$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Назвался группой —

12.01.2010

В конце прошедшего года Президент А.Лукашенко подписал Указ от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь», которым закладываются правовые основы создания и функционирования холдингов в нашей стране. Этот документ отечественный бизнес ждал давно.

Указом вводится понятие холдинга как объединения коммерческих организаций, в котором один из участников (управляющая компания) или собственник имеет возможность оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками (дочерними компаниями холдинга). Определяются требования к составу участников, которыми могут быть хозяйственные общества и унитарные предприятия, порядок их включения в холдинг и исключения из него, условия образования управляющей компании, правила регистрации холдинга.

Выступая на брифинге 30 декабря, начальник управления совершенствования организационных форм управления Минэкономики Владимир Соболь предположил, что холдинги появятся на базе большинства из существующих в республике 47 производственных объединений и 5 концернов. Кроме того, в Беларуси около 40 структур называют себя холдингами. Теперь, чтобы получить право на это наименование, все они в течение месяца должны привести свои документы в соответствие с Указом № 660 и зарегистрироваться в установленном порядке. Чтобы не допустить создание и деятельность холдингов, имеющих целью монополизацию производства и реализацию товаров, ограничение или устранение конкуренции, ущемление законных интересов потребителей, до подачи документов для регистрации холдинга или включения дочерней компании в состав его участников должно быть получено согласие антимонопольного органа. Напомним, что в соответствии со ст. 11 Закона от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» для получения такого согласия учредители представляют в Департамент ценовой политики Минэкономики ходатайство, а также сведения об основных видах деятельности каждого из объединяющихся хозяйствующих субъектов, их доле на соответствующем товарном рынке, документы, подтверждающие согласие учредителей на вхождение в объединение, и иные документы.

По мнению В.Соболя, популярности холдингов в Беларуси будет способствовать ряд экономических преимуществ. Среди них — капитализация прибыли и активов, более эффективное их использование, а также снижение налоговой нагрузки. Впрочем, при отсутствии развитого фондового рынка в полной мере оценить первое преимущество будет сложно. Если же речь идет об очередной кампании по присоединению к успешно работающим предприятиям убыточных структур, то экономической пользы от таких холдингов будет немного.

К тому же для организации прозрачных, с финансовой точки зрения, структур и эффективного перераспределения их прибыли требуется адекватная отчетность. Указ № 660 обязывает управляющую компанию вести консолидированный учет и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности холдинга, а дочерние компании — предоставлять ей бухгалтерскую, а в предусмотренных уставом случаях и иную отчетность не реже одного раза в год, но не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Правда, чтобы реализовать эти нормы придется усовершенствовать бухгалтерское законодательство, в частности, стандарт «Объединение организаций» и Инструкцию о порядке ведения сводного (консолидированного) учета и отчетности в хозяйственной группе, утв. постановлениями Минфина от 29.12.2004 № 184 и от 31.12.2004 № 197, весьма далекие от аналогичных международных стандартов IFRS 3 «Объединение бизнеса» и IAS 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность».

Еще сложнее вопрос налогов. Ведь холдинг создается не ради обладания этим красным словцом, а для повышения эффективности бизнеса, в немалой степени — за счет минимизации управленческих и налоговых издержек. У нас же подп. 2.4 и п. 5 ст. 13 Общей части Налогового кодекса признает хозяйственные группы плательщиками налогов, ст. 25 — налоговыми агентами, подп. 1.4 ст. 66 НК оговаривает порядок их постановки на учет, а ст. 137 главы 14 Особенной части НК уравнивает налогообложение прибыли хозяйственной группы и простого товарищества, в т.ч. отказывая этим структурам в льготах по налогу на прибыль. Но в какой мере это касается холдингов? Ведь Указом № 660 из Указа от 27.11.1995 № 482 «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп» исключены как раз признаки, по которым холдинг может быть причислен к хозяйственным группам. И ни Указ № 660, ни Налоговый кодекс ничего не говорят о налогообложении холдингов. Не предусматривается, к примеру, освобождение от налогов движение товаров внутри холдинга (случай безвозмездной передачи активов в пределах одного собственника касается лишь унитарных предприятий). Между тем, к примеру, в России освобождается от налогообложения безвозмездная передача от материнской компании к дочерней (т.е. с долей свыше 50%) и обратно.

Чтобы звание холдинга приносило ощутимую выгоду его носителям и участникам, нужно определить в законодательстве нюансы, связанные с главным преимуществом холдинга, — возможностью консолидированной уплаты налога на прибыль. Но для этого нужно ввести в Налоговый кодекс нормы, регулирующие особенности создания консолидированной группы налогоплательщиков, состава ее затрат, сальдирования прибылей/убытков, элиминирования нереализованной прибыли от реализации внутри группы товаров и услуг, оформления и подачи налоговой декларации и т.п.

Тем не менее Минэкономики уверено, что холдинги привлекут иностранных инвесторов хотя бы потому, что им этот термин понятнее, чем «производственное объединение». Правда, согласно Указу № 660 участниками белорусского холдинга могут стать лишь компании, зарегистрированные в государствах, с которыми у нас есть международные соглашения, предусматривающие обмен информацией по налоговым вопросам. Замечу, что такой обмен предусматривается в каждом из соглашений об устранении двойного налогообложения, заключенных Беларусью, правда, лишь в отношении названных в них налогов. Кроме того, Беларусь участвует в Соглашении между государствами — участниками СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере (от 4.06.1999 г.), а также в ряде аналогичных двусторонних соглашений.

За рубежом в ходу много способов объединения компаний. Более того, нормы ст.ст. 6 и 7 Закона от 10.01.2006 № 100-3 «О хозяйственных обществах», регламентирующие права материнской компании в силу преобладающего участия в его уставном фонде и (или) в соответствии с заключенным между ними договором и (или) иным образом определять решения, принимаемые дочерним обществом, а в зависимом обществе — оказывать влияние на такие решения, позволяют создавать вертикально-интегрированные структуры, не утруждаясь формальной их регистрацией. Так, Закон разрешает хозяйственным обществам в соответствии с законодательством создавать юридические лица, а также входить в состав других юрлиц, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами, приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. Нужно лишь правильно составить учредительные документы и хозяйственные договоры, определить полномочия органов управления, обеспечить контроль и отчетность.

В подобных структурах, по сути являющихся холдингами (независимо от формального права именоваться таковыми), существенная доля доходов нередко выводится из-под налогообложения через участников со специальным режимом (УСН, СЭЗ) или переход в юрисдикции с меньшей налоговой нагрузкой (благо это едва ли не любые страны, кроме скандинавских). Этому способствует и участие Беларуси в Соглашении о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений (от 15.04.1994 г.) и Конвенции о транснациональных корпорациях (от 6.03.1998 г.).

Такие схемы внешне выглядят вполне легально и при умелом оформлении позволяют благополучно минимизировать налоги, выводить валюту из страны, а по мере необходимости возвращать ее обратно в виде «прямых» иностранных инвестиций — займов, авансов и отсрочек платежей. Этому способствуют отсутствие контроля за трансфертным ценообразованием, деятельностью взаимозависимых лиц и т.п. А разрешение директорам частных компаний, входящих в холдинг, работать по трудовым договорам в других частных организациях — участниках холдинга (что до сих пор не допускалось ст. 255 Трудового кодекса) еще более расширит эти возможности. И, чтобы не толкать субъектов хозяйствования на скользкий путь уклонения от уплаты налогов путем хитроумно запутанных схем, пора перевести эти отношения в правовое русло, благо времени до вступления в силу Указа № 660 достаточно...

Леонид ФРИДКИН