Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Глобализация
14.02.2014 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НАВСТРЕЧУ ИНТЕГРАЦИИ©

Белорусские вузы заинтересованы во внедрении европейских стандартов образования, усилении академической мобильности, международного научного сотрудничества, они с оптимизмом смотрят на перспективу присоединения страны к Болонскому процессу в 2015 году. Очередным этапом формирования и корректировки их планов межгосударственного взаимодействия стал международный семинар «Эразмус Мундус как катализатор интернационализации: обмен лучшим опытом и выявление новых перспектив», состоявшийся 10–12 февраля т.г. в Белорусском государственном университете.

Белорусские вузы заинтересованы во внедрении европейских стандартов образования, усилении академической мобильности, международного научного сотрудничества, они с оптимизмом смотрят на перспективу присоединения страны к Болонскому процессу в 2015 году. Очередным этапом формирования и корректировки их планов межгосударственного взаимодействия стал международный семинар «Эразмус Мундус как катализатор интернационализации: обмен лучшим опытом и выявление новых перспектив», состоявшийся 10–12 февраля т.г. в Белорусском государственном университете.

Мероприятие объединило все белорусские вузы, а также представителей 19 стран Европы и СНГ. «Вопрос интернационализации образования актуален не только для Беларуси, но и для всех постсоветских стран, — отметил первый проректор БГУ Михаил ЖУРАВКОВ. — Для большинства белорусских вузов семинар — это возможность установить международные связи, контакты, попробовать запустить новые программы. Я уверен, что в 2015 году страна присоединится к Болонскому процессу. Этого ждут все наши студенты, для которых в первую очередь и предназначен Болонский процесс как возможность мобильного перемещения по Европе для получения образования в различных университетах. Одновременно должен увеличиться поток иностранных студентов, вырасти экспорт образовательных услуг».

М.Журавков отметил, что присоединение к Болонскому процессу накладывает определенные обязательства на наши университеты: необходимо преподавать на английском языке, вводить новые курсы, интересные иностранцам, развивать дистанционное обучение… Что касается БГУ, то вуз в текущем году планирует открыть новые междисциплинарные специальности на английском языке для обучающихся второй ступени. К сожалению, эту инициативу не назовешь массовой: на английском некоторые дисциплины преподают еще в трех вузах страны. В прошлом году БГУ реализовал 15 новых образовательных проектов, направленных на академический обмен студентами, преподавателями и учеными между вузами стран СНГ и Европейского союза. Активнее всего налажен обмен по гуманитарным специальностям (изучение русского, белорусского, европейских языков), а также по таким направлениям как физика, информатика, математика, история и правоведение. Сейчас в университете обучаются около 3 тыс. иностранцев из 42 стран. В 2013 г. более 1 тыс. студентов и 1,5 тыс. сотрудников БГУ выехало за границу по различным программам. Прибыло на обучение в вуз более 300 студентов-иностранцев и преподавателей.

Кстати, все иностранные вузы — участники семинара — уже являются партнерами БГУ по образовательным проектам.
 Сотрудник отдела Болонского университета (Италия) Личия ПРОЗЕРПЬО отметила, что студенты, приезжающие из Беларуси, имеют высокий уровень подготовки и достигают отличных результатов в учебе. Она считает, что присоединение Беларуси к Болонскому процессу очень важно для всех стран. «Мы берем на себя обязательство помочь Беларуси присоединиться к процессу. Но когда это будет, сказать сложно. Пока одними из важнейших препятствий являются признание дипломов и несовместимость белорусских и европейских оценок», — говорит Л.Прозерпьо. Речь идет о системе кредитов (зачетов), при которой с целью обеспечения мобильности студентов в Болонском процессе каждая учебная дисциплина оценивается определенным количеством зачетных единиц, что позволяет оценивать уровень освоения учебных программ студентами, обучающимися в разных университетах, и выдавать дипломы, соответствующие уровню образования и квалификации. Сейчас по возвращении в страну белорусским студентам не могут зачесть кредиты, полученные в Европе.

Отметим, что решение Болонского комитета отложить присоединение Беларуси к процессу в 2011 г. было связано не с отсутствием Болонской архитектуры высшего образования (системы бакалавр-магистр и других «технических» элементов), а с «конфликтом белорусских и европейских академических ценностей». Международное экспертное сообщество разработало тогда план действий (дорожную карту) по включению страны в Европейское пространство высшего образования (ЕПВО). В плане всего 3 этапа. На первом — требуется освободить вузы от функций правоохранительных органов. Это значит — прекратить отчисления студентов и давление на преподавателей за участие в политических акциях, независимых общественных организациях; восстановить выборность ректоров; избавить студенческое самоуправление в вузах от политического контроля БРСМ. На втором этапе следует законодательно утвердить переход к европейским подходам к архитектуре высшего образования, признание квалификаций бакалавра – магистра – доктора; закрепить в законе реальную автономию вузов и гарантии академических свобод для персонала и студентов. И на третьем этапе — завершить реформирование системы академических степеней и квалификаций и системы контроля качества. В 2015 г. структура высшего образования будет оценена именно по этим параметрам.

Отвечая на вопрос об оборотной стороне мобильности, усилении оттока высококвалифицированных кадров из страны, Личия Прозерпьо сказала, что не знает ни одного случая «утечки мозгов» со стороны Беларуси. «Студенты, которые учатся у нас, видят больше перспектив у себя на родине. Кроме того, «домашние» университеты охотно принимают их на работу, в то время как у нас бывают трудности, и большие, с трудоустройством иностранных специалистов. Поэтому мы, прежде всего, заинтересованы в культурном сотрудничестве между университетами, но ни в коем случае не в переманивании кадров», — завершила эксперт.

Сотрудник отдела международных отношений Гянджинского государственного университета (Азербайджан) Руслан МАММАДОВ сообщил, что прибыл на семинар с презентацией об университете и рассчитывает установить деловые контакты с белорусскими вузами, подписать протоколы о сотрудничестве. В перспективе университет готов обмениваться студентами, проводить деловые конференции и совместные научные исследования. Вуз уже имеет международные связи с 20 зарубежными университетами в Европе, Азии, Грузии и т.д., но заинтересован в расширении контактов со странами СНГ.

Всего около 100 ученых и сотрудников вузов обсудили на мероприятии вопросы подготовки аспирантов в соответствии со стандартами ЕПВО, организации академической мобильности, признания результатов обучения за рубежом.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений