Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Интеллектуальная собственность
16.02.2016 24 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нарушение и наказание©

Подписан и с 4.04.2016 г. вступает в силу Закон от 4.01.2016 № 351-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – Закон № 351-З).

В числе основных новелл следует назвать поправки в статьи КоАП, устанавливающие административную ответственность за нарушение авторского права, смеж­ных прав и права промышленной собственности, нарушение законодательства об административных процедурах, правил эксплуатации маломерных судов и в области страховой деятельности. Следует отметить, что одни санкции перенесены в КоАП и ПИКоАП из уже действующих нормативных актов, другие разработаны на основе правоприменительной практики.

Законодатели исходили из того, что действующая редакция ст. 9.21 КоАП «Нарушение авторских, смеж­ных и патентных прав» не позволяет должным образом пресекать факты приобретения, хранения и перевозки в целях распространения контрафактных эк­земпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, что дает нарушителям возможность свободно ими распоряжаться и безнаказанно вводить в гражданский оборот. Для обеспечения эффективной защиты прав на интеллектуальную собственность Законом № 351-З вводится более строгая административная ответственность за незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности.

В соответствии с новой редакцией ст. 9.21 КоАП «Нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности» присвоение авторства либо принуждение к соавторству, а равно разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя – от 20 до 50 БВ, а на юридическое лицо – от 30 до 100 БВ.

Хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания будет наказываться штрафом в размере от 20 до 40 БВ (ИП – от 30 до 70 БВ, юридическое лицо – от 50 до 200 БВ) с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации.

Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности грозит штрафом в размере от 30 до 50 БВ (на ИП – от 50 до 100 БВ, юридическое лицо – от 100 до 300 БВ) с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации.

В связи с введением административной ответственности за присвоение авторства либо принуждение к соавторству, а равно разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной пуб­ликации сведений о них изменен п. 21 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП, в котором определены полномочия должностных лиц таможенных органов на составление протоколов об административных правонарушениях. Поскольку выявление таких нарушений не относится к компетенции таможенных органов, определено, что их должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по ч.ч. 2 и 3 ст. 9.21 КоАП.

Отметим, что Законом от 5.01.2016 № 356-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» (далее – Закон № 356-З), также вступающим в силу с 4.04.2016 г., проект которого был внесен в парламент одновременно (одним пакетом) с проектом Закона № 351-З, также корректируется ст. 201 Уголовного кодекса – с целью приведения ее положений в соответствие с ГК и Законом от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах». Кроме того, в указанную статью вносится дополнение в части введения административной преюдиции за присвоение авторства либо принуждение к соавторству, а равно разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной пуб­ликации сведений о них.

По мнению специалистов, внесенные в кодексы новации должны положительным образом повлиять на оценку зарубежными торговыми партнерами ситуации, сложившейся в области защиты интеллектуальной собственности в Беларуси, что послужит очередным шагом в работе по исключению нашей страны из контрольных списков Офиса торгового представителя США и весомым аргументом за ее вступление в ВТО.

Под административную ответственность будут попадать чиновники за безосновательный отказ госоргана в осуществлении административной процедуры и за истребование документов, которые должны запрашиваться госорганом самостоятельно. Поправки в ст. 9.26 КоАП «Нарушение законодательства об административных процедурах» разработаны на основании абз. 2 подп. 4.2 п. 4 Указа Президента от 4.12.2014 № 566 «О вопросах осуществления административных процедур», согласно которому Совмину совместно с облисполкомами, Мингорисполкомом и иными заинтересованными поручалось в шестимесячный срок установить административную ответственность за неправомерные отказ госоргана (иной организации) в осуществлении административной процедуры либо истребование документов и (или) сведений, которые должны запрашиваться данным госорганом (организацией) самостоятельно, а также предоставить уполномоченным должностным лицам облисполкомов (Мингорисполкома) права составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение законодательства в этой сфере. Наказание за истребование не предусмотренных законодательством документов, сроков осуществления административной процедуры и неправомерное взимание платы за ее осуществление установлены ранее. Размеры штрафа за нарушение законодательства об административных процедурах остались прежними – от 4 до 10 БВ. Есть надежда, что поправки позволят гражданам и бизнесу решать свои проблемы более оперативно.

Напомним, что в настоящее время дела об административных правонарушениях по ст. 9.26 КоАП рассматривают только должностные лица органов Комитета госконтроля, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами указанных органов. Теперь судья районного (городского) суда наделяется правом рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 9.26 КоАП в случаях составления протоколов по ней должностными лицами областных и Минского городского исполкомов.

Сегодня осуществление перевозок без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами влечет предупреждение или наложение штрафа на ИП в размере до 150 БВ, на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа до 300 БВ. Согласно новой редакции ч. 1 ст. 11.65 КоАП эти санкции распространяются также на осуществление деятельности, связанной с эксплуатацией отдельных объектов, определенных законодательством о страховании, без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности за вред, причиненный такой деятельностью, и за перевозку опасных грузов без за­ключения договора обязательного страхования граж­данской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов. Напомним, что эти два вида обязательного страхования введены Указом Президента от 14.04.2014 № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента по вопросам страховой деятельности» (далее – Указ № 165).

Одновременно внесены дополнения в ст. 3.25 и п. 35 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП, которые делегируют органам, осуществляющим госнадзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов (МЧС, Минобороны и Комитет госбезопасности), право составлять административные протоколы и вести административный процесс.

Терминология ст. 11.21 КоАП приводится в соответствие с п.п. 56, 61–66 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом Президента от 25.08.2006 № 530. Административная ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 20 БВ, а для юридического лица – в размере от 300 до 500 БВ согласно новой редакции ст. 11.21 предусмотрена за нарушение установленных порядка и условий образования страховых резервов, осуществления инвестиций, размещения и использования средств страховых резервов, формирования, размещения и использования гарантийных фондов, фондов предупредительных (превентивных) мероприятий либо несоздание таких резервов и фондов.

Действующей ст. 11.64 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение порядка осуществления страховой деятельности, в частности, за превышение страховой организацией установленных законодательством норматива расходов на ведение дела и нормативов ответственности по договорам добровольного страхования (сострахования, перестрахования), не относящимся к страхованию жизни. Вместе с тем, как неоднократно напоминали контролирующие органы, в КоАП отсутствует ответственность за выплату страховым агентам и брокерам необоснованно высокого вознаграждения, что создает предпосылки для воз­можного обналичивания денежных средств. Отметим, что предельные размеры вознаграждения и иных видов выплат страховым агентам, страховым брокерам установлены постановлением Минфина от 10.07.2014 № 50 «О выплатах страховым агентам, страховым брокерам и признании утратившими силу отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2009 г. № 152».

Понадобилась также корректировка и ст. 11.66 КоАП, определяющей ответственность страховых аген­тов и страховых брокеров за нарушение порядка осуществления посреднической деятельности. В настоящее время привлечь виновных по этой статье сложно, поскольку порядок осуществления посреднической деятельности законодательством не установлен.

Госконтролеры неоднократно указывали и на нарушения порядка заполнения страховых полисов (свидетельств, сертификатов) и квитанций о приеме наличных денежных средств (страховых взносов), что приводит как к переплате, так и недоплате страховых взносов страхователями. В результате ущемляются интересы страховых организаций и страхователей, возрастает количество спорных ситуаций между ними. Напомним, что порядок заполнения страховых полисов (свидетельств, сертификатов) определен Инструкцией об определении обязательных реквизитов страхового полиса (свидетельства, сертификата), порядка его заполнения и использования, утв. постановлением Минфина от 20.06.2014 № 37, и Инструкцией по заполнению и использованию квитанций формы 1-СУ «Квитанция о приеме наличных денежных средств (страховых взносов)» и формы 1-СУо «Квитанция о приеме наличных денежных средств по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам», утв. постановлением Минфина от 29.11.2007 № 174.

Кроме того, Указом № 165 изменены подходы к регулированию деятельности страховых брокеров, например, установлены требования к минимальному размеру уставного фонда страхового брокера и введена для него обязанность иметь на счетах в банках РБ такую сумму денежных средств.

С учетом вышеперечисленного ответственность страховых агентов и страховых брокеров за нарушение законодательства о страховании Законом № 351-З дифференцируется. Общая норма заменена несколькими специальными нормами с разграниченными составами правонарушений и размерами санкций. Так, согласно новой редакции ст. 11.66 КоАП деятельность страхового брокера, не соответствующая предмету его деятельности, влечет наложение штрафа на юридическое лицо в двукратном размере полученного дохода от осуществления такой деятельности. А за нарушение страховым агентом или страховым брокером предусмотренного законодательством или правилами страхования порядка определения и получения страховых взносов (страховых премий) от страхователей грозит штраф в размере от 2 до 10 БВ, юридическому лицу – до 300 БВ. Отсутствие у страхового брокера на счетах в банках РБ суммы денежных средств, соответствующей минимальному размеру уставного фонда, установленному Президентом, по­влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 100 до 200 БВ.

Нарушение работником страхового брокера или страхового агента либо страховым агентом – физическим лицом определенного законодательством о страховании порядка заполнения страховых полисов (свидетельств, сертификатов), квитанций наказывается штрафом от 2 до 20 БВ, а совершение страховым брокером, страховым агентом иных, чем предусмотрено КоАП, нарушений требований законодательства о страховании в связи с осуществлением посреднической деятельности по страхованию – штрафом от 2 до 10 БВ, а юридическое лицо – до 100 БВ.

В КоАП включена норма (ч. 3 ст. 11.64), предусматривающая ответственность страховой организации за выплату вознаграждения страховым агентам и брокерам в размере, превышающем предельный размер, установленный законодательством, – штраф в размере суммы превышения.

Кроме того, ст. 12.39 КоАП дополнена нормой, в соответствии с которой посредническая деятельность, связанная с заключением на территории Беларуси договоров страхования от имени страховых организаций, созданных за пределами РБ, наказывается штрафом в размере от 20 до 100 БВ (на юридическое лицо – от 100 до 500 БВ).

Из ст. 12.14 КоАП «Нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле», получившей название «Непредставление сведений о внебиржевой сдел­ке, представление неполных или недостоверных сведений о внебиржевой сделке», исключена ответственность работника товарной биржи за участие в биржевых сделках либо создание им собственных брокерских фирм.

Разработчики поправок в данном случае исходили из того, что ни Закон от 5.01.2009 № 10-З «О товарных биржах» (далее – Закон № 10-З), ни иные акты законодательства не содержат ограничений и запретов на создание брокерских фирм, а также термина «брокерская фирма». Соблюдение ограничений для работников товарной биржи, установленных в Законе № 10-З, должно обеспечиваться непосредственно товарной биржей при разработке механизмов внутреннего контроля за соблюдением ее работниками требований законодательства и создании условий, не позволяющих им совершать запрещенные действия. Кроме того, невыполнение предусмотренных Законом № 10-З ограничений является основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения, а в отдельных случаях, имеющих при­знаки предусмотренных законодательными актами противоправных деяний, – для привлечения к административной или уголовной ответственности. Например, противоправным является осуществление пред­принимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается (ч. 2 ст. 12.7 КоАП); разглашение коммерческой или иной тайны (ст. 22.13 КоАП).

Согласно новой редакции ст. 12.14 КоАП непредставление должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем товарной бирже сведений о внебиржевой сделке с биржевым товаром для ее регистрации в случаях и сроки, установленные законодательством, либо представление неполных или заведомо недостоверных сведений о такой сделке влечет наложение штрафа в размере от 3 до 10 БВ. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взы­скания, наказываются штрафом в размере от 10 до 30 БВ.

Новые наказания предусмотрены и за нарушение правил эксплуатации маломерных судов и пользования базами для их стоянок.

Значительно расширяется сфера действия ст. 18.8 КоАП, которая сегодня включает две санкции – предупреждение или наложение штрафа до 3 БВ. С 4.04.2016 г. появятся новые составы правонарушений. Это и управление маломерным судном с заведомо измененным регистрационным номером либо вообще без него, с превышением установленных в судовом билете грузоподъемности или допустимого количества людей на борту (штраф от 5 до 9 БВ); управление маломерным судном лицом, не имеющим права управления, а равно передача управления такому лицу (от 5 до 10 БВ); управление моторным маломерным судном лицом, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или передача управления такому лицу, а равно отказ «водителя» от прохождения освидетельствования на предмет определения опьянения (от 10 до 50 БВ с лишением права управления моторными маломерными судами сроком на 3 года).

Нарушение судовладельцем правил пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок повлечет предупреждение или штраф в размере от 2 до 10 БВ, эксплуатанту баз (сооружений) для стоянок таких судов за подобное нарушение – предупреждение или штраф от 1 до 10 БВ.

Следует иметь в виду, что Законом № 356-З также значительно расширена ст. 316 УК «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации маломерных судов», которая изложена в новой редакции ст. 316 УК, разделяющей составы преступлений в зависимости от тяжести последствий. Так, если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации повлекло по неосторожности смерть 2 или более человек, то лицо, управляющее маломерным судном, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а если «водитель» был пьян, то срок лишения свободы увеличивается – от 4 до 10 лет.

Также с учетом положений Декрета Президента от 2.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» определено, что административно арестованные, привлеченные к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 13.6 КоАП «Неуплата или неполная уплата плательщиком суммы сбора на финансирование государственных расходов», обязательно прив­лекаются к выполнению общественно полезных работ в порядке, установленном законодательством.

Включен в КоАП и ПИКоАП целый ряд изменений в связи с принятием и вступлением в силу указов Президента от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности», от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» и Декрета Президента от 7.12.2012 № 9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности». В КоАП включаются штрафные санкции, предусмотренные этими законодательными актами.

Поправки призваны повысить ответственность всех участников строительной деятельности – заказчика, проектировщика и подрядчика за ненадлежащее выполнение своих функций и работ в строительстве, за качество выдаваемых заключений, технических условий для строительства объектов. Так, предусмотрена административная ответственность за приемку-сдачу работ, выполненных с нарушением проектной документации и технических нормативных правовых актов, за нарушение обязательств, предусмотренных договором строительного подряда, за нарушение сроков разработки проектной и градостроительной документации, порядка согласования проектной документации, невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей при осуществлении технического или авторского надзора, отступление в договоре строительного подряда от существенных условий, сформированных по результатам проведения процедур закупок, и т.д.

Также КоАП дополняется статьей, регулирующей на­ступление ответственности в случае нарушений участ­никами строительного процесса при реализации инвестиционных проектов по созданию (строительству), техническому переоснащению, модернизации и реконструкции предприятий деревообработки.

Поправки в ст. 7.6 КоАП предусматривают для правонарушений, определенных вводимыми в кодекс статьями, более длительные сроки привлечения к административной ответственности участников строительного процесса. В частности, привлечение к ответственности должно осуществляться не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений