Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Юридическим лицам
23.05.2017 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Наниматель недоволен результатом командировки:— возмещение командировачных расходов и налог на прибыль

Наниматель не удовлетворен выполнением работником командировочного задания. Как быть с оплатой командировочных расходов и отнесением их на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли?

Как показывает практика, встречаются ситуации, когда наниматель не удовлетворен результатами служебной командировки сотрудников с учетом данного задания и в связи с этим ставит вопрос о правомерности возмещения командировочных расходов и отнесения их на затраты. Рассмотрим, есть ли в такой ситуации правовые основания для ограничения возмещения этих расходов.

Статьей 91 ТК установлено, что служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы. Согласно ст. 95 ТК за работниками, направленными в служебную командировку, сохраняются место работы (должность) и зарплата в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка за все рабочие дни недели по графику постоянного места работы. Порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках определяются правительством или уполномоченным им органом. Предусмотренные в коллективном договоре, соглашении или нанимателем размеры возмещения расходов не могут быть ниже размеров, установленных для бюджетных организаций.

В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утв. постановлением Минфина от 12.04.2000 № 35 (далее – Инструкция № 35), направление работников в служебную командировку оформляется приказом (распоряжением) нанимателя, который является основанием для выдачи аванса и возмещения предусмотренных законодательством расходов работнику, направленному в служебную командировку. К авансовому отчету должен быть приложен отчет о проделанной работе (по требованию нанимателя) (абз. 5 ч. 2 п. 8 Инструкции № 35).

В силу п. 2 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115), основанием для расчета и выплаты денежных средств командированным работникам является приказ (распоряжение) нанимателя о направлении работника в командировку. В нем в случае, если командирование за границу осуществляется на основании приглашения госорганов иностранных государств, международных или иностранных организаций, указываются условия командирования за границу согласно соответствующему приглашению (расходы на проживание, обеспечение жилым помещением, проезд и т.д.).

Наниматель при командировании работников за границу устанавливает задание на командировку, которое должно носить конкретный характер и не содержать общих и нечетких формулировок (п. 4 Инструкции № 115). В задании на командировку указываются государство и цель командировки, время нахождения за границей, план встреч и переговоров, перечень вопросов, подлежащих решению или изучению, а в случае заключения договора (контракта, соглашения) – предмет договора (контракта, соглашения), иные сведения, необходимые для реализации целей и задач командировки. Он же определяет форму письменного отчета по выполнению задания на командировку и порядок его представления. Работники представляют письменный отчет об итогах служебной командировки в 10-дневный срок со дня прибытия (п.п. 5, 47 Инструкции № 115).

Итак, в ТК определено общее правило о гарантиях работникам при направлении в служебную командировку и не содержится каких-либо норм, устанавливающих зависимость компенсаций командировочных расходов от полноты выполнения служебного задания.

Инструкция № 35 в принципе не определяет командировочное задание как документальный «элемент» при направлении в командировку в пределах РБ, а только констатирует право нанимателя на истребование отчета о проведенной в период командировки работе.

Несмотря на наличие в Инструкции № 115 требования о задании на командировку и предоставлении отчета о выполнении этого задания, гарантии и компенсации работнику, командированному за границу, не зависят от полноты и качества исполнения служебного задания.

Следовательно, в рассматриваемой в вопросе ситуации правовые основания для ограничения либо лишения права работника на возмещение понесенных командировочных расходов, подтвержденных документально в установленном Инструкциями № 35 и № 115 порядке, отсутствуют. Полагаем, это справедливо, в т.ч. в силу невозможности во многих случаях оценки полноты и эффективности работы в командировке с учетом объективных и субъективных факторов.

Вопросы поощрения либо дестимулирования по результатам служебной командировки можно решать в рамках применения локальных нормативных правовых актов организации (например, положения о премировании или о служебных командировках), не нарушая при этом базовые принципы и правила трудового законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 130 НК затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухучета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухучета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, а также корректировок, определенных с учетом положений ст. 301 НК.

Вместе с тем согласно подп. 1.6 п. 1 ст. 131 НК при налогообложении не учитываются затраты на командировки, произведенные сверх норм, установленных в порядке, определенном ТК. То есть командировочные расходы, признаваемые таковыми на основании трудового законодательства, включаются в затраты для целей налогообложения независимо от результатов командировки и выполнения задания на командировку:

– при их отражении в бухучете и непосредственной связи этих расходов с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав (факторы экономической обоснованности (п. 3 ст. 130 НК), определения цен на товары (ст. 301 НК) в данном случае не рассматриваются как не относящиеся к сути вопроса);

– в пределах норм, установленных в порядке, определенном ТК.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений