$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

НАЛОГОВЫЙ ПРАКТИКУМ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ©

22.06.2012

Появление в этом году в Налоговом кодексе норм о трансфертном ценообразовании вызвало довольно много вопросов у налогоплательщиков. С просьбой объяснить механизм его действия и последствия применения «ЭГ» обратилась к начальнику главного управления международного налогового сотрудничества МНС Алле СУНДУКОВОЙ.

— Алла Чарльзовна, могут ли возникнуть проблемы у налогоплательщиков, если им придется доказывать, что сделки совершались по рыночным ценам?

— Для таких опасений нет никаких оснований. Статья 30-1 Налогового кодекса действительно требует при определении налоговой базы по налогу на прибыль в текущем году принимать во внимание необходимость применения рыночных цен. Однако для подавляющего большинства налогоплательщиков никаких корректировок налоговой базы не произойдет. Нормы о трансфертном ценообразовании касаются далеко не всех хозяйственных операций. В частности, не подлежит корректировке налогооблагаемая база по сделкам, когда цена на товар регулируется законодательством РБ или иностранных государств, формируется в соответствии с предписаниями антимонопольных органов, сложилась по результатам биржевых торгов или в ходе аукциона, определена оценщиком в случаях, когда проведение оценки стоимости имущества является обязательным у нас или за рубежом.

Уровень цен, примененных плательщиком, будет анализироваться налоговыми органами при реализации недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены на объекты недвижимости на дату их реализации, а также при внешнеторговой деятельности, если цена сделки превышает в течение календарного года 20 млрд. Br на дату реализации товара, и цена такой сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены на товары на дату приобретения или реализации.

— Почему вообще понадобился такой контроль?

— В последние годы в Беларуси существенно реформирована система налогообложения. По мере либерализации в этой сфере, сокращения количества проверок и объема проверяемых вопросов потребовался новый механизм контроля, позволяющий проверять полноту отражения налоговой базы с учетом рыночных условий сделок. Оптимизация налоговой нагрузки путем занижения цен ставит субъектов предпринимательской деятельности в неравное положение и лишает государство налоговых доходов. Правило контроля трансфертного ценообразования позволяет налоговым органам оценить ситуацию и при необходимости скорректировать налоговую базу.

— Кто чаще всего использует трансфертные цены?

— Как правило, при заключении договоров купли-продажи стороны исходят из рыночной цены, формируемой на основе спроса и предложения на рынке однородных товаров в аналогичных (сопоставимых) экономических условиях. Трансфертная же цена устанавливается путем экономически не обоснованных соглашений и, следовательно, отличается от объективно сформированной рыночной цены. Такой механизм ценообразования часто используется компаниями, которые связаны общими экономическими интересами, управлением или капиталом и находятся в разных налоговых юрисдикциях. Или кто-то из них имеет налоговые льготы. То есть это компании, подпадающие под определение взаимозависимых лиц, приведенное в ст. 20 НК.

Цель трансфертного ценообразования — «увести» деньги из-под налогообложения. Например, компания может занизить налоги, покупая по завышенным ценам товары у своей «дочки», находящейся в стране, где налоги ниже. Или же, если подразделения транснациональной компании находятся в разных странах, в одной из которых есть ограничения на вывод прибыли за границу, в т.ч. путем установления дополнительных налогов, то можно увеличить поток прибыли в эту страну, установив высокие трансфертные цены для подразделений в других юрисдикциях. Это позволяет вывести прибыли из страны, в которой действуют ограничения.

Поскольку применение трансфертных цен по внешнеторговым операциям является способом вывода прибыли за границу, налоговые органы будут прежде всего контролировать сделки с субъектами хозяйствования, зарегистрированными или имеющими постоянное местопребывание в государствах, где уровень налогообложения, и в первую очередь по налогу на прибыль, ниже, чем у нас. Кроме того, будут анализироваться сделки с резидентами особых экономических зон или иных льготных спецрежимов в других государствах, а также сделки с компаниями, которые прямо или косвенно являются взаимозависимыми лицами по отношению к белорусским предприятиям. Кроме того, мы будем анализировать сделки, по которым плательщик показывает убытки.

— Но и для убытков, и для отклонения цен от рыночных могут быть объективные причины. Скажем, если нужно завоевать новые рынки или продвинуть новый товар…

— Конечно, такие обстоятельства обязательно будут приниматься во внимание. Однако, если цена контролируемой сделки более чем на 20% ниже наименьшей из рыночных цен, информация о которых находится в доступных открытых базах данных или сведениях, предоставленных организациями, в ходе налоговой проверки плательщику придется представить письменные пояснения причин своих действий. Обоснованной причиной снижения цены обязательно будет признаваться применение скидок, бонусов, премий, которые обычно предоставляются плательщиком в договорах с покупателями, не являющимися взаимозависимыми лицами (в т.ч. условия по объему покупок, срокам платежа и т.п.).Также будут приниматься во внимание сезонные колебания спроса, потеря товарами потребительских свойств, истечение (приближение даты истечения) сроков годности или реализации, маркетинговая политика плательщика при продвижении на рынки новых для плательщика видов товара, а также вхождение на новые рынки сбыта.

В таких случаях оснований для пересчета налоговой базы нет. Но если убедительных аргументов плательщик не представил, налоговая база будет скорректирована исходя из минимального значения цены, информацию о которой налоговые органы получили из источников, указанных в п. 4 ст. 30-1 НК.

-- А какие методы контроля рыночной цены будут применяться?

-- Основной метод — сравнение цены контролируемой сделки с ценой идентичного или однородного товара в сопоставимых условиях. Чтобы определить сопоставимость условий сделок, будет учитываться объем поставляемой товарной партии, сроки выполнения обязательств и другие условия, влияющие на стоимость сделки, в частности, условия сделки, оказывающие влияние на выполнение сделки, например, местоположение и величина рынка, наличие на рынке замещающих товаров, покупательская способность потребителей.

Для этого берутся данные из источников информации в той последовательности, как они приведены в п. 4 ст. 30-1 НК. При отсутствии таких сведений придется использовать сведения о ценах (пределах их колебаний) и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах, сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной оценщиком в соответствии с законодательством РБ, калькуляции стоимости товара; сведения из бухгалтерской и государственной статистической отчетности, в т. ч. размещенные на официальных сайтах белорусских и иностранных организаций.

— При этом у субъектов хозяйствования могут потребовать большое количество документов?

-- При анализе сделки и поиске сопоставимых данных налоговые органы должны соблюдать принцип разумности. Количество и детализация документов, собираемых в качестве доказательств или в обоснование соответствия цен рыночным, должно отвечать обстоятельствам конкретной сделки.

Плательщику перед заключением сделки целесообразно проанализировать ее цену с теми, которые применялись им в ближайшие периоды при реализации идентичных (однородных) товаров иным лицам, не являющимся взаимозависимыми. Если различие не превышает 20%, то цена сделки налоговыми органами будет признаваться рыночной.

Если компания не осуществляла в ближайший к контролируемой сделке период реализацию идентичного (однородного) товара в сопоставимых условиях, то цены будут сравниваться с открытыми базами данных биржевых торгов, с опубликованной данными статистики внешней торговли, с опубликованной информацией о ценах и биржевых котировках, содержащейся в официальных источниках информации органов госуправления, с данными информационно-ценовых агентств. При этом в первую очередь анализируется информация, содержащаяся в национальных источниках информации, а при ее отсутствии (недостаточности) — из общедоступных баз данных иностранного государства, в которое реализован товар. Для анализа используется информация о ценах по двум и более сделкам (не учитывая контролируемую).

При отсутствии сведений в общедоступных источниках налоговый орган обращается за сведения о ценах на идентичный (однородный) товар в органы статистики, таможни, отраслевые министерства и ведомства, а также в налоговые службы иностранных государств с запросом о ценах на идентичные (однородные) товары на их рынке.

-- А если на рынке отсутствуют сделки по идентичным (однородным) товарам или условия сделок, о которых получена информация, не соответствуют тем, которые установлены по контролируемой сделке, или если информация о них недоступна?

-- В этих случаях для определения рыночной цены последовательно применяются метод цены последующей реализации и затратный метод. Первый используется, когда приобретенный товар по контролируемой сделке далее реализуется покупателем другому лицу. Основанием для сравнения является наценка следующего продавца. То есть, этот метод может использоваться только при наличии факта перепродажи.

Здесь при анализе сделок с недвижимостью может проводиться встречная проверка покупателя, который приобрел такое имущество. При анализе внешнеторговых сделок направляется запрос в налоговую службу иностранного государства для получения сведений о перепродаже товара, необходимых для проведения расчета.

Если этот метод применить нельзя, будет использоваться затратный метод, при котором рыночная цена товара рассчитывается как сумма произведенных затрат плюс прибыль. В качестве затрат выступают обычные в таких случаях косвенные и прямые расходы на производство и реализацию, в т.ч. на транспортировку и хранение, страхование и т.п., а прибыль принимается в размере, характерном для данного вида деятельности. Затратный метод применяется, как правило, к производителям и провайдерам услуг.

-- Много ли нарушений при контроле за трансфертным ценообразованием можно ожидать?

-- Вряд ли. У нас пока нет практики такого контроля, и налоговые органы будут очень осторожно его применять. Вся информация будет тщательно анализироваться. Так что добросовестным налогоплательщикам абсолютно нечего опасаться.

Беседовала Валерия Герасимова


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях