$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НДС НА СВЯЗИ©

11.12.2012

Среди новшеств налогового законодательства, вступающих в силу с 1 января, значится отмена льготы по НДС для услуг связи. Это неизбежно повлечет изменение тарифов на такие услуги. Вопрос лишь в том, каким окажется подорожание.

До сих пор согласно подп. 1.21 ст. 94 Налогового кодекса (далее — НК) от НДС освобождались обороты по реализации на территории республики услуг связи, оказываемых физическим лицам, в т.ч. через организации, заключившие договоры на оказание этих услуг физическим лицам, услуг телефонных справочных служб, оказываемых физическим лицам, включая ответы по автоответчику, в т.ч. предоставление информации об адресах, телефонах, товарах, услугах, а также услуг, оказываемых физическим лицам по доставке пенсий и других социальных выплат, газет и журналов по подписке.

При этом к услугам связи, оказываемым физическим лицам, относятся также услуги по техобслуживанию и эксплуатации систем коллективного приема телевидения и кабельных систем, по распространению в сетях и системах коллективного приема телевидения пакетов телепрограмм, интерактивного сервиса, услуги по подключению клиентов к сетям и системам коллективного приема телевидения. Льготироваться будут лишь услуги по доставке физическим лицам пенсий и других социальных выплат, услуги, оказываемые физическим лицам по приему подписки на печатные СМИ и их доставке.

Таким образом, большинство видов услуг связи с 2013 г. подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. Это вынуждает компании, оказывающие такие услуги, пересмотреть свои тарифы и ценовую политику.

На первый взгляд необходимость взимания НДС по ставке 20% с оборота по реализации услуг связи приведет к увеличению цен и тарифов на те же 20%. Однако это не так. Дело в том, что большинство льгот, предусмотренных ст. 94 НК, не являются «сквозными». Они избавляют от взимания НДС лишь ту часть добавленной стоимости, которая появляется на этапе оказания именно льготируемых услуг. Но для оказания любых услуг необходимо приобретать товары, работы и другие услуги, которые в большинстве случаев облагаются НДС. Суммы «входного» налога выставляются продавцами их приобретателям — компаниям, оказывающим услуги, освобождаемые от НДС. «Входной» НДС включается ими в затраты и в основном все равно уплачивается потребителями, т.к. учитывается при формировании тарифов.

Так, по общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 106 НК, суммы НДС не включаются в затраты плательщика, учитываемые при налогообложении, за исключением случаев, установленных п.п. 2 и 3 этой статьи. В то же время в п. 2 ст. 106 НК указано, что суммы НДС, за исключением сумм НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов, включаются в затраты плательщика, учитываемые при налогообложении, в случае использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения.

В соответствии с п. 3 ст. 106 НК в случае одновременного использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения, и тех, операции по реализации которых подлежат налогообложению, включение сумм НДС, за исключением сумм НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов, в затраты, учитываемые при налогообложении, осуществляется нарастающим итогом с начала года исходя из доли оборота операций, освобожденных от налогообложения, в общем объеме оборота по реализации.

Принимая во внимание то, что в себестоимости услуг связи довольно весомую часть составляют приобретенные товары, работы (услуги) и имущественные права, облагаемые НДС, сумма такого налога относится к затратам плательщика, т.е. уменьшает его прибыль. С отменой льготы по НДС им придется не только уплачивать этот налог с оборотов по реализации услуг, но и принимать к вычету суммы «входного» НДС, которые ранее относились на затраты.

Таким образом, в 2013 г. плательщики, лишенные льготы по НДС, будут уплачивать в бюджет вовсе не все 20% НДС, а гораздо меньшую сумму. Поэтому для сохранения прежней рентабельности услуг вовсе нет необходимости повышать тарифы на все 20%. Тем не менее некоторые операторы интернет-услуг уже уведомили своих абонентов о «вынужденном» повышении тарифов именно на 20%, ссылаясь при этом на отмену льготы. На самом же деле 20-процентное повышение тарифов позволит не только возместить сумму НДС, но и получить дополнительную прибыль, благо, отечественное законодательство сегодня позволяет не обосновывать изменение цен расчетами. Но либерализация ценообразования, которой бизнес-сообщество так долго добивалось, появилась не для того, чтобы ей злоупотребляли отдельные бизнесмены. Кстати, рынок их за это может и наказать: ведь те компании, которые повысят свои тарифы в разумных пределах, сохранив прежнюю рентабельность или лишь немного ее повысив, смогут предложить потребителям более выгодные условия. Это даст им определенные конкурентные преимущества и позволит расширить свою клиентуру, отобрав ее у своих слишком жадных коллег.

Юрий ВЕРЕМЕЙКО, юрист