$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Налоговый контроль совершенствуется и ждет моратория

11.07.2017

На пресс-конференции накануне дня работников налоговых органов представители МНС рассказали о результатах контрольной деятельности и перспективах ее изменения.

Наша налоговая система не отличается от применяемых в других странах, приободрила налогоплательщиков заместитель министра Светлана Шевченко. У нас достаточно короткий перечень налогов и самые низкие ставки по прямым налогам. Новые налоги вводиться не будут, а повышать ставки действующих МНС не предлагает.

Но и снижения налоговой нагрузки не предвидится. Более 70% доходов консолидированного бюджета страны сегодня формируют налоговые доходы. План по налоговым поступлениям выполняется.

Положительной тенденцией замминистра считает 4-кратное увеличение электронного взаимодействия налоговых органов с плательщиками. Сегодня по сети, в т.ч. через личный кабинет плательщика, общаются с инспекциями МНС 273 тыс. субъектов хозяйствования, в т.ч. 114 тыс. организаций, 159 тыс. ИП, более 250 тыс. физических лиц.

Всего же на налоговом учете в стране состоят свыше 235 тыс. индивидуальных предпринимателей, причем 47% их взносов в бюджет дают ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения. На долю ИП – плательщиков единого налога приходится всего 25%, подоходного налога – 28,3%.

Кроме того, о своих доходах за прошлый год отчитались свыше 24 тыс. физических лиц – на 3% больше, чем годом ранее. Они заплатили в бюджет 40,9 млн. BYN подоходного налога, что на 36% больше, чем по результатам предыдущей кампании по декларированию совокупного годового дохода. В среднем каждый из декларирующих доход внес 2700 BYN, а самая большая сумма – 2,7 млн. BYN.

Чтобы получить льготу по подоходному налогу, декларацию подали 7,7 тыс. человек, которым вернули 15,7 млн. BYN. Самые большие возвраты получили лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеющие право на имущественный вычет при покупке или строительстве жилья. В то же время по результатам проверки деклараций 2,5 тыс. граждан предъявлено к уплате налога на сумму 1,5 млн. BYN. В основном это связано с нарушениями законодательства при уплате налога с доходов, полученных из-за границы, или в связи с работой по найму у физических лиц. Есть отдача и от декларирования доходов и имущества. Здесь 1,7 тыс. человек пришлось отчитаться и заплатить в бюджет 1,8 млн. BYN.

За I квартал текущего года проведено более 14 тыс. проверок, рассказал заместитель министра по налогам и сборам Владимир Муквич, в т.ч. более 9360 субъектов хозяйствования и 4634 физических лиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число плановых проверок уменьшилось на 6,3%. Правда, субъектов хозяйствования проверяли немного больше из-за камеральных проверок (почти 60% общего числа). Это в определенной мере обусловлено внедрением электронных счетов-фактур. Зато теперь корректировки, как правило, производятся своевременно без применения административной ответственности. Современные технологии позволяют налоговикам гораздо оперативнее выявлять ошибки.

По результатам проверок субъектов хозяйствования, находящихся в процессе ликвидации, в бюджет поступило 130 млн. BYN, а из-за необоснованности возврата НДС – 14,5 млн. BYN. Мониторинг принес только 0,6% общей суммы поступлений по результатам проверок. В дальнейшем основной акцент будет сделан именно на камеральный конт­роль, обеспечивающий, по мнению МНС, «максимальный результат».

В перспективе В. Муквич пообещал решение вопроса о проведении налоговых проверок за период не более 5 лет. Напомним, это сначала было предусмотрено проектом указа «Об отдельных вопросах проведения проверок и налогообложения юридических и физических лиц», а затем – проектом декрета «О развитии предпринимательства и ис­ключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу» (см. «ЭГ» № 88 от 18.11.2016 и № 25 от 31.03.2017).

Ликвидируемых субъектов хозяйствования, у которых движения по счетам не было в течение 36 месяцев, МНС предлагает вообще не проверять, поскольку такие проверки ничего государству не дают.

Некоторые решения уже действуют. Например, с начала текущего года изменился порядок обжалования решений налоговых органов. Все этапы этого процесса сформулированы в ст. 87 НК. Проще стал и порядок ликвидации субъектов хозяйствования. Важно не только начать бизнес, но и его грамотно закончить, отметил В. Муквич. В настоящее время МНС работает над перечнем административных процедур, количество которых в налоговой сфере с 2010 г. сократилось с 47 до 24. Сейчас предлагается отменить выдачу справки о том, что ИП является плательщиком единого налога, изменить порядок выдачи книги учета проверок, увеличив сроки для ее получения до 6 месяцев. Может стать проще регистрация объектов игорного бизнеса: специальная компьютерная система делает излишней их регистрацию в налоговом органе. С 28 августа физические лица смогут ограничить доступ своих родственников в игорные заведения в судебном порядке.

Положительные перемены видит зам­министра в сфере маркировки. Например, упрощен порядок хранения и отменены ограничения в отношении перемещения маркированных алкогольных напитков. В. Муквич также положительно оценил результаты введения маркировки меховых изделий. В 2016 г. их легальный ввоз в страну увеличился на 30%, а таможенная стоимость – на 24%. В то же время в рамках ЕАЭС сейчас обсуждается возможность расширении перечня товаров, подлежащих маркировке. Это, по мнению Евразийской экономической комиссии и чиновников стран – участниц ЕАЭС, будет способствовать созданию равных условий для бизнеса, повышению прослеживаемости производства и движения товаров. В. Муквич пообещал возможность удешевления процесса маркировки.

Важным «призом» перемен для белорусского бизнеса может стать мораторий на проведение проверок. По мнению В. Муквича, это необходимо, по­скольку сегодня контролирующие ин­станции порой по-разному трактуют законодательство, что негативно влияет на развитие экономики. Мораторий помог бы улучшению условий для пред­принимательской деятельности и выработке единых подходов контролирующими органами. Остается дождаться, когда все обещанные проекты станут реальными нормативными актами, вступившими в силу.

Автор публикации: Валерия ГЕРАСИМОВА