Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нарушение и наказание, или О том, что валюта счет любит, контролеры — тоже

За внешнеэкономическими операциями в нашем государстве контроль особый. Условно нарушения валютного законодательства, за которые предусмотрена экономическая ответственность, можно разделить на 3 основные группы. Это -- несоблюдение правил проведения ...
За внешнеэкономическими операциями в нашем государстве контроль особый. Условно нарушения валютного законодательства, за которые предусмотрена экономическая ответственность, можно разделить на 3 основные группы. Это -- несоблюдение правил проведения внешнеторговых сделок (Указ Президента от 4.01.2000г. N 7); несоблюдение установленного порядка проведения обязательной продажи иностранной валюты (Указ от 2.06.97г. N 311); несоблюдение порядка проведения валютных операций (Положение о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь от 1.08.96г. N 768, утв. правлением Нацбанка от 25.06.96г. -- протокол N 11).
 
Как показывает опыт, больше всего нарушений, караемых рублем, сопровождает внешнеторговые операции. Причем это практически всегда одни и те же "рифы", на которые с необъяснимым постоянством натыкаются и новички, и опытные участники ВЭД. Поэтому "НЭГ" попросила просветить на сей счет заинтересованных в теме читателей газеты заместителя начальника управления инспекции валютного контроля КГК РБ Наталью СУСОРОВУ.

-- Наиболее наглядной формой такого просвещения будет, на мой взгляд, разбор практики. То есть анализ действующего законодательства применительно к наиболее часто встречающимся ошибочным схемам проведения внешнеторговых операций и расчетов. Начнем с самого простого. То есть речь пойдет о наиболее типичных нарушениях Указа N 7 (далее -- Указ).

Пример.

Резидент А получил от нерезидента В товар по внешнеторговому договору. Статистическая декларация зарегистрирована в таможне на 37-й день после оприходования товара.

В данном случае статистическая декларация зарегистрирована с нарушением установленного п.2.7 Указа срока (не позже 5 календарных дней с даты оприходования товаров). За нарушение этого требования в соответствии с абз.11 подп.2.11 п.2 Указа к резиденту А предусмотрено применение экономических санкций в размере до 10% стоимости импортируемых товаров. Санкции могут применить как уполномоченные должностные лица КГК и его территориальных органов, так и уполномоченные должностные лица таможенных органов (последние -- в соответствии с постановлением ГТК от 2001-09-17г. N 50). Кроме того, уместно напомнить, что в случае, если СД не оформлена вовсе, применяется более жесткая экономическая ответственность: в соответствии с абз.10 подп.2.11 п.2 Указа -- до 100% стоимости экспортированных (импортированных) товаров.

Пример.

Резидент А по договору купли-продажи поставил товары нерезиденту В и причитающуюся экспортную выручку без зачисления на свой счет направил на оплату сырья, материалов, получаемых по импортному договору с нерезидентом С.

Такая схема проведения внешнеторговых операций нарушает требование подп.2.2 п.2 Указа о зачислении выручки от экспорта только на счет экспортера и согласно абз.6 подп.2.11 п.2 Указа влечет применение к резиденту А санкций в размере суммы средств, неполученных на свой счет.

Иначе говоря, в этом случае резидент А не вправе самовольно распоряжаться экспортной выручкой. Санкционированным же распоряжением ею в контексте Указа будут являться случаи, перечисленные в подп.1.1 п.1 постановления Совмина и Нацбанка от 2000-09-25г. N 1476/49 "О проведении расчетов при осуществлении внешнеторговых операций".

Пример.

Резидент А по договору купли-продажи поставил на экспорт товар нерезиденту В, а тот по самостоятельному договору купли-продажи с резидентом А поставил обратно товар на продажу, т.е. не используемый резидентом А для собственного производства. Стороны пришли к соглашению произвести зачет встречных однородных требований по оплате товаров.

Подобные операции противоречат требованиям ч.3 подп.2.2 п.2 Указа, поскольку проведение зачета относится к иным операциям при неденежной форме прекращения обязательств. Для признания сделки законной резиденту А необходимо получить только сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, оборудование и энергоносители, используемые для собственного производства. За несоблюдение данного требования в соответствии с абз.8 подп.2.11 п.2 названного Указа предусмотрено применение экономической санкции в размере до 100% стоимости экспортированных товаров (работ, услуг).

Попутно напомню, что если резидент А соблюдает требование о получении по импорту товаров, используемых для собственного производства, то в соответствии с требованиями п.15 Положения о порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций, утв. Указом, обязан в 15-дневный срок со дня изменения формы расчета зарегистрировать новый паспорт сделки (с указанием номера предыдущего паспорта). За невыполнение данного требования в соответствии с абз.9 подп.2.11 Указа предусмотрено применение экономических санкций в размере до 20% контрактной стоимости экспортированных товаров.

Пример.

Резидент А (экспортер) поставил нерезиденту В товар, который оплатил резиденту А резидент С.

Данная схема расчета нарушает запрет, установленный подп.2.4 п.2 Указа, не допускающим расчеты в белорусских рублях между резидентами в оплату обязательств по экспорту товаров (работ, услуг) за нерезидента, и в соответствии с абз.5 подп.2.11 п.2 Указа предусматривает применение к резиденту А экономических санкций в размере до 100% суммы оплаченных средств. Однако следует учесть, что Совет Министров и Нацбанк совместным постановлением от 2000-09-25г. N 1476/49 (подп.1.2) определили случаи, когда такой расчет все же может быть произведен.

Пример.

Резидент А (импортер) получил товар от нерезидента В, оплату за импортированный товар произвел резидент С.

Операция проведена с нарушением требования ч.2 подп.2.2 Указа о расчетах по внешнеторговым договорам, предусматривающим оплату импорта товаров (работ, услуг) только со счетов импортеров. Экономические санкции в данном случае будут применены к резиденту С, осуществившему платеж. В соответствии с абз.7 подп.2.11 п.2 Указа размер санкций определен в сумме произведенного платежа.

Пример.

Резидент А (экспортер) по договору купли-продажи поставил товар нерезиденту В и получил оплату за него на 95-й день со дня экспортной поставки.

В данном случае нарушен установленный подп.2.6 п.2 Указа срок поступления денежных средств от экспорта товаров -- не позднее 90 календарных дней с даты экспортной отгрузки. К субъекту предпринимательской деятельности будут применены экономические санкции в соответствии с абз.2 подп.2.11 п.2 Указа в размере до 2% за каждый день превышения установленного срока, т.е. применительно к рассматриваемой ситуации это составит 2% х 5 дней = 10% от суммы, не полученной в установленный срок.

Кроме того, в соответствии с ч.2 п.26 Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утв. Указом Президента от 15.11.99г. N 673, применение к субъектам предпринимательской деятельности экономических санкций за совершение экономических правонарушений не освобождает должностных лиц, а также индивидуальных предпринимателей от иных видов ответственности, установленных законодательством. В соответствии с подп.2.6 п.2 Указа от 2002-01-16г. N 40 необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств от экспорта товаров влечет наложение штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 10 до 30 МЗП (базовых величин).

Вместе с тем у субъектов предпринимательской деятельность есть право обратиться при наличии объективных причин в Министерство торговли за разрешением на продление сроков проведения внешнеторговых операций (процедура получения разрешения определена постановлением Минторга от 4.01.2002г. N 1). При получении такого разрешения они обязаны в соответствии с п.15 Положения в 15-дневный срок зарегистрировать новый паспорт сделки. За невыполнение данного требования применяются экономические санкции в соответствии с абз.9 подп.2.11 п.2 Указа.

Пример.

Резидент А (экспортер) по договору купли-продажи поставил товар нерезиденту В. Впоследствии стороны пришли к соглашению об изменении формы расчета с денежной на неденежную, после чего от нерезидента В был поставлен товар нерезиденту А на 80-й день после экспортной отгрузки.

В описанном случае резидент А дважды нарушил Указ. Во-первых, при изменении формы расчета "денежная сделка" перешла в разряд иных операций неденежной формой прекращения обязательств, а по ним резидент А имел право получить только сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, оборудование и энергоносители, используемые для собственного производства. За несоблюдение данного требования в соответствии с абз.8 подп.2.2 п.2 Указа к резиденту А применяются экономические санкции в размере до 100% стоимости поставленных на экспорт товаров.

Во-вторых, при неденежной форме прекращения обязательств в соответствии с абз.5 подп.2.6 п.2 Указа резидент А обязан обеспечить поступление товаров по импорту не позднее 60 дней с даты экспортной отгрузки. За невыполнение данного требования к резиденту А будут применены экономические санкции согласно абз.2 подп.2.11 п.2 Указа, что в рассматриваемом случае может составить до 40% стоимости товара, не полученного в установленный срок.

При этом согласно подп.2.15 п.2 Указа в случае совершения по внешнеторговому договору нескольких предусмотренных Указом нарушений экономические санкции применяются за каждое нарушение, но в совокупности они не могут превышать стоимости экспортированного либо импортированного товара. Таким образом, если за первое нарушение к резиденту А будут применены экономические санкции в размере 100% стоимости поставленных на экспорт товаров, то за второе нарушение санкций уже не будет. Вместе с тем это не исключает возможности наложения штрафа за второе нарушение на должностных лиц в соответствии с подп.2.6 п.2 Указа от 2002-01-16г. N 40.

Пример.

По договору купли-продажи резидент А поставил нерезиденту В товар, который нерезидент В из-за низкого качества не принял.

В соответствии с ч.5 подп.2.7 п.2 Указа в случаях, когда нерезидент обоснованно не принял указанный в экспортной статистической декларации отгруженный товар и вернул его экспортеру, требуется представление импортной статистической декларации в порядке и в сроки, установленные законодательством. В данном случае резидент А должен оформить такую декларацию с указанием соответствующего кода внешнеэкономической операции в 5-дневный срок с даты оприходования на склад возвращенного товара. При этом вносить изменения в ранее зарегистрированный паспорт сделки не требуется. Отсутствие оформленной статистической декларации на возврат экспортированного товара является основанием для применения экономических санкций в соответствии с абз.10 подп.2.11 п.2 Указа в размере до 100% стоимости экспортированных товаров.

Если же после регистрации в таможенных органах статистической декларации по экспорту товара его отгрузка со склада не состоялась, то эта декларация должна быть аннулирована в течение 10 календарных дней после регистрации. За несоблюдение данного требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям применяются экономические санкции в соответствии с абз.12 подп.2.11 п.2 Указа в размере до 20% контрактной стоимости товаров, указанных в декларации.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений