Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Проблемы и решения
30.07.2002 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Намусорил? Плати

Издавна человечество озабочено вопросом: куда девать отходы?...
Издавна человечество озабочено вопросом: куда девать отходы? Но поскольку вопрос очень непростой, его решение всегда запаздывало. В результате проблема актуальна и поныне, при этом, чем более развитое в техническом и экономическом отношении государство, тем она актуальнее.

Существует такая проблема и в Беларуси, где ежегодно образуется около 22 млн. тонн отходов, а перерабатывается в год всего 15--16% от этого количества. Зачастую из-за отсутствия безопасных технологий обращения с отходами, неорганизованности сбора тех из них, которые могут служить вторичным сырьем, энергоносителями или вспомогательным материалом, а также из-за нашего равнодушия к судьбам природы теряется немало полезных компонентов, остро необходимых республике. И получается, что иные предприятия одной рукой выбрасывают очень нужное сырье, загрязняя территории и создавая массу прочих проблем, а другой покупают его же за рубежом.

На фоне бурного роста парка автомобилей в республике отдельного рассмотрения требует проблема сбора и утилизации отбегавших свое автомобильных шин и других резиносодержащих отходов. Их уже угрожающе много, и к тому же они долговечны, не поддаются биологическому разложению, требуют больших площадей для хранения, могут вызвать воспламенение и нестабильность в массе других отходов, а кроме того служат отличным "жилфондом" для различных насекомых, грызунов и прочей живности.

Учитывая опыт обращения с резиносодержащими отходами в Западной Европе, где эта проблема практически полностью решена, Минприроды совместно с Минторгом разработало положение о порядке обращения с изношенными покрышками и другими резиносодержащими отходами. Согласно ему каждый гражданин обязан сдавать изношенные шины в заготовительные или перерабатывающие организации, возместив при этом расходы, связанные с переработкой таких отходов.

Подход, прямо скажем, мало приемлемый для нашего менталитета, хотя принцип "загрязнитель платит" присутствует в законодательстве давно. Вокруг разработанного документа еще идут споры, не позволяющие придти к единому решению. С одной стороны, действительно, странно: сдавая изношенные шины, гражданин должен еще и приплатить (а ведь за стеклотару, например, платят нам). Но ведь и логика неумолима: каждый из нас -- производитель отходов, т.е. загрязнитель, и обязан чтить закон. Да и почему, собственно, "чистюля Иванов" должен собственноручно и за свой счет убирать за "грязнулей Петровым"? Ведь сбор и переработка изношенных шин стоят немалых денег. Особенно переработка, поскольку требует дорогостоящего в приобретении и эксплуатации оборудования, значительных энергетических затрат. Поэтому многие специалисты считают, что в нашей экономической ситуации нормально (если, конечно, мы не хотим усугубления экологических проблем), что гражданин оплатит гаражно-строительному кооперативу, шиноремонтной организации или заготовительной организации "Белкоопсоюза" услуги по сбору, хранению, транспортировке и переработке изношенных шин. По предварительным подсчетам -- в среднем 180 руб. за штуку. Затраты, как видим, невелики, тем более что автолюбители меняют покрышки примерно раз в два года, отдачу же почувствуют и современники, и потомки.

Для более удобной организации системы сбора резиносодержащих отходов планируется создать сеть заготовительных пунктов, принимающих изношенные шины у населения, что сократит расходы, связанные с их транспортировкой на большие расстояния.

Минприроды инициирует также в целях совершенствования правового и экономического механизма регулирования работы с отходами разработку Концепции изменения и формирования национального законодательства с учетом установления расширенной ответственности производителей. Это означает, что на производителей многих видов продукции будет возлагаться обязанность организовывать сбор и переработку, или обезвреживание своей продукции после завершения ее жизненного цикла.

Уважаемые сограждане! Если у вас есть еще какие-либо идеи и предложения по организации сбора изношенных шин у населения, просим писать в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по адресу: 220048, г.Минск, ул.Коллекторная, 10. Только совместными усилиями мы сможем ускорить решение одной из самых актуальных экологических проблем современности.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений