$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

НАСЕЛЕНИЮ ПРИДЕТСЯ ДОПЛАТИТЬ©

18.11.2011

Управление отечественным энергохозяйством осуществляется неэффективно из-за чрезмерной бюджетной поддержки, считают во Всемирном банке. Пересмотр тарифной политики в этом секторе обернется экономией казенных средств в 1,4–3,3% годового ВВП, говорится в отчете «Обзор государственных расходов в Республике Беларусь».

Во власти госмонополий

Эксперты ВБ обращают внимание на доминирование в белорусской энергетике госпредприятий. На рынке тепло- и электроснабжения безраздельно господствуют ГПО «Белэнерго» и ЖКХ. Первое — монополист в выработке, передаче и распределении электро- и тепловой энергии, их сбыта в больших городах, а ЖКХ — в предоставлении услуг по тепло-, газо- и водоснабжению, водоотведению и водоочистке преимущественно в малых городах. ГПО «Белтопгаз» отвечает за распределение и сбыт природного газа. На долю независимых компаний, в отличие от мировой практики, остается менее 1% рынка энергоресурсов.

Не существует в Беларуси и независимого органа регулирования энергетики, включая регулирование тарифов. Этим занимается Минэкономики (для Белэнерго и Белтопгаза) и облисполкомы (для ЖКХ), а тарифы на энергоуслуги, реализуемые домашним хозяйствам, устанавливаются правительством. Кроме того, Совмин, Минэкономики, облисполкомы, Департамент по энергоэффективности Госстандарта принимают косвенное участие в тарифообразовании при утверждении нормативов технических потерь тепловой энергии.

Тарифный перекос

Беларусь в значительной степени зависит от импорта российского газа, из которого вырабатывается около 97% электроэнергии в стране. При этом переход Москвы к политике рыночных условий экспорта энергоносителей в страны СНГ обернулся для Беларуси резким ростом цен, которые сегодня приблизились к уровню европейских. Это привело к сокращению скрытого субсидирования ее экономики за счет поставок энергоносителей по заниженным ценам — с 9% белорусского ВВП в 2005 г. до 4,6% в 2009-м. В результате резко подскочили затраты на производство энергии. В то же время энерготарифы для населения изменились незначительно, а для небытовых потребителей — выросли, превышая уровень окупаемости затрат. К этому привело нежелание регулирующих органов переносить повышение производственных затрат на бытовых потребителей.

Например, тарифы на теплоснабжение для населения не увеличивались в реальном выражении с 2005 г., несмотря на 2-кратное увеличение затрат на теплоснабжение для ЖКХ и рост затрат Белэнерго в 1,6 раза. Из-за этого коэффициенты возмещения затрат в системе центрального теплоснабжения снизились с 75% в 2005 г. до 36,8% в 2010-м для Белэнерго и с 45% до 21% для ЖКХ.

Хотя электроснабжение организаций остается рентабельным, нарастают убытки, связанные с обслуживанием населения. В 2005– 2009 гг. затраты на поставку электроэнергии в реальном выражении увеличились в 1,7 раза. В то время как тарифы на электроэнергию для небытовых потребителей увеличивались по мере роста затрат, тарифы для населения повышались с опозданием и возросли лишь в 1,2 раза. Коэффициенты возмещения затрат снизились с 93% в 2005 г. до 60% в 2010-м.

За последние 5 лет затраты на поставку природного газа увеличились более чем втрое. Но если темпы роста тарифов для организаций соответствовали этому, то для населения они были куда медленнее, что привело к выраженному снижению возмещения затрат. В результате в 2010 г. коэффициент их окупаемости на поставку газа домашним хозяйствам составил лишь 45,3%.

Анатомия убытков

Энергоснабжение бытовых потребителей по заниженным тарифам стало дополнительным бременем для бюджета страны. Из-за снижения уровня возмещения затрат убытки предприятий коммунального обслуживания в реальном выражении увеличились с 0,76% ВВП в 2005 г. до 1,7% в 2009-м, составив почти 840 млн. USD. Услуги теплоснабжения, оказываемые населению, приносят убытки, оцениваемые в 2009 г. в 1,1% ВВП, а теплоснабжение организаций — еще 0,06%. Убытки ЖКХ от продажи теплоэнергии бытовым потребителям составляет 0,47% ВВП, а убытки Белэнерго — 0,67%. В 2009 г. убытки Белэнерго от продажи электроэнергии населению составили 0,3% ВВП, а Белтопгаза от продажи газа бытовым потребителям — 0,27%.

Еще одна проблема для бюджета — организации-льготники. В 2009 г. промышленные потребители получили субсидии в виде продажи энергии по льготным тарифам в размере 0,3% ВВП. Из них около 130 организаций воспользовались льготными тарифами на электричество, теплоснабжение и газ, установленными ниже уровня возмещения затрат в соответствии с решениями Минэкономики. Кроме того, 106 небытовых потребителей получили отсрочку уплаты задолженности за услуги энергоснабжения в объеме 0,01% ВВП.

В тисках перекрестного субсидирования

В целом затраты в Беларуси на поставки энергии по заниженным тарифам оцениваются ВБ в 2% ВВП. Финансируются они путем прямых бюджетных субсидий, а также сложной системы перекрестного субсидирования за счет прибыли от продажи энергии небытовым потребителям. При этом явные субсидии, выделяемые ЖКХ из местных бюджетов, покрывают лишь 0,3% ВВП, или 15% совокупного объема госфинансирования сектора. Львиная доля затрат покрывается за счет перекрестного субсидирования, которое выросло с 0,6% ВВП в 2005 г. до 1,7% в 2009-м. На его долю приходится 85% от совокупного объема субсидирования энергосектора.

Перекрестное субсидирование в структуре ЖКХ составляет приблизительно 0,2% ВВП и идет на покрытие убытков от продажи теплоэнергии населению за счет небытовых потребителей тепловой энергии (40 млн. USD в 2009 г.), а также за счет услуг, не связанных с теплоснабжением (45 млн. USD).

В отличие от ЖКХ Белэнерго не получает каких-либо бюджетных субсидий и полностью покрывает свои убытки за счет перекрестного субсидирования, которое увеличилось с 0,4% ВВП в 2005 г. до 1% ВВП (или 471 млн. USD) в 2009-м. У Белтопгаза уровень перекрестного субсидирования составил 0,3% ВВП в 2009 г. Для покрытия убытков от реализации газа, электро- и теплоэнергии по льготным тарифам, установленным для привилегированных организаций, используется перекрестное субсидирование в размере 0,29% ВВП.

Потеря ориентиров

Вал энергетических субсидий имеет ряд негативных последствий, отмечается в отчете ВБ. Хотя занижение тарифов обеспечило доступность энергоуслуг для домашних хозяйств, такие потребительские субсидии являются регрессивными. Расходы домохозяйств на коммунальные услуги в Беларуси находятся в числе наиболее низких в регионе Европы и Центральной Азии. В среднем на коммунальные услуги приходится менее 7,5% совокупного дохода белорусских домохозяйств. Но энергетические субсидии носят у нас неадресный характер и дают несоразмерные преимущества населению с более высокими доходами. Так, 30% домохозяйств с самыми высокими доходами получают 45% всего объема субсидирования коммунальных услуг, в то время как на долю 30% самых нуждающихся приходится только 15%. Городское население получает 82% субсидий.

При этом субсидии искажают ценовые ориентиры для населения и ведут к неэффективному энергопотреблению, тем самым увеличивая издержки отрасли и подрывая ее конкурентоспособность. По сути это скрытый налог на реальный сектор, увеличивающий и без того высокую налоговую нагрузку и лишающий при этом предприятия коммунального обслуживания ресурсов, необходимых для инвестиций и технического обслуживания. За последние 5 лет тарифы на электроэнергию для организаций в реальном выражении выросли на 60%, опережая рост ВВП. В результате чистая прибыль, например, Белэнерго сократилась с 396 млн. USD в 2006 г. до 174,9 млн. в 2009-м.

Граждан в долгу не оставят

Власти страны сознают необходимость реформирования тарифной политики для восстановления финансовой жизнеспособности энергетики. Ведь если ничего не менять, то ориентировочный объем субсидий (прямых бюджетных и перекрестных) в 2011–2014 гг. составит в этом секторе 4,3–8,9 млрд. USD в зависимости от динамики цен на импортируемый газ, что будет эквивалентно 1,9–3,9% ВВП в год. Предполагается также, что пик потребностей в субсидировании придется на 2011 г. и составит 2,2–4,3% ВВП, после чего они будут медленно снижаться.

В планах правительства — ликвидация перекрестного субсидирования газоснабжения к 2013 г. и тепло- и электроснабжения — к 2014 г. Для этого придется существенно повысить тарифы. При этом на теплоснабжение для населения, учитывая низкий исходный уровень возмещения затрат, эксперты ВБ советуют повышать их активнее всего — до 112–256% роста к 2014 г. Рост тарифов на природный газ и электроэнергию должен составить порядка 110–233% и 63–108% соответственно.

В результате потребности в субсидировании белорусского энергосектора в течение этого периода резко снизятся и достигнут в 2014 г. нулевого уровня для Белэнерго и уровня 0,2–0,4% ВВП для ЖКХ. Это обеспечит среднегодовую экономию бюджетных средств в пределах 2,4–6 млрд. USD, которая, по мнению авторов отчета, быстро достигнет максимальных показателей в размере 1,4–3,3% ВВП к 2014 г.

Иван МИХАЛЕВИЧ