$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мифы и реальность

Народный автомобиль

03.06.2008

После длительных раздумий иранская компания Iran Khodro выразила готовность участвовать в проекте строительства цехов сварки и покраски кузовов легковых автомобилей на базе белорусско-британского СП ЗАО «Юнисон». Проект оценивается в 90 млн. USD. Планируется, что его реализация позволит уже в 2010 г. произвести в Беларуси 15-20 тыс. автомобилей. Одновременно руководство Минпрома объявило о намерении начать сборку «легковушек» на базе МАЗа. Планы грандиозные, но уже не новые. Опыт прежних попыток трудно назвать успешным…

Договоренность о том, что иранцы приобретут акциии «Юнисон», достигнута на высоком уровне. Заявления об этом сделаны по результатам недавней встречи министра промышленности Анатолия Русецкого и главы Iran Khodro Маночехр Монтеги. Иранская сторона пообещала своевременно оплатить пакет акций, стоимость которых, по имеющейся у «ЭГ» информации, около 6 млн. USD, а белорусская — поддержку проекту на высоком государственном уровне. Будет создан штаб, курирующий строительство новых производственных мощностей во главе с замминистра промышленности Валентином Гуриновичем. Процесс вхождения нового акционера (их сейчас 3: белорусское государство, СП «Лада-ОМС» и британская компания Fenox) должен быть оформлен в первой декаде июня.

Строительство производства на базе «Юнисон», а также установка второй линии сборки автомобилей потребуют 60 млн. USD прямых инвестиций и еще 30 млн. USD оборотных средств, сообщает ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на подсчеты экспертов предприятия. По словам председателя общего собрания акционеров Алексея Ваганова, к строительным работам смогут приступить примерно через месяц после проведения тендера на выбор подрядчика и поставщика оборудования. Запустить новое производство планируют к концу 2009 г. с выходом на проектную мощность в 2010 г. Ожидаемая производительность новых линий составит 10 машин в час. В первый год эксплуатации с конвейера сойдет 15-20 тыс. автомобилей. Запас инфраструктуры позволит в перспективе наладить выпуск 100-120 тыс. автомобилей в год.

Достаточно сенсационно прозвучало недавнее заявление министра промышленности А.Русецкого о планах развития легкового автомобилестроения на базе МАЗа. При этом новость прошла «одной строкой» без каких-либо подробностей со стороны официальных источников. По информации «ЭГ», соответствующее задание Минпром получил от белорусского правительства. Сейчас на МАЗе создана специальная рабочая группа, которая занимается маркетинговыми исследованиями рынка и изучением опыта аналогичных производств в других странах. Т.е. проект существует на уровне идеи, и ему еще предстоит «обрасти» решениями.

Отметим, идея организовать в Беларуси производство легковых автомобилей витает достаточно давно, однако прежние попытки реализовать ее стоит отнести если не к провальным, то, по крайней мере, к нерезультативным. Есть опыт сборки автомобилей Ford, «Люблин», Samand. Однако ни по одному из них выйти на серьезные объемы производства не удалось. При доведенном задании правительства в 2 тыс. легковых автомобилей на 2007 г. выпустили только 231.

В Минпроме рассчитывают, что с вхождением в число акционеров иранской компании на «Юнисоне» будет утверждена производственная программа на выпуск 3 тыс. автомобилей. Именно такой показатель заложен на 2008 г. государственной Программой развития автомобильной отрасли на 2007-2010 гг. В дальнейшем документ предусматривает увеличение объемов до 5 тыс. штук в 2009 г. и до 20 тыс. в 2010 г.

Таким образом, в очередной раз будет сделана попытка реализовать в республике проект по производству «народного автомобиля», который устраивал бы покупателей по соотношению цена-качество и смог бы сдержать импорт иномарок как подержанных, так и новых. К слову, еще несколько лет назад, выступая в Национальном пресс-центре, руководство Минпрома заявило об экономической нецелесообразности создания у нас крупного производства легковых автомобилей. Очевидно, ситуация изменилась…

Голосование рублем

Между тем рынок легковых автомобилей в Беларуси неуклонно растет. В 2007 г. в страну ввезено 180,4 тыс. иномарок. При этом в денежном выражении импорт увеличился на треть и превысил 1 млрд. USD, что существенно «подпортило» сальдо внешней торговли. Одновременно на 16%, до 5940 USD повысилась и средняя цена на ввозимые авто.

По-прежнему основной объем импорта пришелся на физические лица — более 134 тыс. машин. В 2 раза увеличили ввоз организации. Основными странами-поставщиками были Германия, Франция и Япония.

Достаточно активно в последние 3 года рос рынок новых автомобилей — на 50-70% ежегодно. В 2007 г. продано чуть более 18 тыс. штук. Больше всего (в 12 раз) увеличился импорт из Китая, он составил около 1 тыс. автомобилей. Вместе с тем доля новых машин от общего объема ввоза остается незначительной: примерно 10%.

«Вряд ли какая-то торговая марка в условиях жесткой конкуренции (несколько десятков известных брэндов) может претендовать на серьезную долю рынка в 20-30%», — заявил на недавнем брифинге в БНПА директор ООО «Китайские автомобили» Сергей Варивода. А это значит…

Мнения

Производство легковых автомобилей в Беларуси крайне рискованно с точки зрения экономики, практически единогласно заявляют эксперты. Оно обречено на выпуск недостаточного количества автомобилей для окупаемости проекта, считает С.Варивода.

Добавим, ужесточение тарифного регулирования рынка с целью защитить интересы отечественного производителя грозит пойти вразрез с интересами потребителя, а это многомиллионная армия граждан страны.

Жизненно важной будет доступность внешних рынков. Между тем основной покупатель — Россия — может оказаться несговорчивым. По мнению директора ООО «Агентство деловых связей» Валентина Лопана, возглавлявшего центр общественных связей МАЗа в 1996-2007 гг., наша восточная соседка всячески будет препятствовать тому, чтобы на ее рынок поступали автомобили, произведенные в других странах. Россия ревностно защищает интересы легкового автопрома и уступает лишь, предлагая мировым брэндам разместить производства на ее территории.

К слову, сегодня редкие мировые производители не объявили о намерении построить заводы в РФ. Многие уже работают: BMW, Ford, Toyota, Nissan, Fiat, VW, КИА и другие.

Даже если предположить, что Россия не применит к легковушкам белорусской сборки тарифные и нетарифные барьеры, придется решать множество других задач: организация дилерской сети, сервисного обслуживания, PR-кампании продукции… И затраты на все эти мероприятия могут оказаться сопоставимыми с капвложениями в производственные мощности. Для успешной реализации проекта необходим сильный в финансовом плане стратегический инвестор с известным мировым брэндом.
 
Александр ГЕРАСИМЕНКО
 
Восточный тигр прицелился

В начале апреля Беларусь посетила делегация китайских автомобильных компаний, представители которых изучали возможность размещения в Беларуси сборочных производств. «Мы готовы рассмотреть все предложения белорусской стороны по торговому и инвестиционному сотрудничеству», — заявил тогда глава делегации КНР Чэнь Цзяньго.

По информации С.Вариводы, рассматривалась, в частности, возможность размещения на площадях «Юнисон» производства марки Hafei. (Автомобильная корпорация Hafei Motor. — один из лидеров в сегменте малолитражных автомобилей в Китае. Производительность ее линий — 300 тыс. автомобилей в год. — Ред). Китайский автопром — это волна цунами, меры его поддержки со стороны государства беспрецедентны, отмечает эксперт. Прежде чем налаживать в Беларуси полномасштабное производство китайских автомобилей, необходимо сформировать их позитивный имидж в глазах потребителя, а его пока нет. Также необходимо решить вопросы технического обслуживания и обеспечения запасными частями, преодолеть сложности с сертификацией.