Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НДС ПО СТРАНЕ НАЗНАЧЕНИЯ. ТРЕБУЮТСЯ ЕДИНЫЕ ПОДХОДЫ

Условия хозяйствования экспортеров России и Беларуси после перехода на новый принцип взимания НДС по стране назначения заметно ухудшились. 7 октября в Посольстве Республики Беларусь в Российской Федерации состоялся семинар-совещание по проблемным вопросам взимания НДС в торговле с Россией, о котором мы уже писали (cм. "ЭГ" № 78, с.1,4). Но тема этой публикацией вовсе не исчерпана, как и негативные явления во взаимной торговле...
Условия хозяйствования экспортеров России и Беларуси после перехода на новый принцип взимания НДС по стране назначения заметно ухудшились. 7 октября в Посольстве Республики Беларусь в Российской Федерации состоялся семинар-совещание по проблемным вопросам взимания НДС в торговле с Россией, о котором мы уже писали (cм. "ЭГ" № 78, с.1,4). Но тема этой публикацией вовсе не исчерпана, как и негативные явления во взаимной торговле. Об основных проблемах налогового администрирования рассуждает один из организаторов и участников семинара советник-посланник Посольства Республики Беларусь в России Валерий САДОХО.

- Хотел бы отметить, что администрирование НДС в рамках территориальных управлений ФНС РФ и инспекций ФНС не имеет единых подходов и происходит с нарушением сроков, установленных как белорусско-российским Соглашением, так и внутренним российским законодательством. Кроме того, к великому сожалению, пока нет единых методических рекомендаций по вопросам уплаты НДС в торговле РБ с РФ на федеральном уровне. На семинаре-совещании также выяснилось, что разъяснения ФНС, территориальных управлений ФНС и Минфина РФ противоречивы и посвящены в основном частным и второстепенным аспектам, не содержат ответов на вопросы, поставленные практикой налогового администрирования. В качестве примера можно привести различия в определении налогового периода, в котором возможен вычет уплаченного в бюджет НДС при ввозе товара. Так, если товар реализован в сентябре, то минимум до ноября российский импортер будет иметь две суммы уплаченного НДС: одну -- при ввозе, другую - при реализации, что значительно снижает ценовую конкурентоспособность белорусской продукции и делает импорт экономически непривлекательным. В РБ суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров из РФ, подлежат вычету в месяце уплаты их в белорусский бюджет.

- Валерий Евгеньевич, как вы оцениваете реакцию белорусских и российских экспортеров и импортеров на практику налогового администрирования?

- В семинаре-совещании приняли участие более полусотни представителей различных предприятий как с белорусской, так и с российской стороны. Все подчеркивали следующее.

1. У различных территориальных управлений ФНС имеются различные трактовки порядка зачета НДС, подлежащего возмещению по нулевой ставке, и НДС, подлежащего к уплате при ввозе товаров из Беларуси.

2. Не урегулирован порядок возмещения НДС при экспорте товаров, происходящих из третьих стран. Российские налоговые органы, руководствуясь оговоркой к Соглашению о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг между двумя странами, не возмещают НДС по экспорту товара из третьих стран. Таким образом, при экспорте и импорте товаров, происходящих из третьих стран, происходит двойное налогообложение.

3. Процедура возмещения НДС по нулевой ставке в РФ при поставках российских товаров в Беларусь очень запутана и трактуется неоднозначно.

4. В арсенале российских налоговых органов все те же приемы, которые используются при возмещении НДС при экспорте в дальнее зарубежье:

- поиск формальных ошибок и недочетов при оформлении счетов-фактур, товарно-транспортных документов, платежных поручений;

- выявление фактов оплаты экспортной выручки третьими лицами, использование зачетов, новаций, отступного;

- выявление цепочки связанных поставщиков, фактов расчетов через один банк;

- признание экспортера недобросовестным налогоплательщиком. Налоговые органы пользуются этой правовой нормой постоянно и повсеместно. В качестве признаков недобросовестности налоговые органы приводят: недостаточную численность сотрудников фирмы, незначительную прибыль фирмы от проведения внешнеторговой операции, широкую номенклатуру поставляемых экспортером товаров и т.д.

5. Большинство представителей реальной экономики отмечали необходимость внесения ясности в пункт 2 раздела II Соглашения, определяющий перечень документов для обоснования нулевой ставки. В данном пункте имеется отсылочная норма: "иные документы, предусмотренные национальным законодательством сторон".

Участники семинара-совещания отмечали, что эта норма "размывает" Соглашение и приводит к тому, что несмотря на исчерпывающий перечень документов, обосновывающий применение нулевой ставки, российские налоговые органы, руководствуясь устными установками руководства и положениями ведомственных и межведомственных инструкций по борьбе с незаконным возмещением НДС, требуют дополнительные документы, а именно: сертификаты происхождения и качества товаров, справки заводов изготовителей об объеме произведенной продукции, договоры с транспортными организациями, договоры аренды складских помещений и т.д.

6. При взимании НДС при ввозе товаров в России нередко необоснованно:

- требуют сертификаты происхождения товаров по форме СТ-1 в качестве доказательства белорусского происхождения товара;

- отказывают в проставлении отметок на заявлении о ввозе товара при ввозе на территорию России продуктов переработки давальческого сырья, обосновывая это тем, что протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг до сих пор не подписан, что прямо противоречит абз. 3 п. 2 раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов к Соглашению;

- отказывают в проставлении отметок в связи с неправильным отнесением в цену сделки расходов по доставке товаров (на транспортировку, погрузку, выгрузку). Причем когда российский импортер, перестраховываясь, включает в налоговую базу большую сумму (т.е. все расходы по доставке), налоговые органы выдают уведомления об отказе в проставлении отметок с формулировкой "в связи с излишней уплатой НДС".

Хотел бы подчеркнуть, что, по мнению участников семинара, практика деятельности налоговых органов по проверкам обоснованности зачета или возврата сумм НДС в Беларуси оценивается позитивно, решения принимаются в рамках законодательства, прозрачно и сбалансированно.

- Понятно, что субъекты хозяйствования всегда будут недовольны налоговым администрированием, хотя в данном случае очевидны конкретные факты, сдерживающие взаимную торговлю РБ и РФ. А что предлагают в этой связи налоговые органы?

- На федеральном уровне новая система уплаты НДС расценивается как существенное противодействие серым схемам поставок, а негативные примеры -- как издержки администрирования. Вместе с тем в ответ на обращения посольства многие российские региональные управления ФНС выразили озабоченность и внесли конкретные предложения, суть которых сводится к следующему:

- упорядочить перечень документов, представляемых налогоплательщиком в налоговые органы для подтверждения того, что продукция произведена именно в странах - участницах Соглашения;

- конкретизировать порядок применения косвенных налогов при расчетах за реализованные товары не контрагентами, а третьими лицами (комиссионерами, агентами, поверенными), действующими на основании соответствующих договоров;

- уточнить включение в цену сделки транспортных расходов, т.к. зачастую в налоговую базу включаются затраты на транспортировку.

Кроме того, обращено внимание на то, что Соглашением не предусмотрен порядок налогообложения в случаях, когда по условиям договора поставка товара производится со склада продавца, который находится на территории России. Отмечены также сложности по корректировке уже зарегистрированных в налоговых органах заявлений в случаях, когда по условиям договора изменилась стоимость отгруженной продукции.

- Такие вопросы возникают по всей территории России или они характерны лишь для отдельных регионов?

- В данном случае я привел обобщенные посольством данные примерно по десяти субъектам федерации. Однако есть и более неблагополучные с точки зрения разрешения проблемы возврата НДС регионы. В частности, ввиду анклавного расположения Калининградской области у налогоплательщиков возникают следующие проблемы:

- предприятия, осуществляющие ввоз товаров из Беларуси на территорию области, находятся в неравных условиях с налогоплательщиками остальной части РФ, поскольку ж/д тариф по транзиту через территорию Литвы в ряде случаев превышает стоимость ввозимого товара. Это значительно увеличивает налоговую базу;

- при перевозке товаров ж/д транспортом счета выставляются без детальной расшифровки в целом по предприятию за месяц, т.к. расходы по конкретной товарной партии выделить затруднительно.

- Какой вы видите выход из создавшейся ситуации? Что необходимо сделать, какие решения принять?

- Довольно острая дискуссия на семинаре-совещании выявила тот перечень вопросов, которые, как говорится, лежат на поверхности и требуют оперативного разрешения.

Если у нас многие вопросы по подтверждению возврата НДС решены качественно, необходимо в зеркальном порядке перенести эту схему на российскую территорию. Здесь потребуется более четкая координация работы МНС, Минфина РБ с их российскими коллегами.

Напрашивается совместное рассмотрение накопившихся различий в подходах российских и белорусских налоговых органов к процедуре уплаты и возмещения НДС. Итогом такого рассмотрения может быть разработка единой инструкции по администрированию НДС во взаимной торговле, а также выработка согласованных мер по упрощению действующего порядка взимания косвенных налогов.