$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ©

15.07.2014

О системах контроля за оборотом в разных сферах бизнеса рассказывает начальник главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам Владимир МУКВИЧ.

— Владимир Валерьевич, количество игорных заведений в Беларуси сокращается. Не связано ли это с внедрением систем контроля за оборотами в данной сфере?

— Я считаю, что это в большей мере обусловлено введением лицензирования. Но и контроль здесь действительно усилился. МНС совместно с инвестором (ООО «Белатра») в прошлом году завершило создание специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (далее — СККС). К СККС подключены игровые автоматы, кассы букмекерских контор, кассы тотализаторов. По состоянию на 1.05.2014 г. к указанной системе подключены 9958 игровых автоматов и 22 букмекерских сервера, что составляет 100% от их общего количества.

С 1.12.2013 г. информация, формируемая СККС, непрерывно актуализируется в режиме реального времени (онлайн) для контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса. С помощью этой системы обеспечивается сбор, обработка и хранение данных о работе игорных заведений, включая сведения об обороте денежных средств в данной сфере и участниках азартных игр, получивших деньгиа в кассах игорных заведений.

По состоянию на 1.05.2014 г. 138 юридических лиц имеют лицензию на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, что на 32,7% меньше, чем на 1.01.2011 г.

Всего в стране на 1.05.2014 г. функционировало 479 игорных заведений, что на 26,1% ниже этого показателя на начало 2011 г. Причем самое существенное, почти на 40%, сокращение наблюдается по количеству залов игровых автоматов.

С помощью СККС налоговые органы контролируют налоговую базу налога на игорный бизнес по введенному Налоговым кодексом с 1.01.2014 г. новому объекту обложения этим налогом — положительной разницей между суммой принятых ставок и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок). За январь–апрель 2014 г. дополнительные поступления по налогу на игорный бизнес за счет введения такого объекта налогообложения принесли в бюджет более 14,2 млрд. Br.

— Как это и изменения в Налоговый кодекс, вступившие в силу в текущем году, повлияли на поступления в бюджет от игорного бизнеса?

— В целом поступления налога на игорный бизнес в казну за январь–апрель т.г. составили 131,9 млрд. Br, что на 24,4 млрд. Br больше, чем за аналогичный период 2013 г. При этом его удельный вес в доходах бюджета, контролируемых МНС, ежегодно увеличивается, например, в 2012 г. — менее 0,2%, а в январе–апреле 2014 г. — 0,3%.

— В каком направлении будет развиваться налогообложение игорного бизнеса в Беларуси?

— Концепцией развития игорного бизнеса в Республике Беларусь, утв. постановлением Совмина от 12.01.2011 № 31, предусмотрено, что налоговые поступления по этой деятельности должны увеличиваться за счет введения комбинированной ставки налога, состоящей из фиксированной ставки и процента от разницы между сделанными ставками и выплаченными выигрышами. Поэтому в Налоговый кодекс внесены коррективы, предусматривающие изменение существующей системы налогообложения игорного бизнеса с учетом практики функционирования СККС. То есть дополнительно к фиксированным ставкам по налогу на игорный бизнес введены доплаты в размере 4% от положительной разницы между принятыми ставками и выплаченными выигрышами по всем видам деятельности в сфере игорного бизнеса.

МНС будет анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности организаторов азартных игр, исходя из которых мы будем предлагать совершенствовать налогообложение данной сферы.

В настоящее время проводится работа по увеличению поступлений в бюджет налога на игорный бизнес за счет легализации в Беларуси онлайн-казино. Уже подготовлен проект указа, который проходит согласование с органами государственного управления. Проектом Указа предусмотрен также ряд изменений по государственному регулированию игорного бизнеса и налоговому контролю, обусловленный практикой применения норм Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, утв. Указом Президента от 10.01.2005 № 9 (в редакции указов от 19.11.2010 № 599 и от 24.09.2012 № 416).

— Каковы результаты внедрения средств контроля налоговых органов в вендинговом бизнесе?

— Результаты внедрения системы контроля торговых автоматов (СКТА) анализировались непосредственно после ее создания и введения в эксплуатацию. В последующем, следуя основным направлениям Директивы Президента от 31.12.2010 № 4, в т.ч. по радикальному сокращению финансовой отчетности, специализированная отчетность в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих вендинговый бизнес, для оценки эффективности внедрения СКТА не вводилась, и, соответственно, сделать анализ таких результатов сегодня проблематично. Однако, если до внедрения СКТА среднемесячная выручка на один торговый автомат составляла в сопоставимых ценах 2,9 млн. Br, в настоящее время она достигла 9,4 млн. Br, то есть увеличилась в сопоставимых ценах в 3,2 раза. Это очень большой рост, и есть все основания полагать, что роль внедрения СКТА в этом показателе достаточно весома.

— Какова сейчас ситуация с установкой в кассовые аппараты средств контроля налоговых органов? Стремление МНС как можно скорее решить эту задачу не очень радует бизнес…

— Усиление контроля за оборотами в той или иной сфере бизнеса никогда не вызывает положительную оценку налогоплательщиков. В целях наведения порядка в розничной торговле и активизации борьбы с экономическими преступлениями в этой сфере МНС ведет активную работу по созданию системы контроля кассового оборудования (СККО). Одним из ее этапов стало принятие постановления Совмина и Нацбанка от 9.08.2013 № 700/14, предусматривающего поэтапное внедрение СККО. А МНС приказом МНС от 25.09.2013 № 93 утвердило План создания системы контроля кассового оборудования и ее внедрения в Республике Беларусь.

По результатам конкурса по выбору исполнителей работ для создания СККО исполнителем выбрана белорусская компания ООО «Новаком проект». Разработаны и утверждены технические задания на СККО. С рядом крупных изготовителей кассового оборудования в рамках заключенных договоров проводится работа по определению конкретных требований программно-технического характера по взаимодействию кассового оборудования с СКНО, которые в дальнейшем будут отражены в предложениях по подготовке технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования к кассовому оборудованию для подключения СКНО и функционирования с СККО.

Также уже есть конструкторская документация для производства устройств СКНО и проведена дополнительная оптимизация топологии размещения электронных компонентов для максимального уменьшения размеров устройства. Это позволит подключать СКНО к большинству моделей кассового оборудования, включенных в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории республики с учетом их доработки производителями. Сейчас создаются макетный и опытный образцы СККО и системы защиты в ней информации.

Внедрение СККО, базирующейся на современных информационных технологиях и специально созданной телеметрической сети передачи данных путем использования цифрового стандарта сотовой связи, обеспечит переход на принципиально новый подход к контролю за полнотой учета выручки. Эта система позволит организовать дистанционный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования при розничной продаже товаров и оказании услуг, оперативно выявлять скрывающих выручку субъектов хозяйствования, а затем проводить в отношении них контрольные мероприятия.

— Акцизы играют весьма существенную роль в доходах казны. А в некоторых регионах они и вовсе вышли на первое место среди налоговых платежей. С 1 июля ставки акцизов по ряду товарных групп увеличены. Получается, что в условиях нестабильного поступления налога на прибыль акцизы могут стать основным источником мобилизации дополнительных средств в казну?

— Я не согласен с таким выводом. Да, плановые назначения в консолидированный бюджет по акцизам в текущем году по сравнению с прошлым увеличены в 1,3 раза. В 2014 г. нам надо собрать 22 012,3 млрд. Br акцизов, а за 4 месяца т.г. их поступило 5559,1 млрд. Br. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года эти поступления в сопоставимых ценах выросли на 12,2%.

В текущем году удельный вес акцизов в доходах консолидированного бюджета действительно увеличился. Так, за январь–апрель текущего года этот показатель составил 10,9%, что выше на 1,3 п.п., чем в том же периоде 2013 г. В связи с увеличением с 1 июля текущего года ставок акцизов на отдельные группы подакцизных товаров по итогам года прогнозируется и рост данного показателя. А за последние 5 лет доля акцизов в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет характеризуется следующей динамикой: 2009 г. — 11%, 2010 г. — 12,3%, 2011 г. — 10,2%, 2012 г. — 10,7%, 2013 г. — 12,6%.

Итак, цифры говорят сами за себя. Акцизы всегда играли значимую роль в формировании доходов консолидированного бюджета. Но это не дополнительный источник, а плановый платеж, как, впрочем, и в других странах. Под дополнительными поступлениями в налоговой сфере понимаются платежи, перечисляемые в бюджет сверх сумм, уплаченных плательщиками согласно задекларированным налоговым обязательствам, т.е. по результатам контрольных мероприятий и за счет мер принудительного взыскания, осуществляемых налоговыми органами в рамках возложенных функций строго в соответствии с законодательством.

Беседовала Валерия ГЕРАСИМОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях