Юридическим лицам
23.05.2003 18 мин на чтение
мин
НДС
Основным видом деятельности предприятия является изготовление и ремонт одежды и обуви для военнослужащих. Часть выручки за продукцию, отгруженную в IV кв. 2002г., поступила в 2003г. По какой ставке надо исчислять НДС? В связи с вступлением в силу За...
Основным видом деятельности предприятия является изготовление и ремонт одежды и обуви для военнослужащих. Часть выручки за продукцию, отгруженную в IV кв. 2002г., поступила в 2003г. По какой ставке надо исчислять НДС?
В связи с вступлением в силу Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения" от 2002-12-28г. N 167-З с 1.01.2003г. не применяется предусмотренная подп.1.2.4 ст.11 Закона "О налоге на добавленную стоимость" (далее -- Закон) пониженная ставка НДС в размере 10% при реализации населению услуг по изготовлению и ремонту одежды и обуви, ремонту часов, сложной бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, услуг парикмахерских, бань, прачечных и химчисток.
Согласно ст.10 Закона дата фактической реализации товаров (работ, услуг) определяется как приходящийся на налоговый период день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет налогоплательщика, а в случае реализации товаров (работ, услуг) за наличные денежные средства -- день поступления указанных денежных средств в кассу налогоплательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Если предприятие осуществляет учет реализации по мере поступления выручки и в 2002г. истекло 60 дней с момента отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг), а обороты по ее реализации были отражены по строке 8 декларации по НДС, то оплата этой продукции, поступающая после 1.01.2003г., в декларации не отражается и в налоговую базу не включается. При поступлении после 1.01.2003г. оплаты за продукцию (работы, услуги), отгружаемую в 2003г., налогообложение производится исходя из стоимости этой продукции и установленной ставки (20%:120). В налоговой декларации для отражения налоговой базы по операциям, по которым истекло 60 дней с момента отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемым по ставке 10%, предназначена строка 8.
Следовательно, если предприятие осуществляет учет выручки от реализации по мере поступления оплаты, то при непоступлении платежа за отгруженные товары в течение 60 дней с момента отгрузки обороты по их реализации должны быть отражены по строке 8 декларации. Если же по истечении 60 дней сумма непоступившей выручки за облагаемую продукцию по ставке 10% не была отражена по строке 8 декларации, то при фактическом поступлении оплаты налогообложение производится в общеустановленном порядке.
Таким образом, налогообложение исходя из стоимости реализованной продукции и установленной ставки (20%:120) производится по продукции, отгруженной и оплаченной после 1.01.2003г., а также при поступлении после этой даты оплаты за продукцию, отгруженную в 2002г., по которой истекло 60 дней с момента отгрузки (учетная политика -- по мере поступления выручки) и налоговая база по которой не была отражена по строке 8 налоговой декларации.
С 1.01.2003г. освобождение от обложения НДС ритуальных услуг производится в соответствии с определяемым Совмином перечнем. Применяется ли эта льгота при реализации мужских ритуальных костюмов?
В соответствии с подп.2.8 п.2 ст.3 Закона с 1.01.2003г. освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории РБ ритуальных услуг, работ по уходу за могилами по перечню таких услуг и работ, определяемому Совмином, услуг по изготовлению надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением.
Обратим внимание, что положения Закона предполагают освобождение от налогообложения оборотов по реализации на территории РБ услуг по изготовлению надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением, без включения их в указанный перечень. Кроме того, подп.19.8 п.19 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утв. постановлением ГНК от 2001-06-29г. N 94, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением МНС от 2003-01-31г. N 6 (далее -- Инструкция), установлено, что налогоплательщики, реализующие приобретенные ритуальные предметы, также освобождаются от налога.
Таким образом, изготовление мужских ритуальных костюмов (при наличии сведений об этом на ярлыках и этикетках) следует рассматривать как изготовление других ритуальных предметов с соответствующим освобождением от НДС.
Вправе ли предприятие принимать к вычету НДС по приобретенным в декабре 2002г. на стороне материалам за счет средств, высвобожденных в связи с освобождением от уплаты налогов на основании Указа Президента от 2.04.2002г. N 172, по аналогии с налогом, приходящимся на материалы, приобретаемые за счет собственных средств?
Согласно подп.34.8 п.34 Инструкции суммы налога, уплаченные при приобретении (ввозе) объектов за счет средств, высвободившихся в связи с освобождением налогоплательщиков от уплаты налогов, сборов и отчислений в целевые бюджетные фонды, вычету не подлежат и относятся за счет указанных источников.
Вместе с тем вопрос принятия к вычету сумм "входного" НДС в отношении товарно-материальных ценностей, приобретаемых за счет целевых средств, высвободившихся при проведении в соответствии с Указом Президента от 2.04.2002г. N 172 эксперимента по стимулированию развития промышленного производства и направленных на пополнение оборотных средств (пополнение производственных запасов), увеличение объемов конкурентоспособной продукции и другие направления в рамках утвержденных бизнес-планов участников эксперимента, определен Инструкцией о порядке определения сумм превышения налогов при проведении эксперимента по стимулированию развития промышленного производства и отражения высвободившихся сумм налогов в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минфина, Минэкономики и МНС от 2002-08-19г. N 114/199/83. Согласно подп.9.2.1. подп.9.2 п.9 названной Инструкции приобретение материальных ценностей отражается по дебету счетов 10 "Материалы", 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", 15 "Заготовление и приобретение материалов", 16 "Отклонение в стоимости материалов", 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (по соответствующим субсчетам) и других в корреспонденции с кредитом счетов учета расчетов. НДС по приобретенным ценностям (работам, услугам) принимается к вычету в соответствии со ст.16 Закона.
Таким образом, по материалам, комплектующим и т.п., приобретенным за счет высвобожденных в ходе эксперимента средств и направленным организациями -- участниками эксперимента в соответствии с их бизнес-планами на пополнение оборотных средств, суммы "входного" НДС принимаются к вычету.
Подлежат ли в 2003г. обложению НДС услуги по приему подписки на периодические издания физическим лицам и организациям, а также прием и выдача подписчикам периодических изданий по системе "До востребования"?
В соответствии с подп.2.29 п.2 ст.3 Закона освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории РБ услуг связи, оказываемых физическим лицам, а также услуг по доставке пенсий, газет и журналов по подписке.
Прием подписки на периодические издания (код 031303) согласно Общегосударственному классификатору РБ (ОКРБ 015-97 "Услуги населению") относится к услугам связи (код 030000).
Таким образом, услуги по приему подписки на периодические издания, оказываемые населению, а также услуги по приему подписки "до востребования" от населения, НДС не облагаются.
При оказании перечисленных услуг предприятиям и организациям НДС исчисляются и уплачиваются в бюджет в общеустановленном порядке.
Имеет ли право предприятие применить освобождение от НДС при реализации импортированных витаминосодержащих препаратов ("Триовит", "Пиковит", "Дуовит", "Макровит" и др.), имеющих государственную регистрацию, в том случае, если для целей таможенного оформления данные препараты были классифицированы как пищевые добавки с соответствующей уплатой НДС при ввозе?
Согласно Закону (подп.2.1 п.2 ст.3) от налогообложения освобождаются обороты по реализации на территории РБ лекарственных средств, а также медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского (ветеринарного) назначения.
В соответствии с подп.19.1 п.19 Инструкции термины "лекарственное средство", "изделие медицинского назначения", "медицинская техника" имеют значения, определенные постановлениями Совмина от 7.12.98г. N 1870 "О некоторых вопросах обращения на территории Республики Беларусь лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники" и от 2000-06-20г. N 921 "Об утверждении Положения о государственной регистрации лекарственных средств и фармацевтических субстанций и Положения о государственной регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники".
Согласно указанным постановлениям все лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинская техника, применяемые в РБ, подлежат обязательной государственной регистрации. При этом официальным документом, содержащим сведения о разрешенных к промышленному производству и медицинскому применению в республике лекарственных средствах является Государственный реестр лекарственных средств РБ.
То есть основным условием для применения данной льготы в отношении каждого из наименований лекарственных средств, в том числе витаминных препаратов, является их включение в соответствующий реестр.
Таким образом, поскольку реализуемые предприятием витамины включены в Государственный реестр лекарственных средств РБ, то вне зависимости от классификационного кода, присвоенного таможенными органами для целей таможенного оформления, при реализации этих препаратов различным субъектам хозяйствования РБ применяется освобождение от НДС. При этом в соответствии с п.20 Инструкции суммы налога, уплаченные (подлежащие уплате) при таможенном оформлении данных препаратов, вычету не подлежат и относятся на увеличение их стоимости.
Организация и проведение комплекса работ по подготовке и экспертизе документов для проведения испытаний и регистрации лекарственных средств осуществляются Минздравом через уполномоченный им орган -- Республиканское унитарное предприятие "Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении".
Какую ставку НДС следовало применять по дикорастущей продукции в 2002г.?
Применение пониженной ставки НДС по реализуемым в республике основным видам продукции растениеводства и животноводства установлено Законом "О налоге на добавленную стоимость".
Так, в соответствии с п.1.2.1 ст.11 Закона "О налоге на добавленную стоимость" обложению налогом по ставке 10% подлежат обороты по реализации производимой на территории РБ продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, тогда как до указанной даты ставка налога 10% применялась при реализации предприятиями и индивидуальными предпринимателями продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства. То есть на том, что эта продукция обязательно должна была производиться в республике, акцент не ставился.
Изменение редакции данной статьи привело к различному трактованию вопроса по применению пониженной ставки налога в отношении реализации различных видов дикорастущей продукции, в частности ягод и грибов.
Отметим следующие моменты.
Критерием отнесения продукции сельского хозяйства к той или иной группе, согласно разъяснениям Госкомстандарта от 2000-08-30г. N 02-10/5418 и Минстата от 6.09.2000г. N 01-09-22/3140, является признак ее происхождения (растительного или животного), на котором и базируется классификация продукции сельского хозяйства как в ТН ВЭД СНГ, так и в Общегосударственном классификаторе РБ (ОКРБ 007-98).
В ОКРБ всю продукцию растениеводства, не прошедшую промышленную обработку, охватывает группа 01.1 "Сельскохозяйственные культуры, продукция овощеводства и садоводства" раздела 01 "Продукция сельского хозяйства, охоты и связанные с этим услуги". Различные виды грибной и ягодной продукции представлены в этом классификаторе кодами раздела 01 "Продукция сельского хозяйства, охоты и связанные с этим услуги".
Кроме того, письмом Белкоопсоюза от 7.07.2000г. N 08-8/2-49 разъяснялось, что в соответствии с ОКРБ плоды, ягоды, а также грибы включены в раздел 01.
В соответствии с Положением об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утв. постановлением Совмина от 2001-12-17г. N 1817, к продукции собственного производства относится продукция, при изготовлении которой соблюдены следующие условия:
-- изготовлена непосредственно производителем с использованием собственных, арендованных или находящихся в безвозмездном пользовании основных фондов, необходимых материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, приобретенных за счет собственных или заемных средств этого производителя. Продукция должна изготавливаться работниками, находящимися в трудовых отношениях с производителем;
-- полностью изготовлена производителем или подвергнута им достаточной переработке на территории РБ.
Так, продукция растительного происхождения, выращенная и (или) собранная в РБ, считается полностью произведенной в Беларуси.
Таким образом, в отношении реализации различных видов произрастающих в лесах республики ягод и грибов в течение 2000--2002гг. применяется пониженная ставка НДС в размере 10%. Это разъяснено в письме МНС от 2002-10-29г. N 2-1-8/10364.
Налогоплательщики, применявшие ставку НДС в размере 20%, вправе скорректировать суммы налога в соответствии с п.55 главы 10 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утв. постановлением ГНК от 2001-06-29г. N 94, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением МНС от 2002-06-17г. N 63. В нем определено, что суммы налога, излишне предъявленные налогоплательщиком покупателям товаров (работ, услуг), подлежат исчислению этим налогоплательщиком, за исключением исправления излишне предъявленных сумм налога на основании акта сверки расчетов, подписанных покупателем. Налогоплательщики, приобретавшие у таких продавцов (налогоплательщиков РБ) товары (работы, услуги), принимают к вычету сумму налога, выделенную в документах на отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг), за исключением исправления указанных ошибок на основании актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем. Данные требования распространяются в том числе на налогоплательщиков, освобожденных в соответствии с законодательством от налога.
Плательщики НДС, неправильно выделившие в документах ставку и сумму налога при реализации товаров (работ, услуг) в связи с приданием нормативным правовым актам обратной силы, а также плательщики налога, приобретавшие у них эти товары (работы, услуги), уплачивают в бюджет (принимают к вычету) сумму налога, выделенную в документах на отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг), за исключением исправления указанных ошибок на основании актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем.
Корректировка покупателем сумм налоговых вычетов производится в месяце подписания акта сверки расчетов.