Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Социум
17.08.2004 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НАУКА КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИОРИТЕТ

Государство в глобализирующемся мире не может быть конкурентоспособным, экономически развитым, обеспечивать благополучную жизнь большинству своих граждан без формирования, динамичного развития и всемерного использования интеллектуального потенциала...

Государство в глобализирующемся мире не может быть конкурентоспособным, экономически развитым, обеспечивать благополучную жизнь большинству своих граждан без формирования, динамичного развития и всемерного использования  интеллектуального потенциала. Этот потенциал - стратегический ресурс страны, являющийся необходимым системным фактором в развитии инновационной деятельности, провозглашенной государственным приоритетом.

Кадры и еще раз кадры

Негативные тенденции в научно-технической сфере страны, возникшие в начале 90-х гг. прошлого столетия, пока не удается остановить. Постоянно уменьшается численность людей, занятых исследованиями и разработками (правда, стабилизация имела место в 1998-2000гг.), а также работающих в этой сфере докторов и кандидатов наук. Первый показатель за десять лет (1994-2003гг.) уменьшился в 1,45 раза, второй - в 1,25 раза.

Процесс утечки мозгов продолжается. Например, за 1999г. численность докторов и кандидатов наук в сфере науки и научного обслуживания уменьшилась на 101 чел. Зато в сфере торговли и общественного питания их стало больше на 93 чел. Красноречивые цифры, свидетельствующие, конечно же, не о том, что в торговлю переместился центр инновационной деятельности, а прежде всего о бедственном положении науки.

Причины внешней миграции ученых (за 1996-2000гг. выехало за рубеж 430 чел.) понятны:  мало платят и нет приложения сил. В странах с устойчивой экономикой тенденции сокращения главного капитала нации нет. Наоборот, там он ежегодно растет, на одного "чистого" ученого приходится 1,2-2,5 научно-вспомогательного работника. У нас же в 2003г. это соотношение прямо противоположное - на троих ученых приходилось два помощника, что свидетельствует о пониженной эффективности использования в исследовательском процессе основных, высококвалифицированных работников.

Ухудшается и возрастная структура исследователей в стране. Более половины докторов наук, занимавшихся в 2002г. исследованиями, были в возрасте 60 лет и старше, а 16,8%, т.е. каждый шестой, - в возрасте 70 лет и старше. В 2002г. по сравнению с 1994г. доля лиц в возрасте 60 лет и старше выросла среди исследователей в 3,4 раза, среди докторов наук-исследователей - в 1,6 раза, среди кандидатов  наук-исследователей - в 3,5 раза.

Возрастная структура исследователей в Национальной академии наук (НАН) Беларуси также сдвинута в сторону увеличения доли старших возрастных групп.

Таким образом, для науки Беларуси в целом характерно старение ее кадров. Ситуация такова, что и резкое освобождение от кадров пенсионного возраста чревато весьма негативными последствиями - разрывом преемственности в науке.

Приток молодых кадров в науку очень мал. Молодые специалисты чаще всего не намерены связывать свою карьеру с работой в научной сфере. Опрос 400 выпускников различных вузов столицы в 2001г. показал, что только около 13% из них собираются поступать в аспирантуру. (Здесь и далее используются результаты опросов, проведенных Институтом социологии и социальных технологий НАН Беларуси.) За границу хотели бы уехать 65,7% опрошенных. Среди факторов, определяющих желание выехать за границу, социально-экономический оказался главным: низкая заработная плата, упавший престиж интеллектуального труда и желание более полно реализовать свои возможности.

Среди аспирантов НАН Беларуси лишь 54,7% (в отделении физико-технических наук только 25,8%) намерены связать свою дальнейшую карьеру с научной деятельностью (данные 2002г.). Причина та же. Их оценки эффективности проводимой государством молодежной политики в науке следующие: высокая эффективность - 2,5%, средняя - 13,3%, низкая - 65,8% опрошенных.

В феврале этого года заработная плата главного научного сотрудника составляла 302551 BYR (младшие научные, научные и ведущие научные сотрудники имеют еще меньшую зарплату), заведующего лабораторией - 382831 руб. К этой зарплате имеются надбавки за ученую степень кандидата или доктора наук или за академические звания члена-корреспондента или академика НАН Беларуси. Самая высокая надбавка - за звание академика, в феврале она составляла 262500 BYR, в июне - 285000 BYR. (Отметим, что в России доплата за звание академика составляет 20000 RUB, что эквивалентно примерно 700 USD, в Украине - 2400 гривен, что эквивалентно  примерно 450 USD). Таким образом, академик, главный научный сотрудник или заведующий лабораторией в феврале мог иметь зарплату с надбавкой в сумме 565051 или 645331 BYR. Для сведения: в секретариате нашего парламента главный специалист со всеми надбавками в феврале имел зарплату 905000 BYR, начальник управления - 1269000 BYR (не доктора наук и не академики). Ясно, в пользу какой карьеры сделает выбор выпускник вуза.

В соответствии с Законом о НАН Беларуси и Указом Президента от 3.02.2003г. № 56 доплаты за академические звания должны выплачиваться ежемесячно. Однако Закон и Указ систематически нарушаются. В прошлом году доплаты за академические звания начали выплачиваться в конце июля (без поправки на инфляцию), в этом году - во второй половине июня. Однако никто не понес и не несет ответственности за нарушение закона. Эти факты дают основание заключить, что наука не входит в число приоритетных сфер деятельности в нашем государстве.

Неблагоприятная ситуация в научной сфере приводит к тому, что относительное число исследователей (на 10 тыс. населения) в Беларуси меньше, чем в таких постсоветских странах, как Россия, Украина, Эстония и Литва. Россия, у которой в 1990г. были такие же цифры, как и у Беларуси, в значительной степени сохранила исследовательский потенциал.

Сколько тратим на науку

Отношение расходов на исследования, разработки и научно-технические услуги к валовому внутреннему продукту, т.е. наукоемкость ВВП, в Беларуси в 1990г. составляло 2,1 %. За  последующие десять лет (1994-2003гг.) этот показатель не превышал 1%.

В проекте концепции развития науки в Беларуси, рассмотренном на общем собрании НАН Беларуси в марте этого года, говорится, что если наукоемкость ВВП страны в течение пяти-семи лет в среднем не превышает 1% в год, начинается разрушение национального научно-технического потенциала. И далее записано, что это влечет за собой ухудшение качества интеллектуального потенциала и снижение конкурентоспособности экономики. В Беларуси за десять последних лет (1994-2003 гг.) наукоемкость ВВП в среднем в год составляла 0,84%. Для сравнения: в России и Украине наукоемкость ВВП в последние годы (в России с 1997г., в Украине с более раннего периода) выше 1%. К слову, Евросоюз ставит задачу довести расходы на науку в каждой входящей в него стране не менее чем до 3% от ее ВВП, а также увеличить долю расходов на науку в своем бюджете (теперь эта доля составляет 4%). Основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, утвержденной Указом Президента  от 2001-06-19г. № 344, предусмотрено достичь в 2005г. наукоемкости ВВП в 1,8%.

Приборы или спутник?

В научной сфере в основном применяется устаревшее оборудование: 60% используемых научных приборов выпущено более 15 лет назад, а научное оборудование морально стареет через 3-5 лет эксплуатации. Износ активной части основных фондов в 2002г. составлял примерно 84%. Часть исследователей уже не имеет возможности работать на современном оборудовании и получить современного уровня результаты.

Уменьшается доля расходов на материалы. Как положительный факт следует отметить, что утверждена и выполняется государственная научно-техническая программа, нацеленная на создание уникальных установок и комплексов для научных исследований. Однако объемы ее финансирования малы (около 2 млрд.BYR на 2001-2005гг.). Зато принят и реализуется проект запуска белорусского спутника Земли стоимостью около 15 млн.USD. Это примерно в два раза больше годового объема финансирования, выделяемого в стране на приобретение оборудования для научной сферы. За такие деньги можно было бы создать несколько превосходных центров коллективного пользования с новейшим оборудованием для научных исследований.

Ученый или столоначальник?

Свой вклад в ухудшение ситуации вносит непрофессионализм действий и предлагаемых решений в науке. В результате научному сообществу академии приходится тратить много сил и энергии, чтобы не допустить реализации разрушительных для науки предложений и действий, таких, например, как передача функций совета по координации исследований президиуму академии; объединения в одном отделении Института информатики и институтов, занимающихся социальными науками. Это предложение способно нанести огромный ущерб развитию одного из самых приоритетных современных научных и технологических направлений - информатике. Появилась даже идея ликвидировать некоторые системообразующие в нашей науке институты - математики, проблем использования природных ресурсов и экологии, ряд институтов гуманитарного профиля. В последние годы в академии в несколько раз возросло число официальных бумаг, большинство из которых ненужные. На работу с ними уходит огромное количество времени (уже приходится привлекать и заведующих лабораториями).

На торжественном собрании, посвященном 70-летию Национальной академии наук, прозвучал афоризм: "Нет государства без науки и нет науки без государства". Первая часть его понятна: знание - сила, а научный потенциал как часть интеллектуального - стратегический ресурс страны. Вторая часть этого афоризма определяет, что без поддержки государства не может быть сильной науки. И это подтверждает опыт всех стран мира. Очевидно, что в выводе научной сферы нашей страны из кризиса роль государства - определяющая. Чтобы решить эту задачу, придется действовать по многим направлениям, комплексно и системно: сделать науку приоритетной сферой деятельности, разработать эффективную политику, предусматривающую, прежде всего, решение проблемы кадров, а затем создание хорошей материально-технической и информационной базы как предпосылки инновационного развития страны.

Выдающийся ученый, нобелевский лауреат А.Эйнштейн сказал: "Проблемы, стоящие перед нами, невозможно решить на том уровне мышления, на котором мы их создали". Решение наших проблем предлагает неизбежный переход на новый уровень мышления. И чем скорее, тем лучше для страны.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений