$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

Нам не дано предугадать, чем лицензия отзовется

21.07.2009

Приступая к процессу получения лицензий, субъекты хозяйствования должны выполнить ряд требований. Иные из них, хоть и обременительны, но вполне разумны. А вот другие при ближайшем рассмотрении сулят будущему лицензиату немалые риски. Причем случается это в совершенно разных сферах деятельности, которые ничего между собой общего не имеют, кроме своей лицензируемости и вытекающих из этого проблем.

Василий ПАСЕВИЧ, аудитор

Заглянем, например, в Положение о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей, утв. постановлением Совмина от 20.10.2003 № 1386. Согласно подп. 8.2 обязательным лицензионным требованием для строительной организации является, среди прочего, наличие в штате руководителей, специалистов и рабочих, работающих по основному месту работы. В штате соискателей лицензий (лицензиатов) на выполнение строительных и иных специальных монтажных работ должно быть не менее трех рабочих соответствующих специальностей и квалификации для каждого запрашиваемого вида работ. Кроме того, требуется наличие системы управления и (или) контроля качества работ и услуг, системы управления охраной труда, наличие собственных или арендованных основных производственных фондов, необходимых для данной деятельности. Есть также требования к образованию, стажу работы, повышению квалификации и аттестации руководителей и специалистов таких организаций.

Сведения и копии соответствующих документов соискатель представляет в Минстройархитектуры.

А теперь рассмотрим другой нормативный документ — Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утв. постановлением Совмина от 17.10.2003 № 1346. Согласно его п. 7 лицензионным требованием и условием для получения юридическим лицом лицензии является наличие в штате не менее трех аудиторов, включая руководителя, для которых данная организация является основным местом работы. Кроме того, имеется и особое требование: проведение лицензиатом обязательного аудита после страхования ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг.

Итак, в обоих случаях (как, впрочем, и в некоторых других) есть общая черта: наличие в штате лиц определенной квалификации, для которых эти предприятия служат основным местом работы.

Найти квалифицированные кадры в нужном количестве не так-то просто. Три аудитора — это еще ничего. А вот строительные и иные специальные монтажные работы, к примеру, включают 8 видов работ. Понадобятся или многопрофильные специалисты, или 24 рабочих разных специальностей и квалификации, не считая служащих. Но штатным работникам полагается регулярная зарплата, а коль скоро это высококвалифицированные специалисты — то немаленькая.

Где найти для этого средства, если до получения лицензии нельзя даже заключить договоры на выполнение профильных работ и оказание услуг, не говоря уже о выручке. Наказание за это по ст. 12.7 КоАП весьма сурово. А ведь нужны еще средства на приобретение основных средств, материалов, оплаты аренды и т. п.

Но согласно п. 10 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Декретом Президента от 14.07.2003 № 17, лицензия, как правило, выдается в месячный срок с момента подачи документов в лицензирующий орган. Срок этот может быть продлен еще до 15 дней на период проведения проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Все это время штатные «рты», без которых лицензии не получить, должны быть «накормлены» какой-никакой зарплатой. Надо же людям как-то жить. Да и Трудовой кодекс к тому обязывает. Правда, согласно ст. 71 ТК при простое не по вине работника зарплата не может быть ниже 2/3 установленной ему тарифной ставки (оклада).

Покрыть такие расходы можно за счет уставного фонда (если учредители готовы это предусмотреть). По сути же понесенные с момента регистрации предприятия и до получения лицензии расходы, включая зарплату, арендную плату, услуги связи, амортизацию, являются убытками. Правда, многие бухгалтеры отражают их как расходы будущих периодов. Но признать такой подход правильным нельзя. Впрочем, трудно назвать данный период и простоем. Ведь таковым обычно признается период прекращения деятельности, а тут она еще и не начиналась и предпринимательская деятельность (с экономической точки зрения) еще не велась.

Согласно ст. 34 ТК простоем признается временное (сроком не более 6 месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т. д.). А п. 4 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), позволяет в фактической себестоимости отражать, среди прочего, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам. Но отсутствие работы до получения лицензии носит не производственный или экономический характер, а скорее административный.

С другой стороны, начисленная зарплата и прочие затраты бесконечно в составе расходов будущих периодов «висеть» не могут. Рано или поздно их придется списать. За неимением выручки их придется отнести на внереализационные расходы, что фактически равносильно убыткам. А за них в нынешние времена по головке не гладят.

Если по каким-либо объективным и субъективным причинам лицензия так и не будет выдана, то возникает еще более серьезная проблема: что делать с нанятыми работниками? Поскольку в их услугах организация не нуждается, их придется увольнять, и не иначе как по сокращению штатов в соответствии со ст. 42 ТК. Но об этом наниматель обязан не менее чем за два месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, соглашении, письменно предупредить работника. Только как это сделать, если, к примеру, за лицензией мы обратились месяц-полтора назад, а отказали нам в ней вчера? Или предупреждать о возможном увольнении сразу при приеме на работу?

В аудиторских организациях есть хотя бы возможность до получения лицензии оказывать сопутствующие услуги (составление отчетности, ведение бухучета, консультирование и др.). Тем не менее на стадии становления организации прокормить как минимум трех человек весьма проблематично и чревато убытками.

Выход, хотя это отчасти противозаконно, в таких организациях находят. В отношении оборудования строительные организации заключают фиктивные договоры аренды либо срок аренды определяется с момента получения лицензии. И в тех и в других организациях людей отправляют в незаслуженный отпуск за свой счет. В практике встречаются случаи, когда при приеме на работу у новичка требуют заявление об увольнении по собственному желанию с открытой датой.

Всех перечисленных проблем можно было бы избежать, если позволить сначала получить лицензию, после чего, не рискуя понести убытки, набирать персонал, приобретать технику, заключать договоры. А затем отчитаться в выполнении лицензионных требований и условий. Если же они не соблюдены — лицензию придется вернуть. Предпринимательские риски станут намного меньше. Всего-то и требуется — внести соответствующие изменения в законодательство.