Юридическим лицам
09.12.2003 20 мин на чтение
мин
НДС
Для капитального строительства в иностранном банке взят кредит. До момента ввода объекта в эксплуатацию проценты относились на увеличение стоимости этого объекта. После ввода объекта в эксплуатацию суммы процентов банку списываются за счет прибыли, о...
Для капитального строительства в иностранном банке взят кредит. До момента ввода объекта в эксплуатацию проценты относились на увеличение стоимости этого объекта. После ввода объекта в эксплуатацию суммы процентов банку списываются за счет прибыли, остающейся в распоряжении.
В каком случае суммы процентов банку-нерезиденту облагаются НДС?
Н.ЛЕСИН, главный бухгалтер, Витебская обл.
В соответствии с подп.5.1.1 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утв. постановлением МНС от 2003-01-31г. N 6 (далее -- Инструкция), объектом налогообложения признаются обороты по передаче внутри предприятия, а также индивидуальным предпринимателем для собственных нужд для использования в качестве основных средств и нематериальных активов объектов собственного производства, а также объектов (этапов) завершенного капстроительства. Эта норма не применяется в части суммы процентов банка, суммы переоценки, проводимой в соответствии с постановлениями правительства, а также при увеличении стоимости ранее принятых на учет основных средств и нематериальных активов.
Таким образом, суммы процентов банку-нерезиденту, отнесенные на увеличение стоимости объекта завершенного капстроительства, не облагаются НДС при вводе такого объекта в эксплуатацию.
Согласно подп.5.1.1 Инструкции объектом налогообложения признаются обороты по передаче внутри предприятия, а также индивидуальным предпринимателем для собственных нужд произведенных и приобретенных объектов, за исключением основных средств и нематериальных активов, для собственного потребления непроизводственного характера, стоимость которых не относится на издержки производства и обращения.
Пунктом 14 Инструкции установлено, что налоговая база по импортируемым на таможенную территорию РБ работам (услугам) определяется как стоимость этих работ (услуг), а по экспортируемым за пределы таможенной территории Беларуси работам (услугам) -- как стоимость этих работ (услуг) с учетом требований п.9 Инструкции.
Работы (услуги) относятся к импортируемым, если место их реализации иностранным лицом -- РБ, а к экспортируемым, если местом их реализации не является РБ.
Согласно подп.14.1 Инструкции местом реализации работ (услуг) признаются:
место нахождения недвижимого имущества, если работы (услуги) связаны непосредственно с этим имуществом. К таким работам (услугам) относятся строительные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, проектно-изыскательские и тому подобные работы (услуги);
место фактического осуществления работ (услуг, за исключением транспортных услуг), если они связаны с движимым имуществом;
место фактического осуществления услуг, если они оказываются в сфере культуры, отдыха, туризма, искусства, образования, физической культуры или спорта либо в иной аналогичной сфере деятельности;
место экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель этих услуг имеет место нахождения в одном государстве, а продавец -- в другом.
Требование абз.5 подп.14.1 п.14 применяется в отношении работ (услуг):
связанных с передачей в собственность или переуступкой патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав;
консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, работ по подготовке программного обеспечения, а также услуг по обработке информации, передаче телевизионных сигналов и иных аналогичных услуг;
по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;
по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте экономической деятельности покупателя этих услуг;
услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (предприятие, организацию или физическое лицо) для выполнения услуг, предусмотренных абз.5 подп.14.1 настоящего пункта.
В соответствии с подп.14.2 Инструкции местом реализации работ (услуг), не предусмотренных в подп.14.1, является место осуществления экономической деятельности предприятия (индивидуального предпринимателя), выполняющего работы (оказывающего услуги).
Таким образом, поскольку местом реализации процентов банку-нерезиденту не является РБ, то сумма этих процентов не признается объектом налогообложения при исчислении НДС.
Розничное торговое предприятие реализует бюджетной организации автомобиль, который принят по договору комиссии на реализацию от физического лица. Как исчисляется НДС -- от суммы комиссионного вознаграждения либо от полной стоимости автомобиля (т.е. от выручки, полученной за реализованный автомобиль)?
Я.ЯСЮКЕВИЧ, главбух
В соответствии с подп.1.1 ст.2 Закона "О налоге на добавленную стоимость" объектом налогообложения признаются обороты по реализации на территории РБ товаров (работ, услуг).
Согласно п.5 ст.7 названного Закона налоговая база при осуществлении посреднической деятельности определяется как сумма, полученная в виде вознаграждений, сборов и (или) других платежей по договорам поручения, комиссии или консигнации либо иным аналогичным договорам.
Таким образом, при реализации автомобиля, принятого на комиссию, розничным торговым предприятием НДС исчисляется от суммы вознаграждения за реализацию автомобиля.
Олег БУРДЮК,
главный государственный налоговый инспектор отдела методологии косвенного налогообложения МНС
* * *
Предприятие А заключило договор на поставку фанеры с предприятием В. В счет расчетов за фанеру предприятие А перечислило по договору перевода долга денежные средства за предприятие В предприятию С. Требуется ли предприятию А иметь акт сверки или достаточно договора перевода долга? Если требуется, то с кем должен быть подписан акт сверки?
В соответствии с п.32 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утв. постановлением МНС от 2003-01-31г. N 6 (далее -- Инструкция), при приобретении объектов с последующей переменой лиц в обязательстве вычету подлежат в установленном порядке суммы налога, выделенные продавцом налогоплательщику, в момент осуществления расчета с поставщиком этих объектов при наличии акта сверки расчетов.
Таким образом, в случаях перемены лиц в обязательстве суммы налога, предъявленные предприятием В, подлежат вычету у предприятия А только при наличии акта сверки расчетов, подписанного самим налогоплательщиком (т.е. предприятием А) и продавцом (предприятием В), в котором указана соответствующая сумма налога.
Предприятие А заключило договор на поставку товара с предприятием В. Расчет за товар произведен предприятием С. Имеет ли право предприятие А принять выделенный в ТТН на приобретение товара НДС к зачету?
Согласно п.32 Инструкции при приобретении объектов, расчеты за которые производятся третьими лицами, вычету подлежат в установленном порядке суммы налога, выделенные продавцом налогоплательщику, на дату осуществления третьим лицом расчета с продавцом этих объектов при наличии акта сверки расчетов между продавцом и покупателем с указанием реквизитов документов, подтверждающих получение оплаты продавцом.
Таким образом, при приобретении товара, расчет за который производится третьим лицом, вычету подлежат суммы налога, выделенные продавцом (предприятием В) налогоплательщику (предприятию А), на дату осуществления предприятием С расчета с предприятием В при наличии акта сверки расчетов между продавцом (предприятием В) и покупателем (предприятием А) с указанием реквизитов документов, подтверждающих получение оплаты продавцом (предприятием В) от третьего лица (предприятия С).
Предприятие оказывает услуги физическим лицам по технической инвентаризации недвижимого имущества. Ранее данное предприятие находилось в подчинении системы Минжилкомхоза и данные услуги относились к жилищно-коммунальным услугам. Во исполнение постановления Совмина предприятие передано в подчинение Комзема, т.е. в республиканскую собственность. Освобождаются ли от НДС названные услуги после передачи предприятия в другую собственность?
В соответствии с подп.19.11 п.19 Инструкции освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории РБ жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг (включая плату за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями), оказываемых физическим лицам, в том числе через соответствующие предприятия и организации. Освобождаются от НДС также и услуги технической инвентаризации, включая техническую инвентаризацию земель.
Таким образом, поскольку предприятие оказывает услуги физическим лицам по технической инвентаризации недвижимого имущества, то независимо от того, в какой собственности находится данное предприятие (в коммунальной или республиканской) и в подчинении какой системы (Минжилкомхоза или Комзема), данные услуги освобождаются от НДС.
Водопроводно-канализационное хозяйство (ВКХ) выдает технические условия на подключение объектов к системам водоснабжения и водоотведения. Заказчики согласно договору перечисляют ВКХ финансовые средства (долевое участие).
Надо ли ВКХ облагать НДС сумму долевого участия?
Согласно ст.2 Закона объектами налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории РБ (за исключением операций, указанных в ст.3 Закона).
В соответствии с п.2 Инструкции о порядке выдачи и согласования технических условий на подключение объектов, зданий и сооружений к коммунальным системам водоснабжения и водоотведения в городах и поселках городского типа Республики Беларусь, утв. приказом Минжилкомхоза от 21.06.1994г. N 51, за подготовку, выдачу и согласование технических условий с заказчиков может взиматься плата (долевое участие) в соответствии с договором. Размер долевого участия в строительстве систем водоснабжения и водоотведения города или поселка городского типа определяется в соответствии с удельной стоимостью единицы воды или стоков, сложившейся в данном городе или области.
Расчет долевого участия выполняется организациями Минжилкомхоза или проектными организациями, разрабатывающими проект предприятия, здания, сооружения с последующим согласованием с институтом "Белкоммунпроект".
В соответствии с СНБ 1.03.02-96 "Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве" подготовка комплекта технических условий относится к предпроектным работам.
Таким образом, для ВКХ сумма долевого участия рассматривается как оборот по реализации услуг и облагается НДС (за исключением оборотов по подготовке комплекта технических условий на водоснабжение и водоотведение для жилого фонда).
Елена МОРОЗ,
старший государственный налоговый инспектор отдела методологии косвенного налогообложения МНС
* * *
Предприятие, являясь резидентом СЭЗ "Минск", выпускает продукцию собственного производства (полуфабрикат из мяса цыпленка "Окорочок праздничный").
По какой ставке исчисляется НДС при реализации товара в Россию и на Украину?
В соответствии со ст.16 Закона "О свободных экономических зонах" налоги в СЭЗ взимаются в соответствии с законодательством.
Виды налогов, действующих на территории СЭЗ, ставки налогов и особенности льготного налогообложения устанавливаются Президентом либо по его поручению -- Совмином.
На основании подп.1.3 Декрета от 2001-05-17г. N 14 "О некоторых вопросах исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" по оборотам при реализации товаров (работ, услуг) резидентами СЭЗ, созданных на территории РБ в соответствии с законодательством, налог исчисляется по ставкам, установленным Законом "О налоге на добавленую стоимость" (далее -- Закон), и уплачивается согласно законодательству о СЭЗ.
Статьей 11 Закона определена ставка НДС 0% при экспорте товаров в страны, с которыми установлен принцип взимания налогов по стране назначения.
Пунктом 17 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утв. постановлением ГНК от 2001-06-29г. N 94 (в редакции постановления МНС от 2003-01-31г. N 6) (далее -- Инструкция), определены условия для применения ставки налога в размере 0% при вывозе товаров с целью постоянного размещения за пределы РБ (кроме вывоза товаров в Грузию и Россию), а именно представление налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации следующих документов:
контракта (копии контракта) налогоплательщика с иностранным партнером (за исключением резидентов Грузии и России) на поставку товаров. Иностранное юридическое лицо, являющееся плательщиком налога и состоящее на учете в налоговом органе РБ, представляет контракт (копию контракта) на реализацию товаров с территории Беларуси за пределы РБ, подписанный лицом, уполномоченным иностранным юридическим лицом на подписание контракта от его имени. Доверенность (ее копия), подтверждающая полномочие на подписание контракта от имени иностранного юридического лица, помещается в дело налогоплательщика;
копии экспортного таможенного разрешения либо заявления о подтверждении вывоза товаров с отметкой таможенного органа "Товар вывезен", заверенной маркой таможенного контроля.
Указом от 2000-04-21г. N 213 "О налогообложении отдельных категорий товаров, вывозимых из Республики Беларусь в Российскую Федерацию" (далее -- Указ N 213) установлено, что с 1.01.2000г. обороты по реализации в РФ продовольственных товаров и товаров для детей, происходящих с таможенной территории РБ, по перечням, утв. постановлением Совмина от 9.02.2000г. N 175, облагаются НДС по ставке 10%.
Согласно названному постановлению Совмина в перечень продовольственных товаров, по которым применяется ставка НДС в размере 10% при их ввозе на таможенную территорию РБ и при реализации на территории Беларуси, включена группа товаров под кодом ТН ВЭД 1602 32 "готовые продукты из мяса (за исключением деликатесных: копченостей из свинины,..).
В соответствии со ст.137 Конституции РБ в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Таким образом, при реализации мяса цыпленка (код 1602 32) в РФ НДС исчисляется и уплачивается в бюджет исходя из ставки 10% (Указ N 213), а при реализации в Украину -- 0% (ст.11 Закона).
Кроме того, в связи с принятием постановления Совмина от 2002-12-30г. N 1836 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2001г. N 1128", с 1.01.2003г. налоговые вычеты производятся при подтверждении в установленном порядке экспорта товаров (работ, услуг) и поступлении за них выручки на счета налогоплательщиков в банках РБ, а также ввозе товаров (выполнении работ, оказании услуг) по осуществленным в соответствии с законодательством товарообменным (бартерным) операциям.
Предприятием в 2000г. ввезены транспортные средства на территорию РБ и оформлены в таможенном режиме временного ввоза. При оформлении транспорта таможенные органы предоставили предприятию льготу в виде освобождения от уплаты НДС. Однако по результатам проверки, проведенной Минской региональной таможней в 2002г., был взыскан НДС как несвоевременно уплаченный.
Как в данной ситуации производится вычет НДС, уплаченный по акту проверки Минской региональной таможни?
Согласно ст.16 Закона налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, определенную в соответствии со ст.12 Закона, на установленные налоговые вычеты.
Налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании оформленных таможенных деклараций и копий документов, подтверждающих факт уплаты налога по товарам, ввозимым на таможенную территорию РБ.
В соответствии с п.5 ст.16 Закона вычетам подлежат фактически уплаченные налогоплательщиком суммы налога при приобретении товаров (работ, услуг) либо при ввозе товаров на таможенную территорию РБ после отражения их в бухучете.
Пунктом 32 Инструкции определено, что суммы налога, уплаченные при заявлении таможенного режима временного ввоза (независимо от вида валюты), вычитаются в порядке, установленном для вычета налога по приобретенным товарам (работам, услугам).
Таким образом, суммы НДС, взысканные таможенным органом по акту проверки по ввезенным в режиме временного ввоза автомобилям, подлежат вычету в общеустановленном порядке, предусмотренном для вычета налога по приобретенным товарам (работам, услугам).
Лидия ЦЫБИНА,
зам. начальника инспекции -- начальник управления методологии налогообложения юридических лиц инспекции МНС по г. Минску