$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

НАНИМАТЕЛЬ ОТВЕТИТ ЗА ВСЕ©

01.10.2013

Далеко не всегда передача полномочий от органов госуправления субъектам хозяйствования имеет для последних положительные последствия. Зачастую она превращается в дополнительные обязанности, которые перекладываются на плечи бизнеса.

Один из таких случаев — новый порядок обучения руководителей и работников организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны (далее — обучение), предусмотренный постановлением Совмина от 23.05.2013 № 413 и вступивший в силу с 30 августа 2013 г. Как и многие принятые в последнее время нормативные акты, оно явно преследует цель разгрузить органы госуправления от отдельных функций, а также, что еще важнее, снизить их расходы.

Положение о порядке обучения руководителей и работников республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций независимо от форм собственности и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, а также граждан, которыми комплектуются специальные формирования органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям по мобилизации, утв. постановлением № 413 (далее — Положение), сменило действовавший более 10 лет Порядок подготовки руководителей, должностных лиц и работников республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, общественных объединений и населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. постановлением Совмина от 23.08.2001 № 1281 (далее — Порядок).

В отличие от своего предшественника постановлением № 413 не только установлена обязательность организации обучения в республиканских органах госуправления, иных госорганизациях, подчиненных Правительству, местных исполнительных и распорядительных органах, организациях независимо от форм собственности, учреждениях образования, а также по месту жительства, но и введена ответственность нанимателей за несвоевременное прохождение такого обучения работниками организаций. При этом категории обучающихся, объем, места и периодичность обучения определяются в приложении к Положению, а не дифференцированно, как было ранее, с учетом профессионально-должностных категорий и возраста.

Основными задачами обучения названы получение и совершенствование знаний, умений и навыков предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, действий в условиях таких ситуаций и пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты. Обучение организуется в очной и заочной (в т.ч. дистанционной) формах, а проводиться оно должно исключительно в рабочее время, что, несомненно, должно «порадовать» руководителей. В Порядке подобная норма отсутствовала, хотя и было установлено, что граждане, привлекаемые к обучению, имели право на сохранение средней заработной платы по месту основной работы на период его проведения (в действующем документе о сохранении среднего заработка ничего не говорится).

Если ранее финансирование подготовки руководителей, должностных лиц и работников организаций, а также тренировок и учений, проводимых местными исполнительными и распорядительными органами, осуществлялось за счет средств местных бюджетов и организаций, то теперь финансирование обучения, а также учений и тренировок согласно п. 13 Положения должно осуществляться в пределах средств, предусмотренных на содержание организаций (что актуально для бюджетников), а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Один из таких источников фактически указан в п. 5 Положения. В соответствии с ним обучение руководителей должно осуществляться в учреждениях образования и организациях МЧС, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, путем освоения содержания образовательных программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов и образовательных программ обучающих курсов. При этом по инициативе организаций, имеющих потребность в обучении работников, реализация образовательных программ может быть организована на платной основе с заключением соответствующего договора в сфере образования. Нетрудно догадаться, что МЧС имеет некоторые рычаги (вроде проверки состояния пожарной безопасности), чтобы создать условия для возникновения подобной инициативы у организаций.

Тот же порядок обучения согласно приложению к Положению относится и к заместителям руководителей организаций и главным инженерам. Отметим, что продолжительность обучения для руководящих работников в учреждениях образования и организациях МЧС составляет 36 часов (т.е. практически целую рабочую неделю), и оно должно осуществляться раз в 5 лет. При этом вновь назначенные на должности руководители организаций обязаны пройти обучение в течение года со дня назначения на должность. Кроме того, им вместе с заместителями, главными инженерами положено еще и ежегодное обучение по месту работы (службы) в соответствии с образовательной программой обучающих курсов, которой и определяется его продолжительность.

Что касается работников организаций, то их обучение, продолжительность которого также устанавливается в соответствии с образовательной программой обучающих курсов, должно осуществляться ежегодно по месту работы (службы) либо путем самостоятельного изучения печатной (электронной) продукции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также на учениях и тренировках, проводимых в соответствующих административно-территориальных единицах. А последних Положением предусмотрено немало. В частности, один раз в 3 года в организациях с количеством работающих 300 и более человек должны проводиться комплексные учения, а в организациях, у которых число работников меньше, — объектовые тренировки.

При этом обязанность по организации и проведению таких учений и тренировок, а также соответствующих семинаров, учебно-методических сборов, тренировок и других плановых мероприятий, возложена как на организации независимо от форм собственности, так и на местные исполнительные и распорядительные органы территориального и местного уровней. Руководителям организаций остается надеяться, что работники таких органов не будут проявлять излишнее рвение и, что называется, спустят данную инициативу, явно исходящую от МЧС, «на тормозах», не отвлекая лишний раз работников от выполнения их прямых обязанностей.

А вот от еще одной обязанности, установленной подп. 12.3 Положения, — создавать и развивать учебно-методическую и материально-техническую базу по защите от чрезвычайных ситуаций — скорее всего, не спасет даже отсутствие интереса к этому вопросу со стороны местных властей, ведь проверять наличие такой базы, требования к которой Положением не установлены, будут именно специалисты указанного выше ведомства.

Говоря об обязанностях руководителей по организации обучения своих подчиненных защите от чрезвычайных ситуаций, за неисполнение которой теперь будут наказывать, можно вспомнить и о других требованиях, предъявляемых к нанимателям в связи с обучением, повышением квалификации или переподготовкой работников. Так, согласно п. 11 ст. 55 Трудового кодекса (далее — ТК) при организации труда работников наниматель обязан обеспечивать повышение квалификации или переподготовку работников в порядке и на условиях, определяемых правительством или уполномоченным им органом. А согласно ст. 226 ТК при обеспечении охраны труда работников наниматель должен организовать подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда. Однако в этих случаях руководители имеют от затрат на обучение определенные «дивиденды», поскольку подчиненные приобретают новые знания или навыки, которые будут напрямую использовать в своей работе. Вряд ли то же самое можно сказать про обучение защите от чрезвычайных ситуаций, за которое теперь они также назначены «крайними».

Дмитрий КОРШУНОВ