$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ВЭД

Наш резидент в России

20.05.2008

Тесная интеграция и взаимное сотрудничество Беларуси и России в сфере экономики подразумевают как участие субъектов хозяйствования обеих стран, так и привлечение работников — граждан России и Беларуси. С наймом иностранцев, в т.ч. россиян, в самой Беларуси особых проблем не возникает. А вот при работе на территории РФ у наших предприятий нередко появляются вопросы, связанные с применением трудового и налогового законодательства двух стран, а также международных соглашений.

Рассмотрим некоторые из таких вопросов.

Договор и кодексы

Белорусское предприятие имеет необходимость принимать на работу российских граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Каким образом предприятие может оформить с ними трудовые отношения для выполнения работы на территории РФ?

Действующее законодательство Республики Беларусь не содержит запретов в отношении найма иностранных граждан в случае, если это предполагает их работу за пределами Беларуси. Осуществлять наем можно посредством заключения с работниками трудового или гражданско-правового договора (подряда, возмездного оказания услуг, о создании объектов интеллектуальной собственности).

Поскольку выполнение работы предполагается российским гражданином на территории РФ, то отношения по такому договору будут регулироваться российским трудовым законодательством, даже если речь идет о трудовых отношениях с участием иностранного (в данном случае белорусского) юридического лица, что непосредственно следует из ч. 5 ст. 11 и ч. 1 ст. 13 Трудового кодекса РФ.

С другой стороны, ст. 3 Трудового кодекса РБ (далее — ТК РБ) установлено, что ТК РБ применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории РБ, если иное не установлено актами законодательства или нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров РБ или конвенций Международной организации труда (МОТ), участницей которых является наша страна. Поэтому во избежание проблемы возможного двойного применения законодательства к трудовым отношениям в указанной ситуации желательно в трудовом договоре указывать в качестве места его заключения любое место на территории РФ, поскольку действие ее законодательства при данных условиях устанавливается в любом случае.

В случае заключения с работником договора подряда к отношениям по этому договору в соответствии со ст. 44 Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7.10.2002 г. «права и обязанности сторон по сделке определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой она совершается, если иное не предусмотрено соглашением сторон». Таким образом, по умолчанию будет применяться право места заключения договора подряда. Однако стороны могут указать в нем другое применимое право независимо от места заключения договора.

Если работник заболел…

Будут ли подлежать оплате в Беларуси больничные листы, выданные на территории РФ? Как их оформлять в подобных случаях?

Регулирование указанных отношений осуществляется Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 г., который вступил в силу 29.03.2007 г. (далее — Договор).

В соответствии со ст. 8 Договора пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются согласно законодательству и за счет средств той Договаривающейся Стороны, законодательство которой распространялось на застрахованного в период осуществления им трудовой деятельности.

Статья 5 Договора устанавливает применимое законодательство к отношениям государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пункт 1 ст. 5 Договора устанавливает общее правило, по которому работники подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они выполняют работу.

Однако из этого общего правила есть исключения, одно из которых (подп. 1 п. 2 ст. 5) распространяется непосредственно на данную ситуацию: на лиц, которые работают на территории той же Договаривающейся Стороны, где и проживают, а работодатель зарегистрирован на территории другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой зарегистрирован работодатель, либо законодательство Договаривающейся Стороны по выбору застрахованного.

Таким образом, по умолчанию платежи по обязательному (государственному) социальному страхованию, а следовательно, и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются применительно к данной ситуации по законодательству РБ. Однако работник вправе указать в заявлении в качестве применимого к вопросам государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний право Российской Федерации и отказаться от уплаты за него платежей в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ, и в этом случае на основании такого заявления работника белорусская организация будет не обязана производить данные платежи за него и пособие по временной нетрудоспособности ему выплачиваться также не будет.

При применении же белорусского законодательства нужно иметь в виду, что согласно ст. 19 Договора решения о степени утраты трудоспособности, в том числе профессиональной, степени ограничения способности к трудовой деятельности, группе и причине инвалидности принимает медико-социальное экспертное учреждение той Договаривающейся Стороны, согласно законодательству которой производится назначение и выплата соответствующей пенсии или пособия. При этом должны приниматься во внимание справки и медицинские заключения, выданные соответствующими учреждениями Договаривающихся Сторон. Освидетельствования, а также переосвидетельствования лиц в целях установления степени утраты трудоспособности, в том числе профессиональной, степени ограничения способности к трудовой деятельности, группы и причины инвалидности производятся по месту их постоянного проживания. Таким образом, документы о временной нетрудоспособности, выданные уполномоченными учреждениями Российской Федерации, будут признаваться в качестве документа, являющегося основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

Зарплата и налоги

Каким образом осуществляется оплата труда российских работников белорусского предприятия, работающих на территории РФ, и каковы особенности начисления налогов на заработную плату?

Согласно ч. 3 ст. 136 ТК РФ зарплата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Остальные вопросы относительно оплаты труда работников, работающих на территории РФ, также регулируются российским законодательством.

В отношении работы по гражданско-правовым договорам вопросы оплаты труда, в том числе места, формы, размера и способа оплаты, определяются в договоре.

В соответствии со ст. 14 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 г. (далее — Соглашение) вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местом жительства в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве, только если:

а) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, являющегося лицом с постоянным местопребыванием в этом другом Государстве, или

б) расходы по выплате вознаграждения несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель, будучи лицом с постоянным местопребыванием в первом упомянутом Государстве, имеет в другом Договаривающемся Государстве.

В п. 1 ст. 1 Протокола от 24.01.2006 г. к данному Соглашению уточняется, что с учетом положений ст. 14 Соглашения вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местом жительства в одном Договаривающемся Государстве (гражданином РБ или РФ) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся Государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местом жительства в этом Договаривающемся Государстве.

Таким образом, российский работник, работающий и проживающий на территории России, не является резидентом РБ и, следовательно, не является плательщиком налогов и сборов по белорусскому законодательству. Зарплата в данном случае выплачивается ему в полном объеме без удержаний, а работник сам декларирует свой доход и уплачивает подоходный налог в соответствии с законодательством РФ.

Без разрешений и ограничений

Необходимо ли белорусскому предприятию получать какие-либо разрешения или согласовывать принятие на работу российских граждан?

Законодательство РБ в целях трудоустройства иностранных граждан разделяет их на проживающих на территории республики постоянно и временно. Как следует из ст. 11 Закона РБ от 3.06.1993 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь (т. е. имеющие в соответствии со ст. 1 данного Закона вид на жительство), вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для трудовой, предпринимательской и иной деятельности в соответствии с законодательством РБ. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в республике, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений и лицензии на осуществление деятельности, связанной с привлечением в РБ иностранной рабочей силы и трудоустройством белорусских граждан за границей в соответствии с Декретом Президента от 14.07.2003 № 17, для получения и оформления которых необходимо осуществить ряд согласований.

Однако, как следует из преамбулы Закона, он направлен на определение правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ, в том числе на установление порядка их въезда в нашу страну, пребывания в ней и выезда из нее, а также на регулирование иных правоотношений, связанных с пребыванием указанных лиц в РБ. Поэтому на отношения по работе за пределами республики действие приведенных выше ограничений не распространяется.

Более того, в соответствии со ст. 7 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25.12.1998 г. (вступил в силу 22.07.999 г.) «граждане Беларуси и России имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенной в связи с трудовой деятельностью граждан». Из этого следует, что прием на работу российских граждан осуществляется в порядке, аналогичном для белорусских граждан, и получения каких-либо разрешений белорусских органов или согласований при этом не требуется.

Антон СМИРНОВ,
юридическая компания «Элайнс Груп»