Юридическим лицам
24.08.2004 15 мин на чтение
мин
НДС
Освобождаются ли от НДС оказание услуг по определению наличия вредных веществ в животноводческой продукции, реализуемой в страны ЕС? В соответствии с Законом "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон), а также Инструкцией о порядке ис...
Освобождаются ли от НДС оказание услуг по определению наличия вредных веществ в животноводческой продукции, реализуемой в страны ЕС?
В соответствии с Законом "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон), а также Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утв. постановлением МНС от 2004-01-31г. № 16 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением МНС от 2004-07-30г. № 87 (далее - Инструкция), освобождению от обложения налогом подлежат обороты по реализации на территории РБ ветеринарных услуг по перечню таких услуг, определенному постановлением Совмина от 2003-03-21г. № 392 "Об утверждении перечня ветеринарных услуг, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость", оказываемых плательщиками, имеющими специальные разрешения (лицензии).
В этот перечень входят услуги по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животного происхождения.
Согласно разъяснению Минсельхозпрода от 2004-01-21г. № 10-2-5/652 ветеринарно-санитарная экспертиза как комплекс специальных исследований с целью диагностики заболевания животных, оценки качества продуктов животного происхождения, кормов и кормовых добавок предусматривает определение ряда показателей, в т.ч. вредных веществ.
Таким образом, услуги по проведению специальных исследований с целью выявления вредных веществ в продукции животного происхождения при ее экспорте в страны ЕС при наличии у организации специального разрешения (лицензии) на их осуществление освобождается от обложения НДС.
Предприятию за реализованный товар оплата поступает не единовременно, а частями в течение определенного периода времени. Подлежит ли исчислению НДС по суммам частичной оплаты?
Согласно ст. 7 Закона налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется с учетом положения п. 4 ст. 6 Закона как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога. При этом в соответствии со ст. 8 Закона налоговая база подлежит увеличению, в частности, на суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги), за исключением операций, освобожденных от налогообложения.
В соответствии со ст.10 Закона момент фактической реализации товаров (работ, услуг) определяется как приходящийся на налоговый период:
- либо день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет плательщика, а в случае реализации товаров (работ, услуг) за наличные денежные средства - день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Положение этого подпункта распространяется также на суммы, указанные в ст.8 Закона;
- либо день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Таким образом, по суммам частичной оплаты, поступающей за реализованные товары, налог подлежит исчислению. При этом в соответствии с п.11 Инструкции налоговая база, определяемая плательщиком на 60-й день со дня отгрузки объектов, уменьшается на суммы частичной оплаты, полученной до наступления 60-го дня.
В соответствии с постановлением Совмина от 2003-05-12г. № 623 "Об утверждении перечня медицинских услуг, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость" операции по изменению внешности не являются освобождаемыми от обложения НДС. Чем следует руководствоваться при определении, какие операции относятся к операциям по изменению внешности?
Установленное Законом освобождение от налогообложения оборотов по реализации на территории РБ медицинских услуг, за исключением косметологических услуг нелечебного характера, оказываемых плательщиками, имеющими специальные разрешения (лицензии), применяется в отношении такого рода услуг, включенных в перечень, определенный постановлением Совмина № 623.
Этот перечень включает специализированные услуги в области терапевтической и хирургической косметологии. При этом операции по изменению внешности отнесены согласно перечню к косметологическим услугам нелечебного характера и освобождению от налога не подлежат.
Письмом Минздрава № 03-3-4/823/113 от 2004-02-27г. разъяснено, что изменение внешности означает комплексное хирургическое реконструктивное вмешательство на частях тела человека, направленное для достижения эффекта неузнаваемости, без нарушения функций деятельности организма.
В соответствии с постановлением Совмина от 2001-06-18г. № 895-6 вмешательство такого рода согласно требованиям законодательства может быть произведено только в УП "Клинический центр пластической хирургии и медицинской косметологии г. Минска".
Подлежат ли освобождению от НДС операции по уменьшению длины носа или устранению горба, исправление носа с удалением горба с последующей остеомией, коррекция больших ушных раковин, коррекция складывающихся и оттопыренных ушных раковин, удаление морщин верхних или нижних век?
Законом установлено освобождение от налогообложения оборотов по реализации на территории РБ медицинских услуг по перечню таких услуг, определяемому Совмином, за исключением косметологических услуг нелечебного характера, оказываемых плательщиками, имеющими специальные разрешения (лицензии).
Этот перечень определен постановлением Совмина от 2003-05-12г. № 623 и включает специализированные услуги в области терапевтической и хирургической косметологии.
Минздрав письмом № 03-3-4/823/113 от 2004-02-27г. разъяснил, что такие операции, как уменьшение длины носа или устранение горба с вмешательством на хрящевых костных и мягких тканях, пластика запавшей спинки носа с применением гомохрящевой ткани, двухсторонняя коррекция крыльных хрящей и перегородки носа, исправление носа с удалением горба с последующей остеомией, коррекция больших ушных раковин и иссечение кожно-хрящевых тканей, коррекция складывающихся ушных раковин (согнутых), коррекция оттопыренных ушных раковин с уменьшением углубления, иссечение гипертрофических и атрофических обширных рубцов, удаление морщин верхних или нижних век с перемещением наружных углов глаз и удалением жировых грыж относятся к эстетическим операциям и направлены на устранение косметических дефектов и улучшение (омолаживание) внешности человека и относятся к виду деятельности косметологии хирургической.
Таким образом, перечисленные виды косметологических операций, оказываемые на основании соответствующей лицензии, относятся к медицинским услугам хирургической косметологии лечебного характера и обороты по их реализации на территории РБ подлежат освобождению от обложения НДС.
Предприятие-продавец реализует свой товар другому предприятию-покупателю, привлекая для перевозки товара третье предприятие (перевозчика). Отпускные цены на товар при этом сформированы без учета расходов по его транспортировке. Предъявляемая перевозчиком продавцу стоимость перевозки перевыставляется покупателю товара и возмещается им.
Рассматриваются ли в качестве объекта налогообложения при исчислении НДС эти суммы транспортных расходов, возмещаемые покупателем товара? Необходимо ли учитывать 60-дневный период со дня отгрузки товара покупателю при включении в налоговую базу в качестве объекта обложения при исчислении НДС сумм транспортных расходов, возмещаемых покупателем товара?
В соответствии с подп. 1.1 ст. 2 Закона объектами налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории РБ (за исключением операций, указанных в ст. 3 Закона), а также обороты по реализации товаров (работ, услуг) за пределы РБ.
Статьей 8 Закона установлено, что налоговая база, определенная в соответствии со ст. 7 Закона, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, за исключением операций, освобожденных от налогообложения.
Согласно ст. 10 Закона момент фактической реализации товаров (работ, услуг) может определяться как приходящийся на налоговый период день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет плательщика, а в случае реализации товаров (работ, услуг) за наличные денежные средства - день поступления указанных денежных средств в кассу налогоплательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом указанное положение распространяется также на суммы, названные в ст. 8 Закона.
Таким образом, суммы за реализованные товары сверх цены их реализации (в данном случае это суммы возмещаемых транспортных расходов) увеличивают налоговую базу при исчислении НДС в том налоговом периоде, в котором эти суммы получены от покупателя, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Подлежат ли освобождению от НДС услуги по водо-снабжению и водоотведению, отпускаемые садоводческим товариществам?
В соответствии с Законом и Инструкцией исчисленная при реализации товаров (работ, услуг) сумма налога предъявляется к оплате покупателю этих объектов.
При реализации плательщик налога дополнительно к стоимости объектов обязан предъявить к оплате покупателю этих объектов соответствующую сумму налога.
Подпунктом 2.11 ст.3 Закона установлено освобождение от налогообложения оборотов по реализации на территории РБ жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг (включая плату за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями), оказываемых физическим лицам. К таким видам услуг согласно Инструкции, в частности, отнесены услуги по энергоснабжению, центральному отоплению, водоснабжению и водоотведению, горячему водоснабжению, газоснабжению, услуги по внутридомовому техническому и аварийному обслуживанию коммуникаций и систем в жилых домах независимо от их принадлежности, ремонт и техническое обслуживание систем водо-провода, канализации.
В соответствии с СТБ 1154-99 "Жилище. Основные положения" и СНБ 1.03.04-2000 "Приемка законченных строительством объектов. Основные положения" в жилищный фонд не включаются помещения, предназначенные для сезонного проживания (дачные и садовые домики, дома, квартиры, номера для отдыха в профилакториях, домах отдыха, кемпингах и т.п.).
Таким образом, поскольку дачные и садовые домики в соответствии с законодательством к жилищному фонду не относятся, то при реализации садовому товариществу, которое, естественно, не является физическим лицом, как определено Законом, услуг по водоснабжению и водоотведению НДС подлежит включению в стоимость этих услуг на основании требований Закона.
Предприятие-перевозчик, резидент РФ, оказало белорусскому предприятию транспортную услугу. Необходимо ли удерживать НДС у источника, т.е. признается ли белорусское предприятие налоговым агентом?
Согласно вступившему в силу с 1.01.2004г. п. 11 ст. 7 Закона при реализации на территории РБ товаров (работ, услуг) иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом налога отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РБ с учетом положений Закона.
Организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах РБ, обязаны исчислить, удержать у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ, и уплатить в бюджет РБ соответствующую сумму налога вне зависимости от того, являются ли они плательщиками налога по своей деятельности.
В соответствии с подп. 14.3.4 Инструкции местом реализации работ, услуг, не предусмотренных подп. 14.3.1-14.3.3 данного подпункта, включая транспортные услуги и услуги по аренде движимого имущества, а также услуг международных телекоммуникационных систем передачи информации и совершения платежей и международных платежных систем, признается место нахождения организации или место жительства физического лица, выполняющих работы, оказывающих услуги.
Исходя из этого положения Инструкции, местом реализации транспортных услуг, оказываемых предприятием-резидентом России белорусскому предприятию признается РФ. В этой связи у белорусского предприятия-потребителя этой услуги необходимость исчисления и удержания из причитающегося российскому перевозчику вознаграждения соответствующей суммы налога не возникает, т.е. оно не признается налоговым агентом.