$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Зарубежный опыт

Настало время «умной» упаковки

13.07.2007

Без упаковки сегодня не обходится практически ни один товар — от лекарств и продуктов питания до автомобилей. Этот рынок в мире активно развивается, внедряются новые решения, которые еще вчера казались фантастикой. Например, «умная» упаковка молока, информирующая покупателя о том, не скисло ли ее содержание, или коробка сухого завтрака с напечатанным на ней дисплеем и клавишами для управления игрой через компьютер. Упаковка во всем ее многообразии будет представлена на специализированной выставке FachPack-2007, которая пройдет с 25 по 27 сентября в Нюрнберге (Германия).

Выставка состоит из трех разделов, тесно взаимосвязанных между собой. Так, новые решения в области упаковки товаров представит FachPack, упаковочная печать и производство средств для упаковки — PrintPack, а внутренняя логистика предприятий, транспортировка товаров — LongIntern, сообщила на пресс-конференции в Вильнюсе руководитель отдела коммуникации компании «Нюрнберг Мессе» Петра Троммер. Выставка ориентирована на широкий круг предприятий малого и среднего бизнеса, занимающихся выпуском упаковочных материалов и оборудования, средств для нее и дополнительных приложений к упаковке. По прогнозам организаторов, в этом трио выставок примут участие 1300 фирм-экспонентов и более 33 тыс. посетителей из разных стран мира, в том числе из Беларуси.

В нынешнем году FachPack будет отличаться большим предложением сырья и материалов для упаковки. Помимо пластмассы это бумага, картон, металл, стекло, керамика и дерево, удельный вес которых в упаковочной промышленности в последнее время повышается. Наибольшим спросом сегодня пользуется одноразовая пластмассовая упаковка. Она легкая, ей можно придать любую форму, легко обрабатывается, а в случае подбора специальных качеств она может обрести все свойства, необходимые для упаковки пищевых продуктов, отмечают эксперты. Пластмасса — наиболее успешно используемый в упаковке материал. В Германии она занимает более 40% рынка и лидирует среди упаковочных материалов. За последние 30 лет использование пластмасс выросло более чем в два раза. Один из залогов успеха — постоянное создание новых материалов и линий упаковки.

В сфере традиционной упаковки стало использоваться новое понятие «минимально обработанная», т. е. стремление к использованию в окончательном изделии как можно больше натуральных и свежих добавок, одновременно удовлетворяя требования по быстрому и удобному приготовлению пищи в микроволновой печи. В зависимости от продукта и способа его обработки для упаковки используется разная пленка. Продукты, упакованные в условиях модифицированной атмосферы (УМА), дольше сохраняют свежесть и имеют лучший вид. В данном случае находящийся в упаковке атмосферный воздух заменяется на сохраняющий свежесть газ. Защитный газ, как азот, двуокись углерода или кислород, приспосабливается к конкретному продукту. УМА замедляют или останавливают процессы изменения, снижающие ценность продукта, например, размножение микроорганизмов. Некоторые продукты (овощи, фрукты, мясо или сыр) в упаковке могут дозревать. По мнению европейских экспертов, УМА оправдали себя как успешная технология, которая гарантирует, что на полках розничной торговли продукты будут выглядеть привлекательно, они будут более гигиеничны, а также дольше храниться, поскольку герметично упакованы.

Активно развивается и упаковка «второй кожей», то есть пищевые продукты обволакиваются пленкой таким образом, чтобы отдельные компоненты пищи не рассыпались. Такие продукты можно хранить и в подвешенном состоянии.

Для производства пластмассы потребляется около 4% мировых запасов нефти и газа. Однако из-за постоянного роста цен на них повысился интерес к биопластмассам (среди них выделяют биологически разрушающиеся вещества и пластмассу, изготовленную из выращиваемого сырья), потребление которой в Европе по итогам 2006 г. почти удвоилось. Крупные торговые сети Англии, Италии, Швейцарии и Голландии уже сейчас используют упаковку из биопластмассы. Самые популярные группы продуктов, которые в нее упаковываются, — свежие фрукты, овощи, бутерброды и салат. В Европе из биопластмассы уже изготавливаются бутылки для напитков, посуда, стаканы и др. В Германии доля одноразовой упаковки из биопластмассы составляет меньше одного процента, однако в 2006 г. ее потребление уже выросло на 30%.

Объединяющим звеном всех трех проходящих в Нюрнберге выставок станет электронное оборудование для печатания, которое в будущем закрепится во многих сферах деятельности. Эта новая технология, по мнению экспертов отрасли, является разнообразной, гибкой и отличается ошеломляющим спектром возможностей в применении, особенно в логистике, для отслеживания материалов.

После создания электропроводных материалов для печатания стало реальностью заставить «говорить» упаковку, играть или моргать без использования соединяющих проводов или дорогостоящих модулей. Благодаря внедрению новых возможностей электроники в упаковку товаров широкого потребления или фармацевтических продуктов пользоваться ими становится легче, удобнее и безопаснее, отмечают эксперты. Реальностью становится «умная» упаковка молока, которая показывает, не скисло ли то, что в ней содержится.

Дмитрий ЕРМАК