

Пора, наконец, четко осознать, что НДС - косвенный налог, который платит население. Поэтому сокращение перечня вызовет удорожание медуслуг как минимум на 18%. В результате часть населения, пользующаяся платными услугами негосударственных  медицинских центров, пойдет лечиться в государственные поликлиники и больницы. Это станет дополнительной нагрузкой для бюджета и перекроет выгоды от поступлений в казну НДС в результате сокращения перечня (по оценке Минздрава - 20 млрд. руб., что составляет 0,07% от доходов консолидированного бюджета на 2005 г.). При этом не надо забывать, что некоторые услуги государственных поликлиник сейчас далеко не всегда доступны населению из-за очередей. Любой пациент знает, сколько сложностей придется преодолеть, чтобы взять заветный талончик к невропатологу, окулисту и другим специалистам. Не так просто бывает пройти, например, ультразвуковое сканирование и т.д.

Во-вторых, обратим внимание, что в России согласно п.2 ст.149 Налогового кодекса освобождается от обложения НДС достаточно широкий перечень медицинских услуг независимо от формы и источника их оплаты. Постановлением правительства РФ от 2001-02-20 г. № 132 к ним отнесены услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в т.ч. доврачебной) и стационарной медицинской помощи, включая проведение медэкспертизы, те же услуги, оказываемые в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики и в санаторно-курортных учреждениях, а также услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.

Напомним, что согласно Договору о создании Союзного государства Беларусь приняла на себя обязательства по унификации налогового законодательства с РФ и созданию равных условий жизнедеятельности граждан. Аналогичная ситуация и в других соседних странах. Обычно льготируются все услуги лечебного характера, а исключения составляют дорогие косметологические, протезные услуги, услуги пластической хирургии, которыми пользуются в основном высокодоходные слои населения.

Здравый смысл подсказывает, что сегодня необходимо предусмотреть в проекте освобождение от НДС скорых и неотложных, диагностических и консультационных медуслуг, а также стоматологических услуг для всех категорий граждан. В целях унификации нашего законодательства с российским должны быть освобождены от налога услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным, а также услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми при наличии подтверждения органов здравоохранения и соцзащиты.

И последнее. Хотя близится конец мая, у нас еще нет законодательно утвержденного перечня льготируемых медицинских услуг, тогда как Законом "О налоге на добавленную стоимость" такое освобождение предусмотрено с 1.01.2005 г. Поэтому, чтобы исключить необоснованное применение штрафных санкций за несвоевременную уплату НДС, целесообразно было бы включить в проект норму, предусматривающую распространение действия Перечня медицинских услуг, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утв. постановлением Совмина от 2003-05-12 г. № 623, на период до вступления в силу нового перечня. В частности, установить, что с 1.01.2005 г. до вступления в силу указа, которым будет утвержден новый перечень, медуслуги освобождаются от НДС в соответствии с перечнем, действовавшим в 2004 г. "Нас хотят удушить", - так эмоционально реагировал недавно на возможность лишиться льготы по НДС частный стоматолог, к которому я пришла на прием. Но будем надеяться, что здравый смысл восторжествует и возможность оказывать и получать медуслуги, не облагаемые налогом, у нас появится.

Автор публикации: Подготовила Валерия ГЕРАСИМОВА


***
Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы