Юридическим лицам
12.10.2004 24 мин на чтение
мин
НДС...
... и спутниковая связь Резидент РБ заключил договор с резидентом РФ о предоставлении последним услуг по передаче информации через систему спутниковой связи и непосредственно спутник, принадлежащий РФ. Эти услуги будут оплачиваться резидентом РБ. До...
... и спутниковая связь
Резидент РБ заключил договор с резидентом РФ о предоставлении последним услуг по передаче информации через систему спутниковой связи и непосредственно спутник, принадлежащий РФ. Эти услуги будут оплачиваться резидентом РБ. Должен или резидент РБ исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДС?
В соответствии со ст. 1-2 Закона при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории РБ иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога за счет средств этих организаций возлагается на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации, приобретающие эти товары (работы, услуги), имущественные права на объекты интеллектуальной собственности. Такие организации признаются налоговыми агентами.
Подпунктом 14.3.1 п.14 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утв. постановлением МНС от 2004-01-31г. №16, с изменениями и дополнениями, и подп.1.1 п.1 ст.33 Общей части Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается место нахождения недвижимого имущества, если работы, услуги связаны непосредственно с этим имуществом.
Согласно ст.130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без ущерба, не соразмерного их назначению, невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
К недвижимым вещам также приравниваются предприятие в целом как имущественный комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания "река-море", космические объекты. Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Таким образом, поскольку резидент РФ оказывает услуги по передаче информации через систему спутниковой связи и непосредственно спутник, принадлежащий РФ, местом реализации таких услуг в целях налогообложения признается место нахождения организации, которой принадлежит спутник, то есть РФ. Соответственно резидент РБ не является налоговым агентом и, следовательно, не должен исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДС за счет резидента РФ согласно ст.1-2 Закона.
... и медицинское оборудование
Для медучреждений в централизованном порядке закупались кондиционеры, на которые имеется выданное Минздравом регистрационное удостоверение, и, кроме того, они включены в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники. Однако предприятие-продавец реализует их с включением НДС по ставке 18%. Правомерны ли действия этого предприятия и обязано ли оно произвести перерасчет стоимости кондиционеров?
Статьей 3 Закона "О налоге на добавленную стоимость" установлено освобождение от налогообложения оборотов по реализации на территории РБ лекарственных средств, а также медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского (ветеринарного) назначения.
Термины "изделие медицинского назначения" и "медицинская техника" имеют значения, определенные постановлениями Совмина от 7.12.1998г. № 1870 "О некоторых вопросах обращения на территории Республики Беларусь лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники" и от 2000-06-20г. № 921 "Об утверждении Положения о государственной регистрации лекарственных средств и фармацевтических субстанций и Положения о государственной регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники".
Все применяемые в РБ изделия медицинского назначения и медицинская техника подлежат обязательной государственной регистрации в соответствующем Государственном реестре.
Таким образом, наличие регистрационного удостоверения и внесение кондиционеров в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники являются основанием для освобождения от НДС оборотов по их реализации.
Вместе с тем в соответствии с п.4 рассматриваемой статьи Закона налогоплательщик вправе отказаться от применения освобождения от налога по данным операциям, подав соответствующее заявление в налоговый орган по месту постановки на учет.
Согласно п. 63 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (в редакции, утв. постановлением МНС от 2004-01-31г. № 16 с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция) суммы налога, излишне предъявленные плательщиком покупателям объектов, подлежат исчислению этим плательщиком, за исключением исправления излишне предъявленных сумм налога на основании акта сверки расчетов, подписанных покупателем.
Таким образом, предприятия-продавцы вправе реализовывать изделия медицинской техники с НДС, уплачивая при этом исчисленные суммы налога (за исключением исправлений на основании подписанных покупателем актов сверки и возврата сумм налога покупателям) в бюджет.
ЗАО-резидент РБ приобретает у иностранного предприятия дорогостоящее медицинское оборудование, которое поставляется нам в разобранном виде, с последующей сборкой и тестированием представителями фирмы-продавца.
Надо ли при этом белорусскому ЗАО удерживать у иностранного предприятия НДС как налоговому агенту?
Пунктом 44 Инструкции определено, что при реализации объектов на территории РБ иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога за счет средств этих организаций возлагается на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих эти объекты.
Организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах РБ, обязаны исчислить, удержать у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ, и уплатить в бюджет РБ соответствующую сумму налога вне зависимости от того, являются ли они плательщиками налога по своей деятельности.
При реализации на территории РБ объектов иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, налоговая база определяется как стоимость этих объектов с учетом налога.
В соответствии с подп. 14.1.3 п. 14 Инструкции местом реализации товаров признается место монтажа, установки или сборки товаров, если эти товары не могут быть по техническим, технологическим или иным подобным причинам доставлены получателю иначе как в разобранном или несобранном виде, а монтаж, установка или сборка производятся продавцом этих товаров или от его имени.
При этом п.2 Инструкции определено, что товар - любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением денег и имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом, а также ценные бумаги.
Статьей 3 Закона "О налоге на добавленную стоимость" (подп.2.2) установлено освобождение от налогообложения оборотов по реализации на территории РБ лекарственных средств, а также медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского (ветеринарного) назначения.
Согласно п.5 этой статьи ее положения распространяются также на операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории РБ иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах нашей страны.
Таким образом, если приобретенное медицинское оборудование будет включено в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники, то обороты по его реализации на территории РБ иностранными организациями, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков, освобождаются от обложения НДС и, следовательно, белорусское ЗАО-покупатель не обязано исчислять, удерживать и перечислять налог в бюджет.
... и ветеринарные препараты
Подлежало ли применению в 2003 году освобождение от НДС при реализации производимых в Беларуси пробиотиков, используемых для профилактики и лечения различных кишечных инфекций молодняка крупного рогатого скота? Применяется ли освобождение от НДС при реализации этих препаратов в 2004 году?
В соответствии со ст.3 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от налогообложения освобождаются обороты по реализации на территории РБ лекарственных средств, а также медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского (ветеринарного) назначения.
Следовательно, льгота по НДС при реализации производимых в РБ препаратов, используемых для профилактики и лечения различных кишечных инфекций молодняка крупного рогатого скота, возможна только в случае их отнесения к лекарственным средствам.
Согласно постановлениям Совмина от 7.12.1998г. № 1870 "О некоторых вопросах обращения на территории Республики Беларусь лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники" и от 2000-06-20г. № 921 "Об утверждении положения о государственной регистрации лекарственных средств и фармацевтических субстанций и положения о государственной регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники" все лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинская техника, применяемые в РБ, подлежат обязательной государственной регистрации в Государственном реестре лекарственных средств.
В соответствии с Положением о порядке проведения регистрации ветеринарных препаратов в Республике Беларусь, утв. постановлением Минсельхозпрода от 2001-12-12г. N 39 (в редакции, действующей в 2003г.), ветеринарные препараты - лекарственные средства, используемые для лечения, профилактики заболеваний и повышения продуктивности животных, вакцины, анатоксины, диагностикумы, лечебно-профилактические сыворотки, гамма-глобулины, пробиотики, вещества, выделенные из микроорганизмов и влияющие на иммунный статус организма, чувствительные системы для накопления микроорганизмов, а также средства, применяемые при искусственном осеменении и трансплантации эмбрионов, антисептики, дезинфектанты, моющие средства, дератизациды и биологически активные вещества, применяемые в животноводстве и ветеринарии.
Исходя из такой редакции Положения применяемые в животноводстве и ветеринарии в целях профилактики и лечения различных кишечных инфекций молодняка крупного рогатого скота пробиотики, т.е. препараты, изготовленные на основе жизнеспособных микроорганизмов пищеварительного тракта животных, полученные с использованием методов биотехнологии, к лекарственным средствам не относились, а являлись ветеринарными препаратами. В этой связи в 2003 году при реализации указанного препарата освобождение от НДС не применялось.
В соответствии с новой редакцией названного Положения, утв. постановлением Минсельхозпрода от 2004-03-18г. № 21, ветеринарный препарат - лекарственное средство, а также анатомический, патологоанатомический, гистологический, паразитологический или другой препарат. Лекарственное средство - вещество или сочетание нескольких веществ природного, синтетического или биотехнологического происхождения, обладающее специфической фармакологической активностью, и в определенной лекарственной форме, применяемое для профилактики, диагностики и лечения заболеваний животных или для изменения состояния и функций организма путем орального, парентерального или наружного применения. К лекарственным средствам относятся фармакологические и иммунобиологические средства. Фармакологические лекарственные средства - средства, действующие на различные анатомо-физиологические системы, средства, регулирующие обмен веществ (гормональные препараты, препараты витаминов, ферментные препараты, препараты, содержащие макро- и микроэлементы, и другие), химиотерапевтические средства (противомикробные, противовирусные, иммунокорректоры, противоопухолевые, противопаразитарные, в том числе репелленты и аттрактанты, антисептические и дезинфицирующие, в том числе содержащие этиловый спирт, дератизационные средства, средства, применяемые при искусственном осеменении животных и трансплантации эмбрионов, пробиотики, парафармацевтическая продукция, содержащая вещества, используемые для профилактики и лечения заболеваний животных (лечебные шампуни, ошейники, бирки и другое).
Таким образом, поскольку приведенная редакция Положения позволяет отнести пробиотики к лекарственным средствам при условии их регистрации как таковых и внесения в Госреестр ветеринарных препаратов (как лекарственного средства), с момента вступления в силу постановления Минсельхозпрода от 2004-03-18г. № 21 обороты по реализации этого препарата на территории РБ освобождаются от НДС.
... и лекарства
В производстве лекарственных средств, содержащих спиртовые составляющие, предприятиями-изготовителями, как правило, используется спирт этиловый ректификованный ГОСТ 5962-67 высшего или I сорта. Облагается ли акцизами при использовании в производстве лекарственных средств спирт этиловый ректификованный технический ГОСТ 18300-82, соответствующий по своему составу критериям, предъявляемым для процесса изготовления отдельных лекарственных препаратов?
В соответствии с частью седьмой ст. 5 Закона "Об акцизах" спирт, отгруженный (отпущенный) для производства лекарственных препаратов белорусским организациям, которым разрешено их производство, акцизами не облагается.
При этом Закон не устанавливает ограничений видов спирта (изготовленного из пищевого или непищевого сырья), на которые распространяется такое освобождение.
В этой связи рассматриваемое освобождение от акцизов может быть предоставлено в отношении отгруженного (отпущенного) белорусским организациям, которым разрешено производство лекарственных препаратов, спирта, произведенного как из пищевого, так и из непищевого сырья, при условии использования этого спирта для производства лекарственных препаратов, зарегистрированных в установленном порядке.
... и комиссионные операции
Как комитенту правильно определить дату реализации подакцизных товаров для уплаты акцизов?
Согласно п. 2 постановления Совмина от 2002-01-22г. № 73 датой реализации подакцизных товаров признается:
либо день зачисления денежных средств от покупателя на счет налогоплательщика, а в случае реализации подакцизных товаров за наличные денежные средства - день поступления указанных денежных средств в кассу налого-плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки подакцизных товаров;
либо день отгрузки подакцизных товаров и предъявления покупателю расчетных документов.
Таким образом, поскольку комиссионер не покупает товары у комитента, то для комитента, определяющего в соответствии с учетной политикой момент фактической реализации товаров по мере их отгрузки, датой фактической реализации подакцизных товаров в целях исчисления акцизов у комитента является день отгрузки подакцизных товаров комиссионером покупателям.
В случае определения комитентом даты реализации товаров в соответствии с учетной политикой по мере оплаты товаров дату фактической реализации подакцизных товаров при исчислении акцизов комитент определяет по мере поступления денежных средств на счет комитента или комиссионера, но не позднее 60 дней со дня отгрузки подакцизных товаров комиссионером покупателю.
Подготовлено на основе разъяснений,полученных в управлении методологии налогообложения организаций МНС
Отдел налогообложения "НЭГ"
... и налоговая декларация
Как плательщик может подтвердить факт своевременного представления налоговой декларации по НДС?
В соответствии с п.5 ст.17 Закона "О налоге на добавленную стоимость" плательщики ежемесячно представляют налоговым органам налоговую декларацию (расчет) до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратим внимание, что названная декларация (расчет) представляется плательщиком независимо от того, имеются ли у него обязательства по уплате налога за соответствующий налоговый период.
Согласно п.2 ст.63 Общей части Налогового кодекса (далее - НК) налоговая декларация (расчет) представляется каждым плательщиком (иным обязанным лицом) по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком, если иное не установлено налоговым законодательством.
Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с подп.1.4 п.1 Указа Президента от 2004-01-22 г. № 36 "О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений" (далее - Указ), влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 10% от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате на основании этой декларации (расчета), но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо - в размере 10% от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате на основании этой декларации (расчета), но не менее десяти базовых величин. Повторное совершение этого нарушения в течение одного года после привлечения к экономической ответственности за него влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 25% от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате на основании этой декларации (расчета), но не менее двух БВ, на юридическое лицо - в размере 25% от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате на основании этой декларации (расчета), но не менее десяти БВ.
Кроме того, за нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления налоговой декларации (расчета) предусмотрена и административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных и иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере от двух до десяти БВ.
Поскольку размеры штрафных санкций довольно существенны, лицам, представляющим в налоговые органы декларацию (расчет), следует очень внимательно относиться к факту подтверждения ее своевременного представления, чтобы не быть привлеченными к ответственности.
Согласно п.5 ст.63 НК налоговая декларация (расчет) может быть представлена плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговый орган двумя способами:
1) лично;
2) направлена по почте.
При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения. В этом случае проблем с подтверждением своевременного представления декларации (расчета) не возникает, важным является лишь факт сохранения документа, подтверждающего принятие почтовым отделением связи заказного письма. Не исключается право плательщика (иного обязанного лица) на отправление декларации (расчета) и обычным письмом, но в этом случае подтвердить этот факт будет намного сложнее.
При представлении налоговой декларации (расчета) в налоговый орган лично плательщик (иное обязанное лицо) с целью подтверждения ее своевременного представления вправе потребовать от налогового органа сделать отметку на копии налоговой декларации (расчета) о ее принятии, проставив дату ее представления. В соответствии с п. 5 ст. 63 НК налоговый орган не вправе отказать в этом, как и непосредственно в принятии самой декларации.
Обратим внимание, что НК не позволяет плательщикам (иным обязанным лицам) воспользоваться при представлении налоговой декларации (расчета) институтом представительства. Так, согласно п.1 ст.24 НК плательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через своего законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК. А в соответствии с п.5 ст.63 НК налоговая декларация (расчет) представляется плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговый орган лично или направляется по почте.
Юрий ВЕРЕМЕЙКО,
юрист
юрист