$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Наморозить, законсервировать и продать

29.02.2008

В 2008 г. в Беларуси планируется построить 12 новых заводов по производству плодоовощной и консервной продукции. Объем ее производства будет увеличен почти в два раза, до 403 млн. условных банок. В ближайшее время также может быть организована централизованная реализация отечественных консервов и соков на внутренний рынок через логистический торговый центр. Об этом шла речь на недавнем заседании Совмина.

Правительство ориентирует отрасль на активное наращивание объемов производства и утверждает, что фундамент для таких предпосылок уже заложен. Так, в 2007 г. в модернизацию консервной промышленности инвестировано 133 млрд. Br, что в 5 раз превысило уровень предыдущего года. Активная модернизация, а также строительство новых объектов продолжится и в 2008 г. В основном они будут ориентированы на выпуск импортозамещающей продукции, в т.ч. соков.

Однако если произвести отечественные производители смогли, то с реализацией возникли проблемы. «Сейчас важно разработать четкую программу по сбыту такой продукции, — подчеркнул в ходе заседания Совмина премьер-министр Сергей Сидорский. — Пока не все то, что производится, хорошо продается». Как показывает практика, модернизация — не есть гарантия сбыта. К примеру, в 2007 г. в развитие Витебского плодоовощного комбината вложили 5,3 млрд. Br, ввели новую линию быстрого замораживания продуктов. Одновременно, по результатам года, запасы готовой продукции на предприятии в 8 раз превысили среднемесячный объем производства.

В правительстве выступают за создание единой системы маркетинга и рекламы отечественной консервной продукции. По информации председателя концерна «Белгоспищепром», под Минском будет создан логистический торговый центр консервной продукции, через который она будет поставляться в магазины. К рекламе отечественной продукции предложено активно подключиться СМИ, в материалах, по мнению правительства, ставка должна делаться на качество белорусских консервов и соков. Одновременно Госстандарту поручено проанализировать потребительский рынок с точки зрения натуральности продукции. По информации премьера, из-за рубежа на белорусский рынок поступают суррогаты, консерванты, генномодифицированная продукция.

В ближайшее время контроль за качеством некоторых продовольственных товаров может быть существенно усилен на законодательном уровне. По информации «ЭГ», комплекс государственных стандартов на соковую продукцию, соки, нектары будет введен с июля 2009 г.

На заседании Совмина обещано не применять силовых мер по ограничению импорта. От отечественных производителей ждут победы в конкурентной борьбе, требуют более адекватного реагирования на запросы рынка. По мнению экспертов, это позволит не только существенно снизить импорт, но и нарастить экспорт плодоовощных консервов, в частности, зеленого горошка, консервированных огурцов, фасоли, джемов, варенья и других продуктов. Ставка также сделана на производство консервов и соков в современной упаковке.

Пока в экспортно-импортной борьбе перевес не в нашу пользу: доля импортных плодоовощных консервов на белорусском рынке около 60%. Как сообщили «ЭГ» в Белгоспищепроме, только по сокам импорт в прошлом году превысил 140 млн. усл. банок (муб.) и составил 43 млн. USD. Экспорт был символическим — 3,8 муб., из которых 3,4 муб. — яблочный концентрированный сок. Почти половина импорта приходится на РФ, 30% — на Украину. Именно этот сегмент рынка считается одним из наиболее перспективных. В среднем житель Европы выпивает в год 30-40 л соков, среднестатистический белорус — не более 8 л (в расчет не берется сок, произведенный в рамках подсобного хозяйства). С уверенностью можно прогнозировать, что в ближайшие годы потребление соков в Беларуси будет расти, так что есть резон бороться за рынок.

Одно из слабых мест перерабатывающей отрасли — нестабильность сырьевой базы. Она зависит то того, что выращивает население, а также от периодичности плодоношения. В 2007 г. физическими лицами произведено 90% валового сбора плодово-ягодной продукции и 86% овощей. Существующая до сих пор в садах республики периодичность плодоношения оказывает существенное влияние на работу перерабатывающих предприятий при заготовке основного вида сырья — яблок. Их нестабильные урожаи то вызывают необходимость закупки за рубежом, что ведет к удорожанию производимой продукции (2005 и 2007 гг.), то вынуждает отрасль работать на пределе возможностей (2006 г.). В Белгоспищепроме также говорят о необходимости расширить ассортимент возделываемых плодово-ягодных (крыжовник, облепиха, голубика, слива, вишня) и овощных культур.

Отметим, что спрос на импортную плодоовощную продукцию на белорусском рынке «подогревается» торговлей, объектами общественного питания, ресторанами, барами. Речь идет о теневом обороте такой продукции. По информации «ЭГ», в ход активно идут бонусы, «откаты», «вторые варианты». Этот понятийный аппарат хорошо знаком многим товароведам, директорам ресторанов. К примеру, в Минске менеджерам по продаже плодоовощных консервов и соков сложно поставить товар в магазин или ресторан, не предложив «личный интерес» их работникам. В случае с импортным товаром это сделать проще. «Заинтересованные» люди много сил потратят, доказывая преимущества импортного перед отечественным. Но это совсем иная сторона проблемы…

Александр ГЕРАСИМЕНКО