Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Проекты
07.05.2002
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"Налоговый кодекс будет совершенствоваться"

Общая часть Налогового кодекса, принятая во втором чтении Палатой представителей и уже внесенная на рассмотрение в Совет Республики, определяет цели и задачи, принципы налогообложения...

Общая часть Налогового кодекса, принятая во втором чтении Палатой представителей и уже внесенная на рассмотрение в Совет Республики, определяет цели и задачи, принципы налогообложения и построения налоговой системы, правовое положение налогоплательщиков и налоговых органов... Мы довольно подробно знакомили читателей со структурой и основными положениями проекта (см., например, "НЭГ" N 86 от 2001-11-16г.). Каким стал документ после доработки, какие изменения внесены в него в ходе подготовки ко второму чтению? Об этом мы попросили рассказать председателя парламентской комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике Сергея КИСЕЛЕВА.

Всего в ходе подготовки ко второму чтению внесено более трехсот поправок. Так, в процессе доработки проекта уточнены основные понятия и термины, его редакция приведена в соответствие с правилами законодательной техники и теперь включает в себя четыре основных раздела: "Общие положения", "Налоговое обязательство", "Налоговый учет и налоговый контроль", "Налоговые и таможенные органы Республики Беларусь. Обжалование решений налоговых органов".

Расширен перечень республиканских налогов и сборов, дополнительно включены гербовый, оффшорный и консульский сборы; экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

Много споров возникало вокруг ст.9 "Местные налоги и сборы". При этом рабочая группа исходила из того, что включать налог на землю в состав категории "местные налоги и сборы" нецелесообразно в виду того, что этот налог должен устанавливаться на республиканском уровне и иметь единые условия исчисления и уплаты на всей территории страны. А вот вопрос о зачислении сумм данного налога в местные бюджеты может решаться, как и в настоящее время, законами о госбюджете Республики Беларусь на соответствующий финансовый (бюджетный) год, а также может быть рассмотрен при подготовке Особенной части Налогового кодекса.

Также комиссия посчитала нецелесообразным введение специального налога на наследование и дарение, так как в настоящее время такие доходы подлежат налогообложению на условиях, устанавливаемых законодательными актами о подоходном налоге с физических лиц. При этом значительная часть таких доходов от налогообложения освобождена.

При доработке ст.22 "Обязанности плательщика" в связи с исключением из проекта главы, устанавливающей виды нарушений налогового законодательства и ответственности за их совершение (так как указанные нормы включаются в Кодекс об административных правонарушениях -- по аналогии с банковскими и таможенными правонарушениями) дополнена нормативным предписанием об обязательности привлечения к ответственности, предусмотренной законодательными актами.

В новой редакции проекта Общей части НК изменена расшифровка понятий объекты налогообложения, налоговый агент, уточнено понятие реализации товаров (работ, услуг), а также исключен пункт о безвозмездной передаче имущества государственным и местным исполнительным органам.

В ст.52 "Пени" появилась норма, предусматривающая, что после исполнения налогового обязательства плательщик (иное обязанное лицо) может быть освобожден от уплаты пени в порядке, установленном Президентом.

Изменилась редакция некоторых статей главы 6 "Принудительное исполнение налогового обязательства, взыскание пеней", здесь учтены предложения депутатов, уточняющие порядок оформления дебиторской задолженности, а также процедуру взыскания налога, сбора (пошлины), пеней за счет имущества плательщика. В главе 7 "Зачет, возврат налогов, сборов (пошлин), пеней" более конкретно изложена процедура зачета (возврата) излишне уплаченных и излишне взысканных платежей с учетом сроков исковой давности, установленных гражданским законодательством.

Существенным образом доработана глава о налоговом контроле: четче прописаны порядок снятия с учета в налоговом органе, обязанности органов и уполномоченных лиц по регистрации и учету, в том числе имущества. Нормы, касающиеся налоговой проверки, которые ранее были объединены в одну статью, в нынешней редакции регулируются пятью статьями: 69 "Налоговая проверка", 70 "Камеральная налоговая проверка", 71 "Выездная налоговая проверка", 72 "Привлечение эксперта для оказания содействия при проведении налоговых проверок" и 73 "Привлечение специалиста при проведении налоговой проверки". В них детально регламентированы основания, периодичность и порядок проверок и статус проводящих их лиц. В частности, плановые налоговые проверки одного и того же плательщика могут проводиться не более одного раза в год, а общая их длительность не должна превышать 30 рабочих дней. Этот срок может быть продлен только руководителем (его заместителем) налогового органа.

Статья 86 "Порядок обжалования" содержит процедуру обжалования обоснованности назначения налоговой проверки, которая, за исключением проводимой по поручению Президента, Совета Министров, Комитета госконтроля Республики Беларусь, может быть обжалована в вышестоящий налоговый орган, а также в соответствующий совет по координации контрольной деятельности в области либо в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

По-новому изложены вопросы привлечения к проверке эксперта и специалиста. Четче сформулированы основные требования, предъявляемые к акту проверки, определен порядок его оформления и обжалования. Кроме того, в целях избежания дублирования нормативных предписаний исключена статья "Недопустимость причинения убытков при осуществлении налогового контроля", так как данный вопрос в достаточной мере урегулирован. Согласно ст.22 проекта Общей части НК плательщику предоставлено право требовать возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством. Кроме того, в соответствии со ст.84 налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные плательщикам вследствие незаконных решений, неправомерных действий (бездействия), а равно незаконных решений, неправомерных действий своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

В целях повышения эффективности налоговых проверок налоговым органам предоставлено право создавать налоговые посты (ст.81), обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (порядок их образования будет определяться правительством). С этой же целью включена норма, позволяющая налоговым органам проводить в установленном порядке контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг. Здесь же дано определение контрольной закупки -- это искусственно созданная должностными лицами налоговых органов ситуация приобретения товарно-материальных ценностей без цели их потребления или последующей реализации. Также включен пункт, обязывающий налоговые органы отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих органов, который в первоначальной редакции квалифицировался как право налоговых органов.

Я и мои коллеги-депутаты не смотрят на данный проект как на застывшую догму, не подверженную никаким изменениям, так как опыт большинства развитых стран, где налоговая система складывалась десятилетиями, свидетельствует о необходимости постоянного совершенствования правоотношений в этой сфере. Это подтверждает и практика Российской Федерации, где по мере принятия отдельных глав Специальной части Налогового кодекса одновременно вносятся изменения и в уже действующую Общую часть. Таковы реалии современного этапа развития экономики и ее реформирования в наших государствах.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений