Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
01.02.2013 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НАПРАВЛЕНИЯ СКОНЦЕНТРИРОВАТЬ.ИСТОЧНИКИ ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ©

Результаты отчетов руководителей министерств экономики, финансов, иностранных дел, труда и социальной защиты, заслушанные главой правительства Беларуси 28 января, показывают, что власти намерены в основном придерживаться прежней экономической стратегии, невзирая на ее провалы в последние 2 года. Теперь все надежды возлагаются на инновации, модернизацию и экспорт.

Результаты отчетов руководителей министерств экономики, финансов, иностранных дел, труда и социальной защиты, заслушанные главой правительства Беларуси 28 января, показывают, что власти намерены в основном придерживаться прежней экономической стратегии, невзирая на ее провалы в последние 2 года. Теперь все надежды возлагаются на инновации, модернизацию и экспорт.

По мнению министра экономики Николая Снопкова, органы госуправления в 2013 г. должны сконцентрировать свою деятельность на модернизации действующих предприятий, способных обеспечить установленный уровень производительности труда, на создании новых предприятий и инновационных проектах.

В центре внимания Минэкономики будут вопросы модернизации на основе конкретных проектов и их эффективности. Планируются меры по дальнейшему формированию комфортной бизнес-среды в части развития негосударственного сектора экономики, а также по улучшению инвестиционного климата.

Резервы роста ВВП страны министр видит в экспорте и инновациях. По-видимому, у властей есть рецепты преодоления проблем внешней торговли, возникших после остановки «растворительной» схемы (вроде освоения рынков стран «третьего мира»), и нехватки инноваций и стимулирования для них. Главными показателями в Минэкономики считают для предприятий прибыль и зарплату, ее же и валовой региональный продукт — для облисполкомов, для республиканских органов госуправления — рост промышленного производства и рентабельность продаж. Заметим, что отдельными показателями не так-то просто оценить эффективность работы предприятий, отраслей и экономики в целом, особенно если они иногда «подгоняются» под желания начальства.

По мнению министра, для развития традиционных и новых предприятий созданы все институциональные условия. Проблема лишь в нехватке реальных проектов. Минэкономики совместно с облисполкомами проведет доработку проектов развития новых предприятий по районам, а также конкретизирует перечень инновационных проектов для финансирования их за счет инновационных фондов областей. Кроме того, Минэкономики совместно с экспертами МФК разработает меры и дорожную карту по интенсивному развитию информационно-коммуникационных технологий.

Глава правительства Михаил Мясникович поручил четко определить источники финансирования проектов по модернизации (собственные средства предприятий, бюджетные и кредитные ресурсы) и взять под особый контроль эффективность их расходования.

Заодно было бы полезно оценить реальные возможности каждого из источников. Скажем, при общем спаде в прошлом году по сравнению с 2011-м инвестиций в основной капитал на 13,8% объем собственных средств предприятий, направленных на эти цели, уменьшился на 15,3%, кредитов банков — на 31,1%, тогда как средства республиканского бюджета выросли на 5,5%, а местных бюджетов — на 20%. Но, поскольку первые два источника составляют более 2/3 всех капиталовложений, компенсировать их нехватку бюджетными вливаниями будет непросто.

Премьер-министр потребовал от МИДа активизировать работу в вопросах увеличения экспорта белорусской продукции, уделив особое внимание новым быстрорастущим рынкам Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, включая расширение дипломатического присутствия в этих регионах. Еще одна задача — усовершенствование механизма поддержки экспорта, включая компенсацию процентных ставок банкам-нерезидентам, возможность страхования рисков и т.д. Предписано уделить особое внимание оценке рисков при привлечении кредитов на проекты, связанные с созданием совместных компаний, принципам работы в рамках ЕЭП, в т.ч. вопросу придания выпускаемой продукции статуса «товар Таможенного союза». Также МИДу поручено активнее способствовать организации совместных компаний с Россией и Казахстаном.

Между тем тут нужно не столько искусство дипломатов, сколько заинтересованность всех партнеров и взаимная выгода. Пока же многие иностранные бизнесмены довольно критично оценивают как риски нашей гиперинфляционной экономики, так и институциональные условия, особенно отношение к частной собственности. Тень «конфетного конфликта» еще долго будет лежать на инвестклимате Беларуси. Не красит его и затягивание на годы переговоров по слиянию МАЗа с КамАЗом. За это время россияне успели начать совместно с компанией Daimler выпуск автомобилей с немецкими комплектующими и планируют расширять сотрудничество. Белорусские же автопроизводители, того и гляди, окажутся лишними на российском рынке — в дополнение к проблемам защиты на нем других отечественных товаров в условиях одностороннего вступления РФ в ВТО.

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений