Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №6 (2503) от 25.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.6187
EUR:
2.9575
RUB:
3.3342
Золото:
154.55
Серебро:
1.99
Платина:
85.96
Палладий:
183.04
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нанимателям - экономическую свободу, трудящимся - социальные гарантии

Обсуждается проект Генерального соглашения Генеральное соглашение между правительством, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзами должно закреплять только стратегические обязательства сторон - участников социального партнерства. Их де...
Обсуждается проект Генерального соглашения

Генеральное соглашение между правительством, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзами должно закреплять только стратегические обязательства сторон - участников социального партнерства. Их детализация - удел отраслевых  тарифных соглашений  и коллективных договоров. Такова позиция нанимателей в переговорном процессе по поводу заключения вышеупомянутого соглашения на 2006-2008гг. Кроме того, они считают, что государство должно признать право нанимателей и профсоюзов договариваться без участия правительства на всех уровнях социального партнерства, кроме национального.

Вчера во время заседания Национального совета по трудовым и социальным вопросам замминистра экономики, член рабочей группы по подготовке проекта соглашения А.Тур доложил о ходе работы над проектом, который, по его словам, будет разработан к 15 декабря.

Нанимателям хотелось бы самим в соответствии со своими экономическими возможностями определять уровень зарплаты на предприятии, отталкиваясь от ее минимального уровня, установленного правительством и закрепленного в Генеральном соглашении, пояснил <Экономической газете" их логику генеральный директор Республиканского союза нанимателей, член рабочей группы по подготовке текста соглашения Эдвард Кисель. Так, профсоюзы предлагают закрепить в проекте соглашения рост среднемесячной заработной платы к концу 2006 г. до 300 USD в эквиваленте в целом по республике и до 250 USD в бюджетной сфере. По мнению представителей нанимателей, участвовавших в переговорном процессе, такой уровень никак нельзя рассматривать как минимальный, а соответственно и записывать в соглашение. Более того, они считают его недостижимым, а <гонку" зарплаты в отрыве от производительности труда стратегически неверным шагом, который наносит вред экономике предприятия. Только 17% предприятий одной из ведущих отраслей нашей экономики смогут к концу года обеспечить среднюю зарплату на уровне установленных правительством 250 USD в эквиваленте, аргументировал такую точку зрения Э.Кисель. 

Позволим себе отметить небольшую, но показательную деталь. В переговорном процессе участвуют объединения нанимателей государственных предприятий (Республиканский союз нанимателей, Ассоциация предприятий информатики, радиоэлектроники и приборостроения, Союз строителей, Агропромышленный союз и Конфедерация промышленников и нанимателей). Отстаивая свое право решать, сколько платить работникам, они называют установленный государством уровень слишком высоким.  Не так давно автору этих строк довелось присутствовать при обсуждении проблем социального партнерства и роковой роли государства в вопросах регулирования оплаты труда директорами частных компаний (Бизнес союз предпринимателей и нанимателей проводил заседание Республиканского клуба директоров по этой тематике, см. об этом <ЭГ" № 85 за 9.11.2005 г.). Так вот, руководители частных компаний тоже не в восторге от излишнего вмешательства  государства в их взаимоотношения с их же работниками, но огорчает их как раз обратное - ограничение верхнего уровня заработной платы (постановление Совмина № 1561). <Мы не можем заплатить достойную зарплату хорошим работникам", - сокрушались они. Вот она - разница в эффективности частных и государственных компаний.  

Работая над текстом Генерального соглашения, наниматели, представляющие государственные предприятия, хотят закрепить за собой еще одно право - определять оптимальное количество работающих. "Необходимо думать над системой социальной защиты от безработицы, - говорит Э.Кисель. - Создавать фонд занятости, систему страхования от безработицы, увеличивать пособие по ней". Это нужно для того, чтобы предприятия, содержащие сегодня в целях сохранения социальной стабильности слишком большие трудовые коллективы, могли потихоньку сокращать их и проводить реструктуризацию своих производств, менять структуру экономики в целом. Так, в обсуждаемом проекте предлагается "рассмотреть и подготовить предложение о повышении размера пособия по безработице с 2006 г. до 50% бюджета прожиточного минимума (БПМ на сегодняшний день равен 150 800 Br, а пособие - 29 500); обеспечить предоставление в полном объеме предусмотренных законодательством мер социальной поддержки безработных; развивать малый и средний бизнес для обеспечения самозанятости.  С подачи нанимателей в проекте появились дополнительные требования, в частности: "недопущение ограничения свободной реализации на территории Республики Беларусь товаров отечественного происхождения"; "принятие необходимых мер по предупреждению возможных негативных последствий" вступления нашей страны в ВТО; повышение уровня конкурентоспособности экономики на основе структурной перестройки, технико-технологического перевооружения и реструктуризации производства; повышение доли и значения прямого налогообложения.

Несмотря на наличие некоторых инициатив нанимателей, самыми активными лоббистами своих интересов при подготовке Генерального соглашения традиционно остаются профсоюзы, от имени которых этот документ подписывает Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ). Логично, что касаются они вопросов социальной защиты трудящихся и собственно интересов профсоюзов. Так, по мнению ФПБ, правительство и наниматели должны взять на себя обязанность уменьшить к 2008г. долю населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума (БПМ) как минимум до 10% (в первом квартале 2005 г. их было 14%); приближать МЗП (128860 Br) к минимальному потребительскому бюджету (МПБ - 236420 Br). Причем в проекте предлагается контролировать, как наниматель справляется с выплатой заработной платы. Для этого "проработать вопрос о включении в государственную статистическую отчетность информации о выполнении нанимателями Закона Республики Беларусь "Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы".

Для усиления социальной защищенности малообеспеченных ФПБ предлагает "проработать вопрос об освобождении с  2007 года от уплаты подоходного налога граждан, доходы которых не превышают среднемесячную величину бюджета прожиточного минимума". Среди новшеств проекта также меры по социальной защите студентов (рост стипендии до БПМ, освобождение от налога на доходы граждан, сдающих внаем квартиры учащимся); молодых специалистов (беспроцентные ссуды на строительство жилья, "подъемные" в размере 10 базовых величин, заключение трудовых договоров на неопределенный срок); пенсионеров.    

Что касается собственно профсоюзов, то они намерены "проводить согласованную политику по созданию и укреплению профсоюзных организаций в сфере малого и среднего бизнеса"; обязать нанимателей установить доплату не освобожденным председателям профкомов и общественным инспекторам по охране труда, а также премировать освобожденных; не увольнять по сокращению штатов одиноких родителей, опекунов несовершеннолетних детей.

Существенно расширился в проекте перечень целей, на которые наниматели должны отчислять паевой взнос в размере не менее 0,15% от ФОТ профсоюзным организациям. 

И, наконец, самое главное - нормы и положения, включенные в соглашение, предлагается распространять на всех нанимателей, а обязательства и гарантии считать минимальными, и они не могут быть изменены в сторону снижения.

Пока сторонам не удалось достичь консенсуса по ряду спорных моментов. Над текстом соглашения еще предстоит потрудиться  рабочим  группам.

Национальный совет решил подписать соглашение после того, как в феврале на Всебелорусском собрании будет принята программа развития страны на следующую пятилетку. Соответственно совет продлил действие нынешнего соглашения.