Юридическим лицам
09.11.2004 13 мин на чтение
мин
НДС ...
... и договор комиссии с нерезидентом Белорусское предприятие в 2003-2004 годах по договору комиссии получало товар от российской фирмы и продавало его по ценам комитента. В конце каждого месяца комитенту направлялся отчет, где указывалась сумма реа...
... и договор комиссии с нерезидентом
Белорусское предприятие в 2003-2004 годах по договору комиссии получало товар от российской фирмы и продавало его по ценам комитента. В конце каждого месяца комитенту направлялся отчет, где указывалась сумма реализованного товара, размер комиссионного вознаграждения и остаток непроданного товара, который, как правило, возвращался обратно комитенту. Денежные средства за проданный товар комитенту не перечислялись, а по его заявке приобретался товар, который потом вывозился в РФ. Товар для расчетов с РФ покупался у различных белорусских поставщиков на территории РБ. Предприятие-комиссионер оплачивало эти товары, включая НДС. Можно ли принимать этот НДС к зачету, отразив его в книге покупок?
В соответствии с п.31 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утв. постановлением МНС от 2004-01-31 г. № 16 (с учетом изменений и дополнений, далее -- Инструкция), при приобретении объектов комиссионером (поверенным) по поручению комитента (доверителя) выделенные продавцом суммы налога подлежат вычету комитентом (доверителем) на дату осуществления расчета комиссионером (поверенным) с продавцом объектов.
Таким образом, Инструкцией предусмотрен вычет НДС по приобретенному комиссионером (поверенным) товару у комитента (доверителя). Следовательно, вычет НДС по товару, приобретенному для российского резидента за счет средств, полученных от продажи товара, принятого на комиссию, не производится.
... и одноразовая тара
Организация реализует оптовым покупателям муку пшеничную, расфасованную в бумажные пакеты вместимостью 1-2 кг, приобретаемые у другой организации. Какая ставка НДС применяется к стоимости бумажных пакетов, реализуемых вместе с мукой?
Законом "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон) (п.п.1.2.2. ст.11) установлено применение ставки налога в размере 10% при реализации предприятиями продовольственных товаров по утвержденному Совмином перечню.
В соответствии с перечнем, утв. постановлением Совмина от 9.02.2000 г. № 175 (с учетом изменений и дополнений), при реализации на территории РБ производимой в Беларуси муки пшеничной, классифицируемой по ТН ВЭД РБ кодами группы 1101 00, применяется ставка НДС 10%.
Согласно п.1 ст.7 Закона налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется с учетом положений п.4 ст.6 Закона как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права на объекты интеллектуальной собственности с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога, либо из регулируемых розничных цен (тарифов), включающих в себя налог.
В соответствии с подп.2.22 п.2 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. Минэкономики от 22.04.1999г. N 43 (с изменениями и дополнениями), субъекты хозяйствования, осуществляющие оптовую торговлю, производящие расфасовку товаров в одноразовые упаковочные материалы, которые в соответствии с нормативно-технической документацией выпускаются предприятиями-изготовителями в такой упаковке, расходы по фасовке (в том числе стоимость упаковочных материалов по цене приобретения) добавляют к отпускным ценам предприятий-изготовителей с взиманием оптовой надбавки.
Таким образом, при реализации на территории РБ произведенной в Беларуси пшеничной муки, расфасованной в одноразовые бумажные пакеты, стоимость которых включена в отпускную цену муки, налогообложение упаковочных материалов (бумажных пакетов) производится по ставке, применяемой к основному товару, а именно 10%.
... и санаторно-курортное лечение
Санаторно-курортное учреждение, не имеющее своих природных грязевых источников, для выполнения лечебных процедур закупает грязи на стороне. Освобождаются ли от НДС обороты по реализации в РБ лечебных грязей?
В соответствии с Законом "О налоге на добавленную стоимость" (ст.3) освобождению от налогообложения подлежат обороты по реализации на территории РБ лекарственных средств, а также медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского (ветеринарного) назначения.
Согласно Положению о государственной регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники, утв. постановлением Совмина от 20.06. 2000 г. № 921 "Об утверждении Положения о государственной регистрации лекарственных средств и фармацевтических субстанций и Положения о государственной регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники" изделия медицинского назначения - предметы ухода, мебель, одежда, искусственные части тела, посуда, очки (оправы, оптика), расходные и вспомогательные материалы, медицинский инструментарий, медицинские (санитарные) сумки, изделия санитарно-гигиенического назначения, бальнеологические средства.
Этим же Положением дана расшифровка термина "бальнеологические средства", т.е. вещества природного или искусственного происхождения, используемые для лечения, реабилитации и профилактики заболеваний (минеральные воды, лечебные грязи, соли и др.).
Таким образом, лечебные грязи относятся к изделиям медицинского назначения и при их реализации на территории РБ применяется освобождение от НДС.
При этом следует учитывать, что для такого освобождения необходима также регистрация данного вида грязей в Государственном реестре изделий медицинского назначения.
... и оплата услуг
В 2002 г. предоставлялась льгота по НДС согласно п.2.26 ст.3 Закона "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон) по работам, произведенным механизированными отрядами. В учетной политике предприятия выручка определяется по оплате. Работы механизированными отрядами произведены в 2002 г. Оплата работ произведена частично в 2003 г., и остальная часть - в 2004 г. При заполнении налоговой декларации льгота показана в 2002 г. Однако аудитор утверждает, что льгота по поступившей оплате не учитывается. Как быть в такой ситуации?
Согласно подп.2.26 п.2 ст.3 Закона в 2002 г. освобождались от налогообложения обороты по реализации услуг по перечню, определяемому Совмином, оказываемых предприятиям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, специализированными механизированными отрядами, созданными в установленном порядке (далее - услуги). Эта норма была исключена из Закона и с 1.01.2003г. обороты по реализации услуг стали облагаться НДС в общеустановленном порядке. Обороты по реализации услуг облагаются налогом в отношении одновременно оказанных и оплаченных с 1.01.2003 г.
Следовательно, в отношении выполненных в 2002 г. и оплаченных в 2003-2004 г.г услуг применяется освобождение от обложения НДС.
Кроме того, в соответствии со ст.10 Закона в редакции, действовавшей в 2002 г., дата фактической реализации товаров (работ, услуг) определялась как приходящейся на налоговый период:
либо день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет налогоплательщика, а в случае реализации товаров (работ, услуг) за наличные денежные средства - день поступления указанных денежных средств в кассу налогоплательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки (передачи права собственности или иного вещного права) товаров (выполнения работ, оказания услуг);
либо день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Таким образом, организация, оказавшая в 2002 г. услуги, по которым оплата поступила в 2003-2004 г.г., должна была отразить стоимость освобожденных от налогообложения услуг в налоговой декларации за тот налоговый период, в котором истекло 60 дней со дня их оказания. Оплата за услуги, поступившая после истечения 60 дней, в налоговой декларации не отражается и в налоговую базу не включается. Эти положения применяются организациями, которые в соответствии с учетной политикой использовали метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере их оплаты.
Организации, определявшие в соответствии с учетной политикой выручку по мере отгрузки товаров (работ, услуг), стоимость освобожденных услуг обязаны отразить в налоговой декларации за тот налоговый период, в котором услуги оказаны.
... и фермерское хозяйство
Вправе ли фермерское хозяйство отказаться от использования льгот, предусмотренных Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"?
В соответствии со статьей 16 названного Закона в течение трех лет с момента регистрации крестьянское хозяйство освобождается от уплаты всех видов налогов, кроме налога на доходы от несельскохозяйственной деятельности.
Эта льгота предусматривает освобождение названных хозяйств как от уплаты, так и от исчисления указанных налогов.
Следовательно, крестьянские (фермерские) хозяйства при реализации товаров (работ, услуг) НДС не исчисляют и не уплачивают в течение трех лет с момента регистрации как от сельскохозяйственной, так и от несельскохозяйственной деятельности.
В соответствии со ст.15 Закона "О налоге на добавленную стоимость" (далее -- Закон) суммы налога, уплаченные плательщиком при приобретении либо при ввозе на таможенную территорию РБ сырья, материалов, топлива, комплектующих, полуфабрикатов, других товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, за исключением основных средств и нематериальных активов, относятся на затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг) в случае использования приобретенных товаров (работ, услуг) для производства товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, операции по реализации которых в соответствии с законодательством освобождены от налогообложения.
Это положение Закона означает, что суммы НДС, уплаченные сельскохозяйственными организациями при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), должны относиться на затраты по производству продукции, освобождаемой от НДС.
Статьей 3 Закона была предусмотрена возможность отказа налогоплательщика от освобождения от НДС только по операциям, предусмотренным п.2 этой статьи. Но деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств под действие этого пункта не подпадает. Однако такое положение соответствовало законодательству, действовавшему до 1.01.2004 г.
Согласно ст.43 Общей части Налогового кодекса, вступившей в силу с указанной даты, налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.
Плательщик вправе не использовать налоговые льготы, отказаться от их использования либо приостановить их применение на один или несколько налоговых периодов, если иное не установлено Кодексом.
Следовательно, с 1.01.2004 г. фермерское хозяйство вправе отказаться от использования льгот, предусмотренных ст.16 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", и уплачивать НДС в общеустановленном порядке.