Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Факты, комментарии
05.06.2009 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нам ничего не угрожает

Пока есть деньги

Внешний государственный долг, который сейчас составляет около 5 млрд. USD, не настолько велик, чтобы угрожать экономической безопасности Беларуси. Деньги у государства есть, они находятся на счетах Минфина и Нацбанка, но сложившаяся ситуация заставляет нас экономить, заявил министр финансов Андрей Харковец, выступая на заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике.

Комментируя высказанное главой Минфина РФ Алексеем Кудриным мнение о том, что кредитная нагрузка на белорусское государство становится угрожающей, А.Харковец подчеркнул: показатели госдолга не выходят за пределы международных и национальных нормативов.

Если брать отношение госдолга к ВВП, то в международной практике допускается 50%, по нашим стандартам — 20%, реально имеем 10%, а к концу года планировали максимум 14%. С точки зрения второго показателя — отношения платежей по обслуживанию долга к экспортной выручке страны, международные нормы составляют 25%, Беларусь, по словам министра финансов, имеет гораздо более низкие нормативы и реальные показатели. Что касается отношения платежей по обслуживанию долга к доходам бюджета, то международный показатель равен 10%, белорусский — 7%, реально он менее 4% — ничтожная, по мнению министра, величина. К тому же средний период погашения госдолга составляет 11 лет — это «очень хороший показатель».

А.Харковец напомнил, что рейтинговое агентство Standard & Poor’s оценило возможности Беларуси по наращиванию госдолга до 9 млрд. USD. Правда, он признал, что с точки зрения его моментального рефинансирования «есть вопросы». Однако существуют экономические методы работы с международными финансовыми организациями и странами-донорами, «там есть несколько стандартных действий, которые нивелируют проблему в случае ее возникновения».

Действительно, пик платежей по внешнему госдолгу придется на 2012-2013 гг. Но чтобы эти выплаты не повлияли на безопасность государства, правительство предпримет ряд действий, в частности, сотрудничая с МВФ. Глава Минфина сообщил, что «кредиты МВФ выдаются на срок до 4 лет, но у них есть программа расширенного финансирования, и эти платежи можно растянуть до 7 лет. Эта тема уже является предметом дискуссии в работе с фондом». В числе превентивных действий А.Харковец выделил возможность резервирования средств МВФ на счетах в США, причем деньги будут числиться за Беларусью. Кроме того, «мы еще практически не прибегали к продаже госсобственности и не выходили с заимствованиями на внешние финансовые рынки». При этом у Беларуси «есть предметные наработки по привлечению средств ряда западных банков, но они не состоялись — кризис опередил нас буквально на один месяц».

Хотя на расширенном заседании парламентской комиссии рассматривался вопрос об исполнении бюджета за 2008 г., разговор несколько раз переходил на обсуждение сегодняшней ситуации в экономике. Отвечая на вопросы депутатов, А.Харковец сообщил, что размер фонда национального развития на начало 2009 г. был равен 4,3 трлн. Br. «Доходы фонда национального развития в 2008 г. составили 636 млрд. и сформированы в основном за счет перечисления части прибыли высокорентабельных госпредприятий. Израсходовано 2,7 трлн. В основном они выделялись в качестве бюджетных ссуд на финансирование приобретения горюче-смазочных материалов, на техническое переоснащение мелиоративного хозяйства, на мероприятия по замене теплосетей, перевод котельных от использования топочного мазута на другие виды топлива. Преимущественно расходы были на цели развития и на возвратной основе», — подчеркнул министр.

«Запас денег есть, они находятся на счетах Министерства финансов и Нацбанка. Мы сжимаем расходы, хоть деньги и есть, но такова экономическая среда: мы вынуждены более жестко подходить к расходам, финансы пригодятся, и в 2010-2012 годах вернемся к их использованию», — отметил А.Харковец.

Дефицит налоговых доходов бюджета в текущем году может составить 19% к плану. «Реально, возможно, значительная часть запланированных средств не поступит в бюджет», — констатировал министр. Это, в первую очередь, связана с трудностями сбыта белорусской продукции на российском рынке, на который традиционно приходилось около половины нашего экспорта. «Сегодня нам сложно говорить, что крупные белорусские предприятия эффективно работают, их туда (имеется в виду рынок РФ) просто не пускают», — отметил министр. Поэтому «говорить, что мы профинансируем все, что запланировано — по меньшей мере, популизм».

А. Харковец напомнил, что 28 мая принят Указ Президента о корректировке бюджета-2009. Его расходы сокращены на величину дефицита и таким образом бюджет стал сбалансированным. При этом министр отметил, что после уточнения бюджета рост расходов на здравоохранение сохранен на самом высоком уровне: они увеличатся примерно на 20 — 25%, а остальные скорректированы на уровень инфляции (около 11-15%). Расходы, связанные с оплатой труда, в 2009 г. уменьшены не будут. Министр подчеркнул, что Минфин никогда не инициировал проведение экономии бюджетных ресурсов на счет этого источника.

Кстати, в ходе разговора выяснилось, что Минфин инициирует изъятие у бюджетных организаций заработанных ими средств, предложив перечислять их на счет казначейства. «Сфера образования, здравоохранения, МВД, МЧС — это бюджетные органы, которые еще зарабатывают внебюджетные средства. Они направляются на финансирование своей деятельности. В частности, в сфере образования не менее 50% идет на оплату труда, остальное — на укрепление материально-технической базы. Таким образом, 1,5 трлн. руб. бюджетные организации расходуют самостоятельно», — сказал А.Харковец.

«Мы предложили, учитывая размер ресурсов и с целью контроля, использовать новый механизм. Бюджетная организация получает деньги за обучение, аренду и другое и с определенной периодичностью — раз в день или месяц, — перечисляет их на счет государственного казначейства, которое обеспечивает учет каждого платежа бюджетной организацией. Например, все, что поступит от БГУ, будет числиться за ним. На сумму поступивших доходов мы предлагаем увеличить бюджетную смету этой организации, а она сама определит цели — зарплата, ремонт и т. д.», — сказал А.Харковец. При этом упростится бухгалтерская отчетность и сократится количество финансовых документов. Правда, министр был вынужден признать, что «деньги будет сложнее потратить. Но на то и государство — деньги должны быть потрачены на то, на что государство позволило их собирать на госсобственности».

Отдельные депутаты с министром не согласились. По их мнению, против нововведения выступят все ректоры вузов: ведь сегодня платные услуги помогают им решать многие хозяйственные вопросы, на которые бюджет денег не выделяет.

В конце заседания председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Вадим Попов, присутствовавший на встрече, неожиданно поинтересовался: на каком основании Минфин корректирует бюджет текущего года? «Вы нам рассказываете, что там забрали 7-8 трлн. руб., там еще что-то забрали, что готовите новые предложения, но никаких прав манипулировать статьями расходов и доходов вам никто не давал! Бюджет утвержден законом. Президент принял указ о корректировке бюджета, а вы чего спите?» Руководитель постоянной комиссии подчеркнул, что парламентарии «требуют внесения изменений в закон о бюджете».

В.Попов также отметил значительные проблемы с финансированием бюджетных расходов в регионах, что приводит к необходимости выполнения работ без соответствующих средств. Местная власть в одном из районов «заставила строительный комплекс работать, на то она и власть». В итоге задание выполнено, но денег нет, образовалась задолженность в 200 млн.Br. Если дело и дальше так пойдет, то программы будут сорваны. А если бы эти объекты были вовремя профинансированы и возведены, подчеркнул В. Попов, то появилась бы дополнительная продукция и дополнительные поступления в бюджет. Jн напомнил, что Госдума РФ уже рассмотрела и приняла предложения о корректировке бюджета РФ.

Однако министр так и не назвал конкретную дату, когда правительство намерено внести соответствующий законопроект. Поскольку сегодня запланировано пленарное заседание Палаты представителей, где докладчиком по двум пунктам повестки дня значится А.Харковец, то вполне вероятно, что эти вопросы возникнут вновь.

Анна ФЕДОРОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by