$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Программы

НАПУГАЕМ ИНФЛЯЦИЮ ПРОГРАММОЙ©

04.09.2015

 

Приоритетной целью белорусских властей объявлено снижение инфляции в 2015–2016 гг. и доведение ее уровня с 2017 года до однозначного числа. Пути решения этой задачи изложены в Антиинфляционной программе, утвержденной постановлением Совмина и Нацбанка от 31.08.2015 № 733/17. В ней изложен перечень мер, которые предстоит реализовать правительству, отдельным министерствам и местным властям, чтобы создать условия для ускорения роста экономики и повышения эффективности экономической политики.

Программа состоит из 18 пунктов, включающих меры монетарной, бюджетной, антимонопольной и ценовой политики, которые должны оптимизировать денежное предложение, способствовать перераспределению расходов и регулированию доходов.

Денежно-кредитная политика будет в ближайшие годы носить преимущественно дефляционный характер. Финансирование государственных программ и мероприятий в 2015 г. ограничивается до 44,2 трлн. Br, в 2016-м — не более 42 трлн. Планируется поддержание положительных в реальном выражении ставок денежного рынка, проведение денежно-кредитной политики в режиме монетарного таргетирования и обеспечение сбалансированных темпов роста широкой денежной массы. Пути реализации этих мер не уточняются. Обычно они включают регулирование ставок межбанковского кредита и объемов ликвидности, установление норм обязательных резервов, операции центрального банка с государственными ценными бумагами. Все это широко применяется и сегодня. Очевидно, что политика ограничения денежного предложения и спроса будет продолжаться, что неизбежно влечет сохранение высоких ставок по кредитам и замедление экономического роста.

Из мер по защите национальной экономики от внешних инфляционных воздействий в программе упомянуты лишь гибкая курсовая политика и поддержание «сбалансированной ситуации на внутреннем валютном рынке».

В РАМКАХ бюджетно-налоговой политики предлагается установление в 2016 г. ставок акцизов в отношении алкогольной и табачной продукции с учетом согласованных в рамках ЕАЭС параметров, гармонизации и необходимости сохранения конкурентоспособности отечественной продукции, сохранение ставок акцизов на бензины автомобильные и дизельное топливо на уровне 2015 г. Ставки акцизов на газ, используемый в качестве автомобильного топлива, и масло для автомобилей будут поэтапно индексироваться в пределах прогнозируемого параметра инфляции (в целом на 12% с разбивкой по полугодиям). Почему-то других мер налоговой политики авторы программы не придумали. Между тем снижение налогов на производителей, стимулирование инвестиций и т.д. с целью активизации предложения могло бы дать серьезный толчок к замедлению инфляции — в сочетании с мерами по сокращению бюджетных расходов и разумными шагами по защите социально уязвимых слоев населения. Ведь эффективность антиинфляционных мер во многом зависит от рационального распределения издержек, связанных с их реализацией, среди экономических субъектов.

По-видимому, власти вообще еще не решили, что менять в налоговой политике. В среду Минфин признал, что опубликованный в конце июля проект изменений НК — лишь «рабочий вариант», в котором еще предстоит учесть замечания и предложения заинтересованных органов, а также сложившиеся экономические реалии. Для бюджетных расходов (помимо госпрограмм), индексации зарплат и пенсий в программе места тоже не нашлось.

В ОСНОВУ ценовой политики планируется положить «дорожную карту» изменения регулируемых цен (тарифов) на товары (услуги), которую предстоит разработать в ноябре–декабре т.г. Одновременно декларируется поэтапное сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования жилищно-коммунальных и транспортных услуг в рамках, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития. Это, в частности, предполагает повышение уровня возмещения населением стоимости жилищно-коммунальных и транспортных услуг в увязке с ростом их доходов, оптимизацию затрат на оказание этих услуг, дифференциацию услуг ЖКХ в увязке с объемами потребления услуг. Власти намерены рассмотреть возможность введения планово-расчетных цен на пассажирские перевозки городским транспортом общего пользования и пригородным автомобильным транспортом для определения величины бюджетного субсидирования.

Кроме того, планируется усовершенствовать тарифную политику на топливно-энергетические ресурсы для потребителей реального сектора экономики. Это предполагает сохранение тарифов на электроэнергию и цен на природный газ на уровне 2015 г. (с учетом изменения обменного курса рубля) и введение дифференцированных тарифов на тепловую энергию в зависимости от видов и параметров теплоносителя при сохранении нынешних подходов к установлению таких тарифов по отдельным категориям потребителей.

Еще одна мера — оптимизация размера применяемых оптовых и торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, в т.ч. в рамках мониторинга внутреннего рынка при реализации программы импортозамещения.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ регулирование будет включать усиление контроля за экономической концентрацией на товарных рынках в целях недопущения (предупреждения) возникновения на них доминирующего положения отдельных субъектов хозяйствования. Это предполагает анализ товарных рынков, определение степени их монополизации, а также вынесение решений о согласии на осуществление экономической концентрации. Заметим, что до сих пор подобные решения при создании холдингов принимались без оглядки на концентрационно-монополизационные последствия. Правда, теперь власти обещают проводить контрольные мероприятия и антимонопольные расследования в целях выявления и пресечения фактов нарушения антимонопольного законодательства в части ценовых сговоров и монопольных цен.

Будем надеяться, что эти расследования не обойдут вниманием систему предельных минимальных цен и надбавок. К сожалению, в программе ничего не сказано о тарифах «естественных» монополий (кроме ТЭК) — одном из ключевых инфляционных факторов.

ОСОБЕННО интересен блок «Организационные меры». Первым пунктом в нем значится стабилизация ценовой ситуации на рынке потребительских товаров путем проведения закупочных и товарных интервенций. Напомним, механизм интервенций имеется в Законе «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», но до сих пор власти предпочитали воздействовать на цены иными методами.

Планируется привлекать крупные магазины и торговые сети к организации выездного обслуживания населения в малых населенных пунктах, по согласованным с местными исполнительными органами власти и региональными организациями потребкооперации графикам и маршрутам. Большие планы у чиновников по совершенствованию форм и методов продажи товаров. Один из вариантов — «применение системы скидок, расширение реализации товаров с рассрочкой платежа и доставкой товаров на дом, распространение потребительских накопительных дисконтных карт». Заметим, что бизнес уже давно пользуется этими приемами без всяких указаний свыше, несмотря на трудности, вызванные неясностями законодательства, дороговизной кредитов, а также недоброжелательное отношение чиновников к системам скидок, премий и бонусов в договорах между ритейлерами и производителями. Так что здесь государство может помочь, снизив барьеры, которые само же создало.

В очередной раз власти намерены активизировать работу складов-магазинов по продаже отечественных товаров — оптовыми партиями по ценам производителей. Впрочем, до сих пор это направление было не слишком успешным. На конец 2014 г. в республике насчитывалось 159 магазинов-складов, но заметной роли в розничном и оптовом товарообороте они не играют.

Еще одна не слишком оригинальная идея — регулярное проведение мероприятий, направленных на стабилизацию и снижение цен на потребительском рынке, в т.ч. проведение ярмарок-продаж отечественной продукции по сниженным ценам, стоковых ярмарок в регионах с учетом столичного опыта, рекламных акций, дегустации и выставок-продаж. Такой опыт действительно имеется. С 2011 г. ярмарки проводятся регулярно и стали популярны среди населения, хотя не всегда выгодны для производителей и торговых организаций.

Тем временем Минторг и местные власти будут проводить мониторинг отпускных и розничных цен на потребительские товары «в целях оперативного выявления причин их изменения и принятия мер по недопущению необоснованного роста». Можно не сомневаться, что в этой привычной для чиновников сфере активность и результативность окажутся максимальными.

Министерствам и ведомствам, Нацбанку, облисполкомам и Мингорисполкому предстоит ежеквартально представлять информацию о ходе реализации программы в Минэкономики, которое, в свою очередь, будет следить за ситуацией и также ежеквартально рапортовать правительству о результатах. Граждане и бизнес узнают о них гораздо проще — по содержимому своих кошельков и финансовым результатам предприятий.

Вадим ЛЕБЕДЕВ