$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

НДС – 2017: меньше льгот, больше электронных сервисов

02.08.2016

В следующем году ряд поправок будет внесен в главу 12 Налогового кодекса, регламентирующую порядок исчисления и уплаты НДС. В частности, НК приводится в соответствие с принятыми в 2016 г. указами Президента, будут отменены некоторые льготы. Кроме того, законодатели намерены продолжить совершенствование правил применения электронных счетов-фактур.

Инвентаризация льгот

В текущем году объектами обложения НДС не признаются обороты по возмещению абоненту субабонентами стоимости всех видов полученных энергии, газа, воды (подп. 2.12.6 п. 2 ст. 93 НК). С 2017 г. предлагается отменить эту льготу и признать объектом обложения такие обороты, что может несколько расширить налоговую базу НДС. На практике отдельные договоры энергоснабжения могут не заключаться между абонентом и субабонентами (условия отпуска энергии могут содержаться, например, в договоре строительного подряда), а если и заключаются – то могут не содержать все существенные условия. Для получения подтверждения об отсутствии объекта налогообложения НДС в соответствии с подп. 2.12.6 п. 2 ст. 93 НК зачастую требуется направлять запрос в Минэнерго на предмет вида и содержания заключаемых сторонами по сделке договоров, а также соответствия сторон квалификационным требованиям, предъявляемым к субъектам хозяйствования в целях их отнесения к абонентам либо субабонентам.

Кроме того, в Налоговый кодекс переносятся нормы Указа от 25.03.2016 № 111, которым с 1 марта т.г. были обложены НДС по ставке 20% транспортные пассажирские перевозки в республике. В связи с этим исключается льгота по данным услугам из подп. 1.14 п. 1 ст. 94 НК. Также в НК будут закреплены 25-процентная ставка НДС при реализации услуг электросвязи, введенная в этом году Указом № 111, и признание для плательщиков, оказывающих эти услуги, отчетным периодом календарного месяца.

Правила включения «входного» НДС в затраты, установленные п.п. 2 и 3 ст. 106 НК, в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства в 2017 г. предлагается распространить и на крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаемые от НДС.

Планируется отменить освобождение от НДС оборотов по реализации на территории РБ оказываемых физическим лицам услуг по технической инвентаризации недвижимого имущества, его оценке, выполнению землеустроительных и геодезических работ, представлению информации из единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, регистра стоимости земельных участков, совершению регистрационных действий, внесению исправлений в документы единого госрегистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, регистра стоимости земельных участков по заявлениям, по даче правовых консультаций по совершению регистрационных действий, составлению проектов, подлежащих госрегистрации сделок, необходимых заявлений, изготовлению копий документов, выписок из них.

В целях уточнения механизма проведения корректировок плательщиками по ошибкам и излишне предъявленным суммам НДС продавцами необходимые изменения и дополнения предлагаются законопроектом в ст. 105 НК.

Электронные счета-фактуры

В следующем году продолжится совершенствование порядка применения электронных счетов-фактур (ЭСЧФ). В частности, предлагается установить, что плательщики НДС, приобретающие объекты через подотчетных лиц, вправе заявить в произвольной форме требование о выставлении в их адрес ЭСЧФ продавцами этих объектов, являющимися плательщиками НДС в Беларуси. Те, в свою очередь, будут обязаны выставить покупателям ЭСЧФ, указав ставку, по которой облагаются данные объекты, и сумму НДС.

Пункт 5 ст. 105 НК дополняется нормой, согласно которой плательщики, которым поручена реализация реквизированного или конфискованного имущества, в документах для покупателей вправе указывать самостоятельно выделенные из цены реализации суммы НДС и должны будут по требованию покупателей выставить ЭСЧФ. При этом в документах самостоятельно выделяются суммы НДС и указываются в ЭСЧФ по той ставке, по которой облагается реализация такого имущества.

Облегчить жизнь плательщикам должно изменение сроков выставления ЭСЧФ. Планируется предусмотреть, что ЭСЧФ выставляется (направляется) не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, определяемого в соответствии с положениями ст. 100 НК, и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Сейчас в НК предусмотрено 5-е число. На конференциях, проводимых МНС накануне вступления в силу механизма ЭСЧФ, представителями налогового ведомства говорилось о том, что с 2017 г. эта норма, возможно, изменится на 20-е число, но все же налоговики, вероятно, решили, что в этом случае многие плательщики будут тянуть до последнего.

В проекте предусмотрено, что ЭСЧФ не будет создаваться также при ввозе в РБ товаров индивидуальными предпринимателями, не являющимися плательщиками НДС при реализации объектов. Эта норма не будет действовать с 1-го числа месяца, в котором они признаны плательщиками НДС при реализации объектов. Не потребуется ЭСЧФ при реализации объектов, налоговая база НДС по которым в соответствии с законодательством равна нулю.

Кроме того, планируется, что ЭСЧФ создается плательщиком и направляется на Портал без необходимости его выставления покупателю объектов также реализации экспортируемых услуг транспортной экспедиции, обороты по реализации которых облагаются по нулевой ставке НДС в соответствии с абз. 4 подп. 1.1.1 п. 1 и п. 4 ст. 102 НК.

Сейчас п. 20 ст. 1061 НК позволяет плательщикам создавать ЭСЧФ и направлять на Портал, не выставляя их покупателю объектов в случае невозможности выставления, направления, получения ЭСЧФ в связи с недоступностью Портала по техническим причинам. При этом плательщики могут исчислять НДС и осуществлять налоговые вычеты на основании первичных документов в соответствии с п.п. 3, 4, 6, 7, 8 и 9 ст. 105 и п.п. 5, 6, 8, 9, 10, 12, 14 и 17 ст. 107 НК. В связи с планируемым исключением положений указанных пунктов п. 20 ст. 1061 также предлагается исключить.

Налоговые вычеты будут производиться при приобретении транспортных услуг по перевозке пассажиров и багажа, печатных СМИ при приобретении по подписке – на основании ЭСЧФ, полученных от продавцов, при аренде и лизинге – на основании ЭСЧФ, полученных от арендодателя (лизингодателя), при условии их подписания арендатором (лизингополучателем). По товарам, приобретенным по розничным ценам с использованием кассового оборудования, вычет будет производиться на основании платежных документов, формируемых этим оборудованием, если в них ставка и сумма НДС указаны в качестве реквизита либо выделены плательщиком-продавцом по требованию покупателя с заверением печатью (штампом) плательщика и подписью главного бухгалтера или лица, им уполномоченного, и ЭСЧФ, полученных от продавцов.

Все эти вычеты будут правомерны при условии подписания плательщиком ЭСЧФ электронной цифровой подписью.

Внедрение ЭСЧФ несколько облегчит жизнь крупным плательщикам. Предлагается в 2017 г. избавить их от обязанности представлять в налоговый орган книгу покупок в электронном виде.

Автор публикации: Екатерина АНДРЕЕВА, юрист