$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НАЛОГОВЫЙ КОКТЕЙЛЬ:©

01.09.2015

«энергетики» с акцизами

Планы законодателей обложить в новом году акцизами безалкогольные тонизирующие напитки всерьез встревожили производителей. Свои опасения по этому поводу они высказали на «круглом столе», организованном Ассоциацией европейского бизнеса. Впрочем, были и альтернативные мнения.

Предполагается, что подакцизным товаром станут безалкогольные энергетические напитки «специального назначения», содержащие кофеин и (или) тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, регламентируемом Минздравом, с массовой долей сухих веществ не менее 10%. Ставка акцизов на такие напитки может составит 7000 Br на 1 литр, т.е. в 2 раза выше, чем на пиво. Интересно, что на алкогольные напитки (кроме марочного вина) и пиво власти в 2016 г. акцизы увеличивать не намерены, учитывая сложное финансовое положение их производителей.

Компенсировать недостачу налога государство собирается за счет «энергетиков», которые заблаговременно подозреваются во вредности для здоровья людей. Однако, по мнению первого заместителя гендиректора УП «Кока-Кола Бевриджис Белоруссия» Андрея Рощупкина и менеджеров других производителей, в т.ч. российских, это неправильно. Сейчас делаются попытки ввести дополнительное регулирование в данной сфере, хотя здесь и так имеются техрегламенты. По словам представителей заводов, энергетические напитки нигде не облагаются акцизами. Нет такой практики ни в Евросоюзе, ни в государствах ЕАЭС, ни где-либо еще, хотя такие напитки продаются в 170 странах мира. Попытка ввести на них акцизы предпринималась в Украине, но законопроект не был принят. Белорусская инициатива будет нарушением требований по гармонизации акцизной политики, установленных Договором ЕАЭС, отметили участники «круглого стола». Они также обратили внимание, что уровень потребления этих напитков в Беларуси и России невелик — всего около 1 л на душу населения в год, тогда как в ЕС — 3–5 литров. Впрочем, отдельный статистический учет потребления таких напитков не ведется. Все подсчеты сделаны на основании опросов, которые показали, что основной круг потребителей здесь — молодежь.

Налоговики объясняют необходимость введения акцизов на тонизирующие напитки не фискальными интересами, а заботой о здоровье людей. А заместитель директора по медицинской части ГУ «Республиканский научно-практический центр психического здоровья» (РБ) Сергей Осипчик считает, что наше государство «подходит рационально», предлагая установить акцизы на такую продукцию. Обсуждаться может лишь размер ставок.

В свою очередь, россияне — заместитель главного врача по лечебной работе ООО «ЭпиЦентр» Максим Гришин и член правления Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (РФ) Александр Паталаха — уверяют, что умеренное потребление тонизирующих напитков не приносит вреда для здоровья — это подтверждают исследования, проведенные на крысах. Поэтому «гипертрофированное внимание» к этому сегменту явно необосновано. Ведь кофе и чай тоже могут быть вредны, если их пить слишком много. Между тем содержание кофеина в них — 250–500 мг на литр, тогда как в энергетических напитках — 250–350 мг.

Заместитель председателя Ассоциации европейского бизнеса Марина Боровко напомнила, что стабильность законодательства — один из основных факторов привлекательности бизнес-климата в стране. На нем негативно отразится введение новых акцизов. К тому же, по мнению А.Рощупкина, регулярно дорожающие контрольно-идентификационные знаки и так позволяют государству изымать у производителей часть доходов в бюджет. В случае введения акцизов рынок безалкогольных тонизирующих напитков «просядет», по самым скромным оценкам, на 11%, а с учетом нынешней экономической ситуации — в 2 раза больше. В результате казна недополучит НДС и налог на прибыль. По подсчетам производителей, если планы властей воплотятся в жизнь, то стоимость 1 л напитка вырастет с 37 тыс. до 44 900 Br. В этой сумме 15,6% составят акцизы, 11% — стоимость контрольно-идентификационного знака. Между тем расходы на эти знаки весьма значительны. К примеру, глава направления по работе с госорганами Ассоциации европейского бизнеса Евгений Мордосевич сообщил, что компания «Хайнекен» тратит в Беларуси 3,5 млн. EUR в год на контрольно-идентификационные знаки, а на солод для производства пива — 5 млн.

Замдиректора по финансам и экономике ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков» Валентина Шепелева ожидает, что увеличение налоговой составляющей повлечет снижение объема продаж, но заверила, что их удельный вес в производстве невелик. Она также отметила, что все рецептуры такой продукции согласованы с Минздравом.

К сожалению, никто из участников «круглого стола» ничего не сказал ни об удельном весе потенциально подакцизного товара в объеме производства и реализации безалкогольных напитков, ни о финансовом состоянии предприятий-производителей. Предположительно доля «энергетиков» составляет около 1% в общем объеме рынка безалкогольных напитков. Тогда не очень понятно, насколько серьезна и актуальна эта проблема. Конечно, акцизы можно ввести на что угодно, хоть на соль и сахар, которые иные врачи иначе чем «белой смертью» не называют. Но обычно подакцизными в современной экономике являются менее массовые, но достаточно дорогие товары — бензин, дизтопливо, моторные масла, ювелирные изделия, а также явно вредные — алкоголь и табак. Это обеспечивает акцизам стабильно высокую долю в налоговых доходах бюджета. Но налоговая политика, в т.ч. в части акцизов, должна соизмеряться как с фискальными потребностями казны, так и с интересами производителей, населения, а также возможностями рынка.

По последним данным Минфин уже отказался от идеи обложения акцизами энергетических напитков. Впрочем, новой версии проекта изменений в Налоговый кодекс еще никто не видел…

Валерия ГЕРАСИМОВА